Значит так. Пересказываю мысль Old TCR.
Берем три трихорда:
M (мажорный) /х/-/х/-/х/
m (минорный) /х/-/х/х/
o (укосненный) /х/х/-/х/
Теперь, используя эти обозначения построим на одной струне лады
Для Мажора M-m-o-M-M-m-o-(M)
Для минора m-o-M-m-o-M-M-(m)
Итд для любого диатонического лада на одной струне порядок один:
…-M-m-o-M-M-m-o-M-m-o-M-M-m-o- M-m-o-M-M-m...
Теперь по вертикали. Берем стандартные гаммы три ноты на струне.
По вертикали порядок для любого диатонического лада такой:
…-M-M-M-o-o-m-m-M-M-M-o-o-m-m-…с учетом строго квартового строя и бесконечного грифа.
То есть как это?
А вот как. Гитара имеет 6 струн и квартовый строй кроме «сдвига» 1-й и 2-й струны «на 1\2 тона ниже». Если мысленно устранить этот сдвиг и добавить еще струн 10-20, то зная приведенную выше схему, можно сыграть любую гамму (натур) от любого места на грифе – хоть в десять октав. Полезно нарисовать этот бесконечный квартовый гриф и понаходить там различных связей. В реале же, просто играть с учетом этого сдвига.
Можно, что также полезно для визуализации, играть «по спирали» (с) Old TCR.
Пример. Играем Ля минор от ноты Фа 6стр,1лад по три звука на струне.
Последовательность M-o-o-m-m-M
Далее играем от того же соль на 3-м ладу, на котором закончили на 1-й стр., только переносим руку на 6 стр., повторяем предыдущий паттерн и играем ДАЛЬШЕ, не нарушая порядок, т.е. от 6 стр, 3-й лад M-M-M-o-o-m, переносимся опять на шестую струну, уже на 5й лад – m-m-M-M-M-o итд.
Вот так вот коротко.
Надеюсь, ясно.