История в принципе банальная, ничем особенно не привлекательная, её могло и не быть, если бы не стечение обстоятельств. Сподвигнули меня на сборку этого аппарата несколько событий, на первый взгляд между собой ничем не связанных.
Началось всё с того, что один старый приятель задарил мне (отдал за ненадобностью) два якобы «динаккордовских» динамика, вернее колонку от гитарного усилителя с двумя динамиками.
(
http://audioportal.su/forums/showpost.php?p=294710&postcount=163 http://audioportal.su/forums/showpost.php?p=295061&postcount=166 ). Почти одновременно другой, по старой привычке, приволок в ремонт усилитель на полевых транзисторах с «двухэтажной» схемой питания (450 Ватт), за который в нашей провинции никто больше не взялся. Начал я собирать информацию на разных сайтах, случайно наткнулся на статью о ламповом звуке и постепенно заинтересовался темой лампового гитарного усилителя. К тому же сына пригласили играть в группу, появилась необходимость в небольшом комбике для домашних занятий, а может быть и для репетиций. Транзисторными усилителями я раньше занимался, и собирал, и ремонтировал имеющиеся, но до ламповых дело не доходило. Хотя сам лет десять играл на ламповом усилке, вытащенном из комплекта «Мария» («басовом» если кто помнит, на выходе 3 пары 6П14П). Колонки, как теперь модно говорить «кабинеты», несколько раз менялись, а усилок оставался практически в первозданном виде, если не считать того, что я вставил его в корпус «а-ля Marshall» и впаял на вход небольшой, модный в те времена фильтр, так называемый «щелчёк», для поднятия верхов. Как я пожалел о том, что когда «завязал», как мне казалось с музыкой, оставил все нажитые за долгие годы музыкальной деятельности железяги в музыкалке у друзей, а они при переезде на новое место работы выкинули всё старьё за ненадобностью! Оказывается сейчас это такой раритет!
Ну так вот, решил я собрать ламповый гитарный комбик. Для начала навёл ревизию дома, в гараже, в кладовке у родителей, где ещё хранилось кое-что из старых деталей. Нашёл несколько трансформаторов, пару коробок с конденсаторами, резисторами и т.д. и т.п.
Нашёл даже старый магнитофон «Чайка-66», который в своё время был переделан под ревербератор. Выдрал из него потроха. Ну вот подумал я - принципе почти готовый “Champ”! Но потом остановило несоответствие 2-х-ваттного усилителя и 30-ти ваттного динамика. Стало жалко не использовать мощностные возможности динамика. Начался мучительный выбор схемы. Продолжался он почти месяц в перерывах между работой, командировками и праздниками. Как обычно, лампы в пары не подбирались, имеющийся ТАН не выдавал нужного для выбранной схемы напряжения, при расчёте выходного транса каждый раз получались разные данные. В итоге был выбран вариант с двумя каналами “clean & hi-gain” (на все случаи жизни) и power-amp типа Marshall-18, для простоты вариант с сайта AZG. Я конечно понимал, что хватаюсь за слишком трудную задачу для начинающего в tube-amplifier-строении, но как говорится «мы не ищем лёгких путей»!
Учтя настоятельный совет не использовать б/у лампы, заказал комплект ламп и панелек с запасом, на случай подбора пары. Ждал заказ 3 недели. Но меня ждало разочарование… Из пяти имеющихся 6П14П-ЕВ, даже учитывая то, что 3 шт. из одной партии, пары не подобралось. Разброс 5-10%. К тому же самостоятельно рассчитанный и намотанный выходной трансформатор на железе как у Ерасова ТП60-862Р (казалось бы по всем правилам) добил меня полным отсутствием работоспособности. Пришлось ехать за консультацией и помощью к коллегам по старой работе, то бишь телемастерам (был в моей жизни и такой период, довольно длительный). Те не отказали, раздобыл у них со старых складских запасов нулёвых 6П43П-Е 6 шт. (с 1978 по 1991 год) и из загашников ТС-180 и ТС-270 в комплекте с дросселями. На удивление из 6 6П43П получилось 2 тройки с разбросом 1 мА. Переделал выходной каскад под эти лампы, и решил попробовать с другим трансформатором в качестве выходного. Для этих целей пригодился ТПП-286. Первичка 127/220, то есть для РР включения подходит, маловато витков, но для эксперимента не так критично. Неожиданно для меня усилитель заработал! Радости не было предела! Потом уже началась проверка режимов и настройка. Оказалось, что частотка оставляет желать лучшего, выходная мощность при Uанод=250 В всего 6,5-7 Ватт неискаженного сигнала. Тогда я ещё раз решил попробовать с изготовленным самостоятельно трансом, прежде чем снова его перематывать. Перед повторной установкой тщательно проверил коммутацию секций первичной обмотки. Сделал вывод о своих умственных способностях (не лестный для меня) и соединил секции по-другому. Я уже говорил, что к намотке отнёсся ответственно, даже простенький станочек сварганил (фото 3).
Сделал среднюю «щёчку», секционирование В-П-В-П-В, поэтому сразу не сообразил как правильно соединить секции, хотя два раза до этого переключал их, но не мог угадать. С третьего раза получилось… В итоге мои труды не пропали даром, усилитель заработал как надо! Окончательная доводка оказалась, пожалуй, самым сложным этапом. Для начала пришлось побороться с фоном (стандартными методами), потом корректировка режимов и проверка АЧХ. Найдя ещё пару 6П14П-ЕВ перемерял имеющиеся и нашёл комплект с минимальным разбросом по току. Но потом всё-таки поставил обратно 6П43П-Е. При использовании 6П14П не понравилась “жесткая” работа на «верхах». Визуально на осциллографе видны какие-то ступеньки после 8 кГц на громкости близкой к максимальной, и на слух это тоже чувствуется. При использовании 6П43П АЧХ более линейна, а звук мягче. Вероятно я всё таки накосячил с расчётами, и мой транс лучше согласуется с 6П43П, чем с 6П14П. Конечно, это возможно дилетантский подход, но я решил пока оставить так.
Выходная мощность неискаженного сигнала примерно 10 Ватт (до ограничения в выходном трансформаторе). На «гейне» можно выжать16-18 Ватт практически без ущерба для прямоугольной формы ограниченного предом сигнала.
В принципе достигнуто всё, что планировалось. Но, несмотря на это, переделал монтаж полностью. Вначале «земля» была сделана «шиной». Минимальный фон был 12-15 мВ на полной громкости. Пока испытывал на мелком 5-ти ваттном динамике, устраивало, но когда подключил к динамику комбика, низкие частоты сделали своё дело и перестало устраивать наличие даже такого фона. Собрал «землю» в «звезду», подчистил кое-какие «сопли», перемотал дроссель, переделал питание реле. В результате фон на полной громкости (правда с убранным «gain») стал 3-4 мВ. Большим «сюрпризом» для меня было то, что куски экранированного провода (остатки от гитарного провода, купленного когда-то по 1,5 $ за метр) длиной 10 и 12 см, которые я решил применить для подключения темброблоков к коммутирующему реле, оказались источниками «шуршания» и микрофонного эффекта! Были сразу же нещадно заменены на моножилу. Первые каскады конечно шумят, но пока придётся с этим мириться. Возможно это лампы такие, но других в настоящее время нет. Может быть повышенный шум и фон из-за силового транса, который работает практически с полной нагрузкой. Стоит ТАН-14. Данные на него в разных источниках различаются токами вторичек. Это кстати одна из причин, по которой я решил оставить 6П43П, по накалу они потребляют на 200 мА меньше, чем 6П14П.
(картинка из теста RMAA, правда несколько не в масштабе, так как приходилось менять уровень сигнала при разных настройках, чтобы не клипповало)Всё-таки это бюджетный аппарат, сделанный с минимумом затрат, так сказать «для приобретения опыта». Куплено было только несколько ламп, панельки с экранами, электролиты на 450 в, потенциометры, конденсаторы и резисторы некоторых номиналов, которых не оказалось в загашнике.
Итак, расклад такой:
- силовой трансформатор ТАН-14 - одна накальная обмотка на три 6Н2П-ЕВ, другая на пару 6П43П-Е; анодное питание набрано из вторичных обмоток, под нагрузкой 275-280 В (зависит от напряжений сети);
оставшаяся вторичная (≈ 20 В) обмотка питает светодиоды и коммутирующее реле.
- дроссель из лампового телевизора, (перемотанный и проваренный в парафине после сборки) L ≈ 2,5 Гн. (больше провода не влезло).
- выходной трансформатор на железе ШЛМ20×32 (то ли ТП60-5, то ли ТП202 уже не помню, вообщем от Электроники ВМ-12 или ВМ-18). Каркас там пластиковый, двойной, первичка и вторичка отдельно. Просто из наружного вырезал середину, а щёчки склеил, добавил среднюю, мотал переворачивая, используя рекомендованную технологию, с использованием проклейки слоёв клеем БФ, межслойная изоляция - «конденсаторная» бумага, межобмоточная – лакоткань. Секционирование В-П-В-П-В, первичка последовательно, вторичка последовательно+параллельно. Так как всё таки качество намотки на моём “станке” (см. фото 3) оставляет желать лучшего, запланированные обмотки еле влезли. После сборки транс проварен в парафине.
- Preamp собран на 6н2П-ЕВ, в принципе по стандартным схемам, оконечный каскад с ФИ тоже, за исключением того, что применены лампы 6П43П-Е.
- конденсаторы те, которые нашлись (от КСО и К78-2 до Philips и WIMA), первоначально установленные К73-17, имеющиеся в достаточном количестве, при переделке монтажа заменил.
- потенциометры тоже разнобой, от самых дешевых (noname из электротоваров) и китайских APLS до ALPHA. Не везде удалось соблюсти требования Log и Lin.
- про динамик я уже писал (см ссылку), так я и не понял какой он марки, но вроде по звуку устраивает.
- корпус комбика это отдельная история. Сделан из ламинированной ДСП из гаража от разобранного когда-то шкафа.
Размеры продиктованы габаритами динамика и собственно шасси усилителя. С учётом того, что аппарат предполагалось использовать дома, размеры были максимально «минимизированы» до минимально возможных. (один такой аппарат, правда транзисторный, дома уже есть, планирую переделать в будущем). Обтянут «винилом», ручка от старого прибора (фото), сетка спереди – чтобы обезопасить динамик от кошек, имеющихся в количестве двух штук, сетка сзади – чтобы обезопасить тех же самых кошек от электричества и горячих ламп.
- шасси усилителя сделано из половины крышки старого, давно разобранного усилителя. Так как первоначально собирался делать “Champ”, размеры несколько маловаты, были некоторые трудности с размещением деталей и монтажом.
- платка для layout, контактные площадки и различные железки для крепления от списанной на работе и разобранной аппаратуры.
Учитывая то, что сам я уже почти 15 лет как «завязал», а на ламповом агрегате играл в последний раз лет 20 назад, и то на бас-гитаре, достигнутым результатом доволен. Сын пока не очень разбирается в тонкостях звучания, если ему верить, то почти нет разницы между звучанием Modest и Marshall, на котором он играет на репетициях группы. Конечно, я планирую сделать вылазку по старым коллегам (не все ещё ушли на покой), у которых есть в наличии фирменные аппараты и провести сравнительные тесты. Не исключено, что потребуется ещё какая-нибудь переделка, а может быть и полная, моего скромного аппаратика. Хотя хочется надеяться, что результат не так уж плох, и я не зря парился с ним больше двух месяцев.
Самым важным в этом эксперименте я считаю кое-какой накопленный опыт. Учтя все ошибки и промахи можно двигаться дальше. Пока я занимался этим проектом, удалось раздобыть кое-что для следующих. Всё таки “Champ” я наверно соберу, не знаю пока в каком варианте – приближенно к классическому или «модерн», но корпус для него уже нашёл. (фото 18)
Есть ещё задумка собрать “Modest-Evolution” на втором динамике из колонки, аналогично первому, но бОльшей мощности, тем более, что недавно задарили 3 штуки нулёвых 6П3С 80-х годов (из ЗИПа списанной связистской аппаратуры). Есть ещё пара силовых трансов от ВМ-12, ВМ-18, ТС-180, ТС-270 и “случайно обнаруженные” в списанной аппаратуре несколько ТН, ТА и парочка ТАН-104. Да, чуть не забыл! Достался в подарок ТУ-50М в рабочем состоянии (фото 19) .
Его я конечно курочить не буду, постараюсь почистить, проверить, по возможности (если понадобиться) перемотаю выходной транс для лучшего согласования с нагрузкой 4-8 Ом.
... и добавил:А вот и мой скромный
аппарат в собранном виде...