Это будет один из немногих обзоров-отзывов, который мне не хотелось составлять. Потому что огорчать – всегда грустно, а огорчать человека, который, по всему видно, старается – почти преступление.
Но отзыв необходим, хотя бы ради задела на будущее – на исправление.
Не буду живописать приключения с «Почтой России» - у каждого, кто связывался с этой почтенной организацией – найдутся такие истории. Со странными курьерами, с невменяемыми консультантами. В итоге все обошлось – вот и слава Господу Милосердному.
Гитара пришла в полной сохранности, в полной комплектации, за исключением косточки, которую, видимо, положить запамятовали. От фирмы были подарки – струны и медиаторы – необыкновенной красоты.
Внешний вид инструмента безупречен. Тут я не никак разделю негодований форумных мебельщиков. Если долго искать – методом Шерлока Холмса – с мощной лупой и потожировыми анализаторами – наверное можно найти огрехи, но я такого не искал и цели такой не имел.
В гитаре все хорошо. В ней – тот аскетизм, в котором безошибочно чувствуется эталонный вкус и чувство меры. Никаких вензелей и дурацкого перламутра.
Когда я дошел до «Муздетали» и увидел на стене знакомые обводы, то сразу спросил: «Это вы гитару Алана на самый вид повесили?», но мудрый гуру Александров покачал седой головой: «Нет, это Шихов, старая-старая гитара. Ты что – коцок не видишь?». А я и правда слепой – и вижу мир приблизительно. Мне все красиво, даже не очень красивое. В этом плюс близорукости – и близорукие редко это ценят. Я достал гитару из чехла, и Александров добавил: «О! Тут ты совсем не попал. У твоей гитары – прототип еще старше. Алан снял ее с…» - дальше был исторический экскурс, закоулки которого я подзабыл, т.к. в тот день был радостен и вполне тёпл – успел отметить обновку.
Форма головы, конечно, несколько времени режет глаз. Мы слишком привыкли к геометрическому дизайну, к почти кубизму – и плохо принимаем обводы, идущие эхом – из тех времен, когда даже автомобили были похожи на жуков.
Но все испортил звук.
Не просто испортил – убил.
В Москве, в этом вместилище всех шумов мира, я не придал значение странному тембру. Мало ли, - машины шелестят, люди галдят, у того играют колонки, этот треплется по телефону. Я давно привык не доверять ушам в Москве – и со спокойным сердцем поехал домой.
Где был обескуражен.
У гитары отсутствуют басы.
Тут нужно отступить от обзора и рассказать, как я понимаю влияние материалов и размера/формы корпуса – на звучание инструмента. Я перепроверял много инструментов – с кедром сверху, с ёлочкой, с хорошей фанерой, с не очень хорошей. Держал в руках палисандровые, махагониевые, тоже фанерованные, даже играл на гитаре с корпусом из экзотической китайской яблони – красной сары. Играл на дредноутах, джамбо, грандах, классиках разного размера.
И вынес следующее. Хорошая гитара имеет конструкцию, обеспечивающую равномерный баланс частот. В ней самым обязательным образом будут и басы, и средние частоты, и высокий спектр, а дерево – уже опосредованно расцвечивает эти частоты.
Дерево как бы нагружает уже имеющиеся звуки – обертонами. Палисандр дарит средненизким частотам благородную звучность, махагони – отлично нагружает средний диапазон, клён – поддерживает верха. Дека из ёлочки поёт на высоте, а кедровая – вступает в силу чуть ниже, но мягко-мягко.
Здесь есть одно но.
Для всей этой поэтической красоты – частоты должны быть.
В парлоре басов не было вовсе. Басовые струны – будто натянули на швабру. Они бамкали, но звук не шел в корпус. Корпус не воспринимал этот диапазон.
И это при том, что дисканты на парлоре – просто ревели. От них – гитара тряслась и вибрировала. Удивительным образом – в разных местах обечаек. Так, что звук каждой струны – чувствуется каждый раз другой частью тела.
Я поиграл Зеленые рукава – в не самой сложной гармонизации маэстро Зигфрида Беренда. Покуда мелодия велась дискантами – было терпимо, хотя уже настораживало, но стоило спуститься на октаву – катастрофа. Дисканты ревут, басовой линии – не слышно. А там нужно еще и делать акцентики на опорных нотках, выделять их атакой. Не получается!
Ладно, думаю, я дурак. Я просто не привык и не так играю. Садился к гитаре несколько дней. И так, и сяк пробовал. Два раза поменял струны. Стоковые 11 поменял на 12 – вдруг 11 не раскачивают? Басы пропали совсем. Понятно, - решил я, - нужна широкая амплитуда. Поставил 10. Басы появились, но еле-еле.
Пытаясь всячески извинить производителя и обвинить себя, я решил переспать с проблемой. Отложил игру на несколько дней, возвратившись в любимой классике. А заодно – стал спрашивать френдов в соцсетях. В частности, спросил мнение Александра Владимировича Момота. Мастер сказал, что, конечно, от такого корпуса не нужно ждать огромных басов, но и отсутствовать они не должны. Клен, - сказал Александ Владимирович, - подсвечивает верха, но не жрет басы. Такого не бывает. Дисбаланс частот – серьезный конструктивный недостаток.
С грустью смотрю я на свою новую гитару, - она не должна так играть. Малый корпус – не извинение. Ведь вот – у маломензурной (585) кедрово-махагониевой классики – точно такой же корпус, но все частоты – на своем месте. Все звучно и гармонично. Просто – несколько тише полноразмерной гитары.
В конце концов, даже фанерки играют лучше.
Это – самый грустный отзыв в моей гитарной жизни. Приходится признать, что этот парлор – неудачный эксперимент. Играть на нем можно, хорошо играть – нет. В нем нет нужных звуков, как нет нужных звуков в пластиковых копеечных пищалках для монитора.