| |||||||||||||||||
Статьи / Floyd Rose / Первичная настройка гитарыАвтор: Денис Кольвах Прежде чем Вы начнетеПрежде чем начинать настраивать гитару, я настоятельно рекомендую поменять струны на новые. Не начинайте производить какие-либо действия, пока не убедились, что правильно поняли смысл каждого шага. Вы должны иметь все приспособления и инструменты, необходимые для проведения той или иной операции, а так же уметь с ними обращаться. Эти инструменты имеются в свободной продаже. Шаг 1: Угол Floyd Rose-подобного тремолоЗамечено, что жесткость тремоло уменьшается, если установить тремоло в "нейтральную" позицию, то есть параллельно корпусу с небольшим наклоном вперед. Такая позиция позволяет сильнее отпустить струны при помощи рычага(tremolo arm), уменьшает возможность порвать струны. Угол тремоло относительно корпуса регулируется при помощи пружин(springs), натягивая или отпуская которые Вы соответственно уменьшаете или увеличиваете угол наклона.
Ibanez Lo-Pro EdgeПосмотрите на свою гитару сбоку. Угол тремоло, под который подложен медиатор, должен чуть-чуть возвышаться над корпусом. Это можно проверить так: Если вы положите медиатор толщиной 1.5 мм так, как показано на фотографии, он должен своей верхней частью коснуться тремоло в этом месте. Ibanez Edge(аналог Floyd Rose)Для Floyd Rose-подобного тремоло точка замера выбрана прямо напротив болта-стоппера(string lock screw) толстой струны Е, который наиболее сильно выдается из блока тремоло. Если вы положите медиатор толщиной 2.75-3.0 мм(три медиатора 1.0 мм или два - 1.5 мм) на корпус, он должен коснуться своей верхней частью болта-стоппера. Для точности измерения необходимо полностью выкрутить микроподстроечный винт(fine tuner) (против часовой стрелки) а затем закрутить его на один оборот. Шаг за шагом: Корректировка угла тремоло
Итог - Шаг 1: Прежде чем продолжать дальнейшую настройку гитары, следует убедиться, что угол тремоло правильный. Только когда угол тремоло приблизительно соответствует справочным данным и рисункам, можно продолжать настраивать инструмент. Помните, что если изменить угол тремоло, то и мензура, и высота струн тоже изменится. Возможно, Вам нужно будет вернуться к шагу 1 после настройки высоты тремоло и подкорректировать его угол снова. Шаг 2: Высота тремолоПосле того, как Вы настроили угол тремоло, можно приступать к корректировке высоты струн над 10-24 ладами с помощью высоты тремоло. Высота тремоло не зависит от прогиба грифа, но если этого прогиба недостаточно, Вам будет нужно поднять тремоло чтобы избавиться от звона струн об 5-10 лады. Для высоты тремоло нет определенного значения и Вам нужно будет подобрать его самостоятельно, основываясь на свои ощущения и звук гитары. Если у купленной Вами гитары струны звенят об лады, в первую очередь смените струны на новые и затем увеличьте высоту тремоло, чтобы избавиться от звона и других посторонних призвуков при игре. Полностью избавиться от звона не получится в любом случае, но значительно уменьшить его можно. Ниже будут приведены примерные данные по расстоянию между ладом и нижней кромкой струны, измерить которые можно используя специальные пластинки для определения зазора. Просто опускайте тремоло до тех пор, пока на верхних ладах не появится звон, а затем поднимите тремоло, повернув на пол оборота шпильки крепления тремоло(bridge studs). Шаг за шагом: Корректировка высоты тремоло
Итог - Шаг 2: Корректируйте высоту тремоло до тех пор, пока не исчезнет звон струн об 10-24 лады. Из-за конструктивных особенностей "плавающего" тремоло не опускайте струны очень низко. Если Вы желаете иметь расстояние между 24 ладом и струной в пол миллиметра, мне кажется, что Вам нужна гитара без Floyd Rose-подобного тремоло ;). Шаг 3: Прогиб грифа - регулировка анкераЕсли струны цепляют за 10-12 лады, это говорит о том, что тремоло находится слишком низко. Если же струны звенят на 2-7 ладах, это как правило бывает связано с недостаточным прогибом грифа. Это может быть исправлено корректировкой величины прогиба грифа. Прежде чем начинать регулировать анкер, нужно убедиться, что гриф не имеет прочих дефектов, как например разность ладов по высоте или же выход ладов из пазов. Это серьезные дефекты, которые должен исправлять квалифицированный мастер. Только после того, как Вы убедились, что гриф не имеет дефектов, можно приступать к регулировке анкера. Не старайтесь очень точно корректировать прогиб грифа, так как эта величина может меняться в зависимости от времени года(изменения влажности, температуры). Достаточно просто иметь достаточный прогиб, чтобы свести к минимуму звон струн об 2-7 лады. Чтобы посмотреть на имеющийся прогиб, можно воспользоваться струной, как хорошим измерительным приспособлением. Если прижать струну на 1 и 24 ладах, то можно заметить очень маленький просвет между струной и 7 ладом. Не увлекайтесь регулировкой анкера, так как это может привести к искривлению грифа в поперечном направлении, проще говоря - гриф пойдет винтом. Если струны не сильно цепляют за лады и имеется просвет между прижатой на 1 и 24 ладах струной и 7 ладом, то лучше не рисковать и не корректировать анкер вообще. Шаг за шагом: Прогиб грифа - регулировка анкера
Итог - Шаг 3: Правильный прогиб грифа важен для избавления от звона струн об лады и правильной высоты струн над грифом. Слишком маленький прогиб приведет к звону струн на 2-7 ладах, а слишком боольшой - приведет к излишней высоте струн над низкими(2-7) ладами. Будьте очень внимательны, так как изменения прогиба грифа происходят медленно, поэтому не спешите делать излишние корректировки, а подождите пол часа - час и только потом подстройте гитару и проверьте просвет. Шаг 4: Высота зажима на 0-м ладуЕсли вы произвели все вышеперечисленные действия, но все равно высота струн над ладами велика, скорее всего высота порожка 0-го лада слишком большая. Многие серийные гитары, укомплектованные Floyd-Rose подобным тремоло, имеют слишком высоко прикрученный зажим струн на 0-м ладу. Это может быть связано с тем, что снято недостаточное количество дерева на накладке грифа, а так же с тем, что под зажим подложена слишком толстая прокладка(nut shim). В общем случае, зажим влияет на звук только открытых струн, но зато может значительно повысить расстояние между ладами и струнами на всем протяжении грифа. Порожек должен находиться достаточно высоко, чтобы при игре открытые струны не цепляли за первые лады, но в то же время не слишком высоко, чтобы не было затруднений в прижимании струн на 1-м ладу, и расстояние между открытой струной и первым ладом, и струной, прижатой на первом ладу и вторым ладом существенно не отличались. Если же эти расстояния значительно различаются, то порожек нужно опускать. Зажим можно и нужно опускать до тех пор, пока нет звона струн об первый лад. Если перестараться, открытые струны начнут цеплять за первые лады, и нужно будет подкладывать прокладки под зажим. Если Вы не уверены в своих силах - доверьте регулировку высоты зажима квалифицированному мастеру. Но с другой стороны, если Вы все же вытащили прокладку, то ее можно легко вставить обратно или заменить на новую. Многие фирмы производят прокладки разных толщин, поэтому подобрать нужную толщину будет не трудно. Как правило эти прокладки подходят ко всем стандартным Floyd-Rose подобным тремоло. Иногда в связи с дефектами изготовления накладки на гриф на заводе вместо целой прокладки вставляют только половину, чтобы компенсировать неравномерную высоту порожка или же специально повысить зазор, например, у басовых струн. В связи с этим будьте внимательны и запомните, с какой стороны была вставлена половинка прокладки(если она есть). Если затем при сборке перепутать стороны, будет трудно разобраться, в чем проблема. Шаг за шагом: Высота зажима на 0-м ладу
Если порожек все равно слишком высок, нужно сточить лишнюю толщину грифа под порожком с помошью напильника с мелкой насечкой. Будьте очень осторожны, так как если сточить слишком много, нужно будет подкладывать несколько прокладок, чтобы восстановить высоту порожка. Стачивайте лишнюю толщину понемножку, каждый раз проверяя высоту струн над ладами. Если Вы не уверены в своих силах, лучше доверьте эту операцию квалифицированному мастеру. Итог - шаг 4: Быстро проверить высоту струн можно сравнив расстояние между открытой струной и первым ладом и прижатой на первом ладу струной и вторым ладом. Слишком большое расстояние между открытой струной и ладом будет негативно влиять на удобство игры и строй на протяжении всего грифа, слишком маленькое - открытые струны будут звенеть, задевая за первый лад. Шаг 5: Высота звукоснимателейКаждый гитарист для себя определяет оптимальную высоту звукоснимателей. Как правило, гитаристы стараются расположить датчики как можно ближе к струнам, но в то же время на достаточном расстоянии, чтобы избежать магнитного воздействия поля катушек на струны и потери ясности и четкости звука. Если слишком сильно отдалить звукосниматели от струн, то уровень сигнала от них заметно понизится, что, естественно, не входит в наши планы. Если уменьшить расстояние больше допустимого минимума, то из-за магнитного притяжения от катушек гитара заметно потеряет сустейн, так как вибрация струн будет тормозиться магнитным полем. Потеря чистоты и ясности звука может быть так же связана с маленьким расстоянием между струнами и грифом и звоном струн об лады, но если Вы следовали всем предыдущим шагам и устранили эти недостатки, то это уже не должно влиять на звук Вашей гитары. Измерение расстояния до датчиков следует проводить при прижатой на 24 ладу струне, при этом Вы можете визуально оценить расстояние до звукоснимателей когда струна просто прижата или вибрирует. Расстояние для каждого звукоснимателя слудет подбирать опытным путем, руководствуясь своими ощущениями и слухом. Если на Вашей гитаре стоят хорошие звукосниматели с мощным выходным сигналом, можно без потери со стороны звука отдалить их от струн и тем самым немного увеличить сустейн. Высота датчиков влияет не только на мощность выходного сигнала, с помощью ее можно регулировать равномерность уровня сигнала от толстых басовых струн и тонких струн без оплетки. Кроме того, различной высотой звукоснимателей можно добиться ровности уровня сигнала при разных их комбинациях (сингловые датчики, как известно, обладают меньшим выходным сигналом, чем сдвоенные датчики типа "хамбакер"). Шаг за шагом: Высота звукоснимателей
Итог - шаг 5: Располагайте датчики по высоте по своему усмотрению, руководствуясь тем, что сила звука при переходе от басовых струн к тонким не должна заметно меняться, в дополнение к тому, чтобы избежать провалов в громкости звука при переключении комбинаций звукоснимателей. Не стоит приближать датчики к струнам ближе указанных справочных данных, но это личное дело каждого. Экспериментируйте. Шаг 6: Регулировка мензурыРегулировка мензуры необходима для того, чтобы гитара не теряла строй на всем протяжении грифа. При выполнении этой процедуры я настоятельно рекомендую пользоваться тюнером, если Вы не обладаете абсолютным слухом. Так же значительно облегчат процедуру специальные приспособления для удерживания ползунков при открученых стоперных винтах. Если не удастся купить фабричные, так как они довольно редки даже в специализированных магазинах, то можно попытаться заказать подобный или сделать его самому. Однако, свою гитару мне удалось отстроить довольно хорошо и без тюнера (хотя мой слух далек от абсолютного), и без каких-либо дополнительных приспособлений, однако это заняло во много раз больше времени, чем если бы я обладал всеми указанными выше инструментами. Гриф гитары должен строить относительно себя во всех его точках. Это можно проверить так - возьмите какой-нибудь аккорд с открытыми струнами, а затем его же на октаву выше по грифу - оба аккорда должны строить. Шаг за шагом: Регулировка мензуры
Осторожно закручивайте винты крепления ползунков, так как легко повредить шлицу перетянув винт или используя плохой ключ. Часто бывает так, что на бывших в употреблении гитарах эти винты повреждены и ими не удается надежно закрепить ползунки, что приводит к расстройке мензуры в течение небольшого периода времени, так как силой натяжения струны ползунки сдвигает в сторону грифа. В этом случае следует поменять поврежденные винты на новые прежде чем производить регулировку мензуры. Итог - Шаг 6: Убедитесь в том, что после настройки гитара строит на всем протяжении грифа. Если Вам никак не удается достичь этого - отнесите гитару опытному мастеру. Шаг 7: Струноприжимающая пластинкаСтруноприжимающая пластинка (string retaining bar) является необходимой деталью гитар с Floyd Rose подобным тремоло. Она предназначена для того, чтобы понизить положение струн позади зажима, и тогда и при закрученом, и при открученом зажиме струны будут одинаково лежать на порожке и гитара не будет терять строй. Внимательно посмотрите на положение струн на зажиме между головкой грифа и самим грифом. При открученых зажимах струны должны по всей своей длине лежать на канавках. Сруноприжимающая пластинка позволяет подкорректировать положение струн, чтобы достичь этого. Если струны в конце зажима ближе к колкам не лежат плотно, когда Вы зажмете их пластинками, гитара потеряет строй, так как струны натянутся. Шаг за шагом: Настройка струноприжимающей пластинки
Итог - Шаг 7: Установите струноприжимающую пластинку таким образом, чтобы при зажиме струн на 0-м ладу они не теряли строй, и в то же время чтобы пластинка не находилась слишком близко к поверхности головки грифа и струны свободно проходили к колкам, не цепляясь за крышку анкера. Назад или Дополнительные настройки |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |