Silent_way, Возможно, я радикал, но думаю, что любая чисто акустическая гитара (без усиления через звукосниматели и проч.) начинает адекватно резонировать начиная с 12 калибра. Для меня знак того, что производитель в спецификации указывает 11 калибр означает, что этот производитель опасается за жесткость конструкции инструмента.
Что-то в этом есть...
Натяжение 12-го калибра не будет чрезмерным даже для начинающего, если на гитаре сделан правильный сетап -- обе косточки обеспечивают адекватную высоту струн над грифом, анкер отрегулирован правильно.
Тут очень многое зависит от:
1. Состояния грифа.
2. Совесть и руки какого мастера будут делать отстройку.
Есть гитары, которые из-за особенностей грифа в работу не стоит брать вовсе, и лучше вернуть обратно в магазин, несмотря на то, что у мастера СЕЙЧАС есть СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Воооооот! Однако с совестью не у всех мастеров хорошо! Отсюда очень часто вытекают проблемы с качеством! Сетап получается, но немного кривой. А от этого "немного" возникает ЗАВИСИМОСТЬ от нижеследующих пунктов...
3. Энергетического и физического здоровья владельца конкретной гитары.
4. Анатомических особенностях пальцев рук музыканта.
В итоге: Совокупность этих четырёх условий сильно влияет на выбор калибра струн, особенно у новичков.
Между прочим, приобретя Вашбёрн из подписи, попал на все 4 выше обозначенных пункта - видать так сошлись звёзды.
По рекомендации на гитару был установлен 12-ый калибр.
Ниасилил, играю на десятке.
Да, чуть не забыл!
5. Деньги.
После платы за отстройку у мастера с дефицитом совести, их попросту может уже не хватить на то, чтобы довести гитару до ума.
Не знаю в чём дело, может мастера такие попадались или гитара изначально недорогая...
Десятый калибр - это наше всё!
И большего от жизни не надо!
... и добавил:Звучит же гитара абсолютно по разному, в том числе на переборах - можно громко днём, а вот сейчас тихонечко и ночью играю, не будя соседей. Всё от атаки зависит.