Автор Тема: How it's made: ViK custom 5 str bass  (Прочитано 9834 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вячеслав Кулецкий Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 730
  • Репутация: +305/-21
  • Premium handmade guitars&basses
How it's made: ViK custom 5 str bass
« : Марта 20, 2008, 11:45:44 »
Всем привет!

Следуя просьбам, высказанным в теме "сага о птицах", выкладываю краткую историю и не очень подробный отчет изготовления одного из самых последних, интересных и, на мой взгляд, удачных моих проектов - ViK custom 5str bass (в продолжении названия должно прозвучать какое-нибудь громкое и смачное английское слово, но, к сожалению, оно пока не придумано).
 
Так уж получилось, что большая часть процесса прошла мимо объектива камеры. Причин на то много: то фотоаппарат забыл, то в пылу творения необходимость запечатлеть оное для истории упустилась, то происходящее было столь неэстетично, что документировать ЭТО стал бы только отъявленный гитароненавистник :), но чаще всего причина была в том, что я работаю один и сфотографировать сам процесс было просто некому или некогда.
Что же, попробуем рассказать нашу историю, основываясь на том, что есть. Будем надеяться, что в чем-то вы поверите мне на слово, а что-то мы выясним позже, в процессе обсуждения отчета.

Предыстория

С заказчиком мы знакомы довольно давно, потому заказ инструмента скорее был вполне ожидаемым, нежели спонтанным шагом с его стороны. Он уже видел мои другие работы, так что начало проекта было всего лишь вопросом времени и денег )

Изначально подразумевалось, что инструмент едва ли можно будет назвать простым и «без претензий». После получасовой беседы за чашечкой чая были определены основные «жизненноважные» спецификации инструмента, среди которых была конструкция грифа сквозь корпус,  стандартная  мензура, 24 лада, струны сквозь корпус, активная электроника и  «замутить что-нибудь такое-этакое» :).  С этим клиент ушел домой выискивать дизайны и идеи, слушать великих и их звучание, с целью предоставить  «вещь доки», в смысле записи для прослушивания, чтобы дать мне представление о желаемом звуке в более конкретной и доступной форме, нежели (тут все представили напряженное до пульса в висках лицо, взлохмаченные волосы, сумасшедший блеск в глазах, неимоверное размахивание руками-мельницами и «ну чтоб тут вот так и эта которое ну уххх» ) -  шутка юмора. Женя очень адекватный молодой человек, весьма сдержанный, предпочитающий выражать свои мысли просто и лаконично. Но сэмплы мы выслушали, и как всегда оказалось, что задача «проста как грабли», сущая мелочь – всего лишь взять все лучшее, что есть в басовом звуке и уместить это в формате одного инструмента…

Но польза во  всем этом была, и как оказалось в итоге принципиальная. Одним из образцов был трэк в исполнении Маркуса Миллера (только глухой не услышит из чего сделан его бас) и это стало отправной точкой. Что если мы возьмем яркость, упругость, четкость ясеня, округлим его палисандровой накладкой, смягчим и придадим певучести сквозным грифом и объема топом из чего-нибудь не столь резкого?

На деле предсказать результат такого коктейля, наверное просто невозможно, остается гадать, надеяться и верить. Здорово, когда знаешь человека, которому делаешь инструмент. Я считаю, что это очень важно, ведь  многие вещи угадываются тогда интуитивно, без слов. Просто знаешь, что здесь надо так и никак иначе.

Что ж, с конструкцией  (содержанием) определились. Пора поговорить о форме. Просматриваем кучу картинок в поисках интересных дизайнов: ну эта вроде ничего, а здесь рог красивый, классно смотрится орех на ясене, твою мать! На этом можно играть?!? 



Как всегда загрузились и ничего не выбрали…  а может нафиг картинки? Берем ватман, карандаш, линейку, ластик, включаем воображение, обуздываем его технавыками из серии «неет, ну так не бывает.. ты же порвешься». И вот черта за чертой прорисовывается тот самый единственный правильный выбор в ситуации, когда конкретный инструмент делается для конкретного человека.

Эх, красотища! Да, молодцы мы.

Image «Тут могла быть Ваша реклама  ;)»

Со спокойной совестью расстаемся, чтобы в следующий раз уже в мастерской выбрать дерево, «простучать», представить, так сказать, в контексте.

Вопрос с дизайном клюшки решился сам собой…
В уголке стоял гриф от моей экспериментальной hollow body с уникальным дизайном ViK guitars.


Женя спросил, что если попробовать от него отталкиваться. Да не вопрос, всегда пожалуйста. Полчаса рисования и вот он мегадизайн головы будущего инструмента.

Image «Тут могла быть Ваша реклама  ;)»

И закипела работа. Но для статистики, распишем все по пунктам.
Итак, что мы имеем:

Дерево:

гриф – клен  2 куска (конструкция сквозь корпус, перо вклеено). Заготовлен в 89 году, происхождение – Карпаты, срез - тангенциальный;
накладка – палисандр 1 кусок, Индия;
дека:
низ/bottom – ясень 2 куска (разрез типа книга), Беларусь , радиал;
верх/top – махагони 2 куска, происхождение  и возраст не известны, но не менее 15 лет, радиал.
В процессе разработки  конструкция неединожды усложнялась, отчасти в угоду звучания, порой в угоду эксперименту, и естественно для эффектного внешнего вида.
Так на инструменте появились многочисленные вклейки из палисандра (перо грифа, сквозные через тело грифа, на топе), махагони (Bottom)и волнистого клена (bottom и лицевая часть топа), гриф стал полусквозным /полувклеенным, став сердцем деки и укрывшись «полосастой» красой волнистого клена.



Hardware:

Bridge – Gotoh 206 5B (изначально планировался Hipshot tripplelock, но потом передумали из-за дороговизны и потому что появилась возможность «выхватить» gotoh, редкий и классный 206 мост, обожаю!!!)



Tuners – Gotoh GB серия 3+2 Black (даже не обсуждалось :)).



С датчиками решили определиться после предварительной сборки. Чтобы послушать дерево и тогда по-возможности подобрать best fit, ориентировочно basslines.
Все заказывалось из штатов, в силу хронического отсутствия как у нас, так и у дилеров в России.
Всякие ферулесы, шурупы и прочую лабуду описывать не буду, увидим походу.

Вот и начались тяжелые трудовые будни по созданию этого чуда.

Посыпались первые опилки, закудрилась стружка и вот оно первое фото (опомнился!) – недоумевающий клиент смотрит на доску, которую внаглую пытаются выдавать за гриф его будущей гитары:



Все до единой склейки подгонялись на данном инструменте вручную. Отчего и почему сейчас писать не буду, т.к. это тема отдельной статьи, которую я напишу и размещу на своем сайте, который сейчас только в проекте.



Офигеваем от склеек, но снова клеим и клеим, осетровым клеем, зачем и почему тоже отдельная тема, частично уже обсуждаемая в теме «сага о птицах».
Процесс растягивается недели на три. Уж очень много кусков, а ведь каждой склейке надо дать просохнуть, чтобы убрать лишнюю влагу и гарантировать, что склейка не «разойдется» в самый не подходящий момент. Да и другие проекты требую кучу внимания.

Процесс склеивания по этапам выглядел так:
1.   Делаем угловую вклейку пера
2.   Клеим на него накладку
3.   Фрезеруем пазы под палисандр с тыльной стороны грифа и вклеиваем его туда (это не два анкера, как могут подумать многие, просто красивая конструкция, которая обеспечит нам надежность грифа и внесет свой вклад в конечный звук)(анкер односторонний, аля fender)
4.   Клеим  волнистый клен на скудное и тощее пока «тело»


5.   Приклеиваем предварительно «разделанную» накладку из палисандра на гриф
6.   Клеим верхние махагоневые «уши»

7.   Отдельно клеим между собой наборную нижнюю часть ясень-махагони-волнистый клен-махагони- ясень
8.   И наконец собираем все вместе



Смотрим очумевшими глазами, чешем затылок и смекаем  что же делать с этим нагло полосатым пироженым. А что делать-то?..  Делать красиво!

Вооружаемся рубанками, стамесками, наждачками, шлифмашинками, лобзиками и всякой прочей остроколющей, быстрорежущей, ровнопилящей хренью и пытаемся оправдать ожидания заказчика:




Люди знающие спросят: а что фрезой кромки нельзя? Нельзя… - отвечу горестно, на инструменте настолько сложная в «радиусном» отношении форма, что фрезы здесь не помогут…

Зовем клиента, давим на «вообразительную точку», пытаясь описать как все будет красиво потом. Ну, вроде вообразил. Здорово. Счастье есть.

Я почти всегда делаю задний профиль грифа в присутствии заказчика. Плюсов в этом великое множество, некоторые из которых состоят в том, что у будущего владельца  есть возможность сразу «пощупать» то, что получается и внести корректировки, если таковые имеются.


 
 
 

Если вдруг встретите лохматого дядьку жутко неряшливого вида  с седыми волосами, бешеным взглядом, но шибко умными речами, не пугайтесь возможно это всего лишь гитарный мастер, весь в пыли и стружке, словом,  в процессе создания инструмента :)
А вот собственно и мастер, нещадно трущий гриф

 
 


 Улыбнулись? Вернемся к вопросам серьезным.

Клиент может убедиться, что у мастера руки растут из положенного места и ощутить на себе магию, того как кусок дерева превращается в нечто много большее, в гриф в нашем случае. Я обожаю этот этап работы, несмотря на его сложность.
Помимо этого заказчик реально приобщается к процессу, и что, на мой взгляд, очень важно начинает напитывать  инструмент своей энергетикой  еще на стадии изготовления. Кто-то назовет это бреднями, кто-то байками-завлекалками клиентов. Пусть каждый думает что хочет. Мое мнение по этому поводу сформировалось давно и непоколебимо.

 
 
 
 
 
 


Что ж, на этом мы пока закруглимся. Пора спать, завтра ждут великие дела.
Ждем продолжения…

Оффлайн Alex Shade

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6608
  • Репутация: +651/-15
  • Volume и разум
    • Alex Shade Sound Laboratory
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #1 : Марта 20, 2008, 12:01:50 »
Апплодирую мастеру стоя! Действительно прямые руки, и действительно растут, откуда надо.
Очень интересный рассказ, любопытнейшие фотки. Спасибо!

Оффлайн Teees!

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 373
  • Репутация: +9/-13
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #2 : Марта 21, 2008, 13:33:09 »
уоооооо!!!
вот это дааа
!!!!!

Оффлайн Bright Eyes

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 334
  • Репутация: +63/-64
  • The angel guarding me!
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #3 : Марта 21, 2008, 19:51:17 »
Красота)

Оффлайн Angel 7

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 187
  • Репутация: +43/-24
  • Просто ангел
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #4 : Марта 21, 2008, 20:25:25 »
Просто чума! Мало того, что классный мастер, так еще классный журналист! Прямо репортаж с места событий!

Оффлайн Kotjara

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4071
  • Репутация: +2290/-314
  • МЯУ
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #5 : Марта 21, 2008, 22:21:38 »
Это самый красивый бас,который я когда-либо видел в жизни!Не было ещё ни одного баса,у которого бы мне идеально нравилась форма,но он родился :)

Оффлайн Neophyte

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Репутация: +51/-13
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #6 : Марта 21, 2008, 22:46:58 »
Офигенно=)красиво и со вкусом=))

Оффлайн Fatallik

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 1403
  • Репутация: +347/-53
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #7 : Марта 21, 2008, 22:57:32 »
топ из разных кусков дерева и форма головы выглядят просто офигительно :)

Оффлайн alexdn

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 187
  • Репутация: +44/-12
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #8 : Марта 22, 2008, 01:02:14 »
Как я и предпологал в "Сага о птицах" - у автора есть талант интересно написать статью. Читается легко и на одном дыхании. Приятная работы и хорошие фотографии с нужных ракурсов. Ждем с нетерпением продолжения.

P.S. Отплюсуйте автора за меня пожалуйста, так как сам пока еще не могу :)
Спасибо.

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89812
  • Репутация: +9827/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #9 : Марта 22, 2008, 01:21:43 »
Заплюсован по самое некуда! Ибо впечатляет и придает реальный вес как мастеру.

Оффлайн Вячеслав Кулецкий Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 730
  • Репутация: +305/-21
  • Premium handmade guitars&basses
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #10 : Марта 22, 2008, 03:14:25 »
И снова здравствуйте!
Огромнейшее спасибо всем за хорошие отзывы. Рад стараться. Благо публика к тому располагает.
Итак,  продолжим.

Закончили с профилем грифа. На следующий день пощупали на свежую голову – рука ложится, скользит плавно и беспрепятственно, что ж здорово. Пора двигаться дальше. Но сначала вынем пару заноз… угловато-погрызенная дека впившись в руку обломала полет безмятежный по грифу.. Непорядок, будем лечить.



Берем многострадальную шлифмашинку и под монотонное та-та-та-тарахтение скругляем рельефные участки, выводим радиусы, свалы, подъемы. Вобщем, делаем то, что возможно воссоздать только в 3D программах, объемных макетах и воображении мастера:
 



Я сторонник более творческого подхода к дизайну  формы инструментов. Мне кажется, что обилие точных радиусов, углов, размеров и прочей лабуды сильно прибивает «магию созидания». Наверное поэтому мне нравится делать именно те  заказные инструменты, в которых нет условия точных форм, а есть место для полета фантазии. Иногда это действительно завораживает: с каждым движение наждачки изгибы и линии приобретают изящность и грацию и иногда изменение всего лишь на миллиметр тотально меняет внешний вид.
Это магия, я не пытаюсь это понять, просто делаю, т.к. у каждого ЭТО внутри и ты либо чувствуешь его либо нет…
И вот на фоне сантиметрового слоя пыли, опилок и стружки лежит гладкое и весьма симпатичное чудо, пока еще недошлифованное, но уже «мягкое и пушистое» и без заноз )








Придирчивый досмотр




и вот оно довольное лицо пока еще не понимающего как же ему подвезло заказчика




На этом пока оставим деку в покое, ведь впереди у нас один из самых занимательных этапов кастомового гитаростроения – инкрустация.

Я никогда не относил себя к категории людей, для которых внешний вид инструмента имел второстепенное значение. И слова из серии «полено? Ну и пусть! Зато звучит как!» я  не очень приемлю. Я думаю, что все в гитаре должно быть гармонично, как и во всем в жизни. Отличное звучание инструмента должно подчеркиваться эффектным внешним видом и усугублять общее впечатление в сторону «вах-вах!!!»
Совокупность первоклассных слуховых, тактильных и визуальных ощущений самый короткий и правильный путь к единению музыканта и инструмента, результатом которого, как правило, является музыка соответствующего класса. Хотя очень многое здесь зависит от самого музыканта, конечно.

Помимо общего дизайна гитары, есть еще одна мелочь, которая при всей своей мелочности настолько разительно меняет внешний вид и очерчивает грани готового продукта и имя ей ИНКРУСТАЦИЯ.  И что самое интересное,  очень эффектным является как наличие интересной инкрустации, так и полное ее отсутствие (попробуйте найти что-нибудь столь же круто выглядящее как полированные лады на черной как смоль накладке).

Возможно, где-то происходит иначе, но у ViK customs инкрустации придается огромное значение и это всегда трагикомедия в 5 частях с абсолютно непредсказуемым результатом, но как правило весьма удачным.  Благо выбирать есть из чего






А выбор это зло. Плохо, когда его нет, но еще хуже когда он большой. И главное здесь не сыграть роль осла, который так и умер с голоду между двумя стогами сена – не мог решиться с которого начать бедолага.
Мы с заказчиком всегда мучаемся выбором, придумываем и передумываем, сомневаемся и решаемся, но в один прекрасный момент решение все же принимается и начинается работа.

Для данного инструмента, ощутив всю боль мучений выбора, мы решили сделать скромную разметку в виде японского иероглифа в районе 11-13 ладов из зеленого абалона (здорово сочетается с открытой текстурой дерева). Женя принес рисунок, нарисованный, кстати, этническим японцем специальными кисточками для этого дела. Значение его пока останется загадкой.

Итак, приступим. По уже откатанной схеме:
Режем абалон






обклеивает лентой нужный участок накладки, приклеиваем абалон, вырезаем лишнее




закрашиваем




фрезеруем пазы, подгоняем  и получаем




zoooomm out




нравится, но чего-то не хватает. Для полноты картины решили добавить точки 4мм из того же материала. Вклеиваем, ждем пока высохнет, шлифуем, выводим окончательный радиус накладки, пропитываем маслом и вот оно, счастье:






Довольные собой оставляем гитару, «привыкнуть» так сказать.

Проходит пару дней , пора устанавливать лады ( Sintoms 3.0 extra hard).
Закатываются как родные и преображают гриф до неузнаваемости










Время идет, работа движется и в следующий раз мы узнаем что же мы услышали во время тестовой сборки этого баса.
Ждем продолжения…

Оффлайн чел

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 73
  • Репутация: +46/-31
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #11 : Марта 22, 2008, 12:29:03 »
Красотища! Автор молодец.

Оффлайн ZACK

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 214
  • Репутация: +347/-44
  • Heartache and a Pair of Scissors
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #12 : Марта 22, 2008, 19:16:34 »
вау) +ег

Оффлайн NT

  • Глобальный Модератор
  • *****
  • Сообщений: 9385
  • Репутация: +3184/-117
  • Контрабазабр
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #13 : Марта 22, 2008, 21:36:26 »
Ай да мастер, ай да молодец! +1
Приятно посмотреть и за работой и на результат.

Оффлайн Karam

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 320
  • Репутация: +533/-138
  • F*@k off and let me bask in the glory of being me
Re: How it's made: ViK custom 5 str bass
« Ответ #14 : Марта 23, 2008, 03:07:38 »
Просто супер!!