Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию лада
По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев
Для меня краеугольным камнем в музыкальном развитии стало знакомство с
понятием лада. Изучение функций ладов открыло мне глаза и уши и позволило
во многом понять, как мелодия соотносится с аккордами.
Термин "лад" означает ряд нот, которые могут быть вычленены из гаммы.
Например, гамма С мажор имеет такой ряд нот: C D E F G A B. Это ряд
называется также С-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы возьмете этот
же ряд и начнете отсчет со второй ступени гаммы, то есть ноты D, то
получится другой лад, а именно D-дорийский лад (D E F G A B C) (см. Рис.1).
Как вы заметили, оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из тех же
самых семи нот, разница только в их расположении.

Рис. 1 MP3 |
Рис. 2A MP3
Такое отношение ладов может быть применено к любой ступени гаммы C
мажор: если мы начнем с третьей ступени, Е, и продолжим брать те же ноты,
получится E-фригийский лад (E F G A B C). Далее идут лидийский лад
(F G A B C D E), миксолидийский (G A B C D E F), эолийский
(A B C D E F G) и локрийский (B C D E F G A). Данные семь ладов -
ионийский, дорийский, фригийский, лидийский,
миксолидийский, эолийский и локрийский - это всего-навсего
разное размещение исходной мажорной гаммы, и все они известны под
общим названием "основные лады".
Для иллюстрации теории основных ладов я использовал гамму С мажор, так
как, в отличие от других гамм, она не имеет диезов и бемолей, и поэтому ее
легко представить в уме. Однако, вам нужно четко осознать, что точно такой
же принцип взаимоотношений ладов применим к любой тональности. Например,
гамма G мажор рождает уже известные нам семь ладов из каждой своей ноты (G
A B C D E F#).

Рис 2B MP3 |
Рис 3A MP3
Хотя описание лада, как подобие разновидности мажорной гаммы, является
хорошей подпоркой в процессе изучения, настоящее овладение концепцией лада
приходит тогда, когда полностью осознается и усваивается звучание каждого
интервала в структуре лада. Однажды, на первом курсе музыкального колледжа,
у меня проходил урок на фортепьяно. Мы с преподавателем добрались до одного
момента в импровизации, и я сказал: "Вот здесь A-дорийский лад". "Ну, на
самом деле это тоже самое, как G- мажор", - сказал преподаватель. Но я не
согласился: "Если я играю в А-дорийском ладу, то я подчеркиваю ноты совсем
не так, как если бы я думал в G-мажоре".

Рис 3B MP3 |
Рис 3C MP3
Когда я начал изучать семь основных ладов, меня поразила разница в их
структуре интервалов и внутренних аккордовых формах, которые могут быть из
них сконструированы. Мне также очень нравилось сравнивать их, играя от
одной тоники. Я обнаружил, что определенные лады были почти идентичны друг
другу по форме, за исключением лишь одного интервала. Например,
Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D). Первый является
ладом, который образуется от третьей ступени гаммы С мажор, а второй - от
шестой ступени гаммы G мажор. Сравнение ладов таким образом - взад и вперед
в одной тональности - помогло мне понять разницу в их структуре и звучании.

Рис 3D MP3 |
Рис 3E MP3
Один из первых моих наставников, преподаватель высшей музыкальной школы,
очень разносторонний человек, кстати, обучавший также и Стива Вая, говорил:
"Не следует слушать музыку так, чтобы увидеть в ней теорию". Он считал, что
смысл в изучении теории и гармонии заключается только в обнаружении
дополнительных путей для лучшего выражения собственных музыкальных образов.
Моя композиция "Time" построена на В-фригийском ладу (B C D E F# G A). Как
изображено на рисунках 2а и 2b, теоретически данный лад строится от третьей
ступени, В, гаммы G мажор. Рисунок 3а показывает аппликатуру В-фригийского
лада с седьмой позиции (седьмой лад на грифе). Запомните данную
аппликатуру, повторяя ее вверх и вниз. Задача упражнений на рисунках 3b-3е
- занести в вашу память уникальное звучание В-фригийского лада. Перед тем,
как начать отрабатывать данные аппликатуры, запишите сами повторяющийся,
относительно продолжительный аккорд В5, так, чтобы этой записи хватило на
5-10 минут тренировки. (Можно записать этот аккорд один раз в какой-нибудь
аудио-программе и на время тренировки поставить его на повторное
воспроизведение. прим. переводчика). Прослушивание этого аккорда во время
игры упражнений подкрепит в данных фригийских "мелодиях" звучание тоники В.
Продолжение
 |
|