Автор Тема: Мой способ запоминания ладов и практическое применение  (Прочитано 10590 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Вообще-то формулы ладов естественно знать как набор ступеней, и их альтерации относительно ступеней мажора. Однако, данный способ помогает разобраться в этом таким как я ,которые не любят(не могут) много запоминать.

Пока в кратце, то что я в других темах излагал.

Вот четырехступенные  паттерны, обозначенные буквами. Они не только элементарно запоминаются, но и
мгновенно строятся на грифе.
 
M 1 2 34  (название от мажор)
D 1 23 4   (от дорийский)     -   понижена третья 
F 12 3 4   (от фригийский )  -   понижены вторая и третья
L  1 2 3 4  (от лидийский)    -   повышена 4-я (тритон)
H 12  34   (от "гармонический") - понижена вторая

(тут пробел= тон, без пробела=полутон)

Многие, часто используемые лады можно построить из этих паттернов, пример:

Мажор состоит из двух паттернов М, соединенных через тон:

ММ = 1 2 34 1 2 34 = 1 2 34 5 6 7(8 ) - то есть получаем семь ступеней + тоника на октаву выше 

Далее двухбуквенные формулы для ладов
MM - мажор
DD  - дорийский
FF   - фригийский
LM  - лидийский
MD  - миксолидийский
DF  - минор
FL   - локрийский

DM  - минор мелодический
DH  - минор гармонический
HF  - испанский

*Тут надо помнить, что везде где используется L, соединение происходит через полутон. 
« Последнее редактирование: Мая 30, 2006, 16:56:09 от Hermit »

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Способы запоминания и о чем говорят сии буквы:)

MM - мажор
  Веселый лад)) легко запоминается

DD  - дорийский
  Дорийский лад - это светлый минор, и состоит из дух одинаковых паттернов D

FF   - фригийский
  Этот лад - мрачный минор, состоит из двух F

LM  - лидийский
  ЛидийскийМажор (LM) - имеет светлое(M) и загадочное звучание из-за L

MD  - миксолидийский
  МиксолиДийский (MD) - немного грустный мажор(???) получается, из-за D
 
DF  - минор
  Средний минор - D от легкого дорийского минора, F - от мрачного фригийского

Дальше сами если не лень, я просто считаю, что по этим двухбуквенным формулам можно судить о характере лада.

FL   - локрийский

DM  - минор мелодический
DH  - минор гармонический
HF  - испанский

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Само собой, что в теоретическом плане ничего нового нет вообще. Это азы можно сказать. Просто такая
практическая микросистемка.

Дальнейшие вопросы:
 
    1) построение других ладов из этих же паттернов, я ведь не все возможности проверил
    2) добавление при необходимости паттернов
    3) модуляция/изменение тональности переходом к другому ладу через идентичные фрагменты:
 DF - > FF, например   

Оффлайн Nuno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Репутация: +16/-6
  • Зарегистрированный
    • http://
 Подобная тема была год назад. Я писал о том, что существует 12 видов тетрахордов, соединяя которые можно получить все лады (49), относящиеся к строгой и условной диатонике. Ты назвал только 6.
 
 

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Я помню, что была такая тема. Назвал 6 - ть, так-как для меня важно было не загружать голову всеми возможностями - я бы это не осилил бы. Я считаю, что названные лады наиболее распространенны.
Кроме того, мне нравятся буквенные обозначения такие. И хочется рассмотреть вопрос модуляций.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
2 Nuno - в любом случае принцип одинаков, но мне хотелось бы разделить тетрахорды на наборы.
То есть тех что я назвал, достаточно для построения семи "церковных" ладов + еще несколько распространенных в нагрузку:)

Добавление только одного нового тетрахорда позволит построить еще больше ладов - так легче осваивать,
по одному. Ведь надо еще это поиграть, и рассмотреть характер лада.

Оффлайн Hunch

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 616
  • Репутация: +37/-17
  • Ханч
А мне удобнее вот как.

Обозначение ладов:

Ионийский - И
Дорийский - Д
Фригийский - Ф
Лидийский - Л
Миксолидийский - М
Эолийский - Э
Локрийский - К

1. Запоминаем три паттерна: 1 2 3, 1 23, 12 3.

2. Берём за основу 7 фундаментальных ладов. Остальное рассматриваем как модификации.

3. Учим структуру каждого из семи ладов, рассматривая каждый лад как последовательность трёх паттернов из п. 1.

4. Учим последовательность ладов для каждого паттерна из п. 1. Т. е. для паттерна 1 2 3 есть три последовательности: И Д Ф, Л М Э, М Э К; для паттерна 1 23 две последовательности: Д ФЛ, Э КИ; для паттерна 12 3 две последовательности: ФЛ М, КИ Д.

5. Учим структуру каждого из семи ладов как в п. 3, только паттернов используем последовательности из п. 4.

Для меня это основа, а дальше уже модификации, аккорды и пр.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2692
  • Репутация: +165/-46
Подобная тема была год назад. Я писал о том, что существует 12 видов тетрахордов, соединяя которые можно получить все лады (49), относящиеся к строгой и условной диатонике. Ты назвал только 6.
 
 
Можешь написать ещё раз или дать ссылку на ту тему, где всё это написано?

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
OLd TCR уже затер  свои посты, а там было про трихордовый подход как у Ханча, только в ладу не три паттерна , а 7 и они шли как горизонтально, так и вертикально по грифу. если кому надо, в общих чертах могу
пересказать.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2692
  • Репутация: +165/-46
если кому надо, в общих чертах могу
пересказать.
Надо. Рассказывай.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
А я подняв пару старых тем, начинаю понимать, почему джаз построен на хроматике и мажоре. Хотя там есть
еще лидийская концепция - я ее смотрел, но она требует изучения, потому мне не понятно как ее применять
на практике (для импровизации)

А мы с этими ладами замучаемся.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Хотя изначально меня интересовал модальный подход (Дебюсси), когда тема строится из кучи ладов.

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
если кому надо, в общих чертах могу
пересказать.
Надо. Рассказывай.
Постараюсь сейчас с мыслями собраться, чтоб понаглядней...

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Значит так. Пересказываю мысль Old TCR.
Берем три трихорда:
M (мажорный) /х/-/х/-/х/
m (минорный) /х/-/х/х/
o (укосненный) /х/х/-/х/

Теперь, используя эти обозначения построим на одной струне лады
Для Мажора M-m-o-M-M-m-o-(M)
Для минора m-o-M-m-o-M-M-(m)
Итд для любого диатонического лада на одной струне порядок один:
…-M-m-o-M-M-m-o-M-m-o-M-M-m-o- M-m-o-M-M-m...

Теперь по вертикали. Берем стандартные гаммы три ноты на струне.
По вертикали порядок для любого диатонического лада такой:
…-M-M-M-o-o-m-m-M-M-M-o-o-m-m-…с учетом строго квартового строя и бесконечного грифа.
То есть как это?
А вот как. Гитара имеет 6 струн и квартовый строй кроме «сдвига» 1-й и 2-й струны «на 1\2 тона ниже». Если мысленно устранить этот сдвиг и добавить еще струн 10-20, то зная приведенную выше схему, можно сыграть любую гамму (натур) от любого места на грифе – хоть в десять октав. Полезно нарисовать этот бесконечный квартовый гриф и понаходить там различных связей. В реале же, просто играть с учетом этого сдвига.
Можно, что также полезно для визуализации, играть «по спирали» (с) Old TCR.
Пример. Играем Ля минор от ноты Фа 6стр,1лад по три звука на струне.
Последовательность M-o-o-m-m-M
Далее играем от того же соль на 3-м ладу, на котором закончили на 1-й стр., только переносим руку на 6 стр., повторяем предыдущий паттерн и играем ДАЛЬШЕ, не нарушая порядок, т.е. от 6 стр, 3-й лад M-M-M-o-o-m, переносимся опять на шестую струну, уже на 5й лад – m-m-M-M-M-o итд.
Вот так вот коротко.
Надеюсь, ясно.

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Вот по вертикали для бесконечного грифа