Пролог. Откуда есть пошел ирландский бузукиНаверняка многие из вас бывали в Греции или хотя бы смотрели «Грека Зорбу». Так вот к «Греку Зорбе» саундтрек записан именно на бузуки, а в кабаках и тавернах Греции этот народный инструмент и по сей день пользуется большим почетом. Теодоракис, Сиртаки, вот это вот все. У такого бузуки наборная дека и три пары струн, настраивается в DAD – открытый строй. Современный греческий бузуки имеет уже четыре пары струн и настраивается в CFAD. Но и это не наш случай.
Однажды два славных парня, Джонни Монихан и Энди Ирвайн, съездив в Грецию, привезли в Ирландию эти инструменты и совершенно поменяли как конструкцию инструментов, так и концепцию игры на них. Теперь дека не наборная, а плоская, как у гитары, струн четыре пары, а настраиваются они либо в GDAE (октавная мандолина), либо в GDAD (аккомпанемент и контрапункт). Инструмент быстро стал популярным и нашел свое место сначала в ирландском траде, а затем и в шведском фолке. И заверте…
Цели и задачиВообще, бузуки сейчас в России набирает популярность. Играешь фолкоту? Хватай бузуки! Играешь средневековщину? Да, не аутентично, но все равно хватай бузуки! Играешь митол? Ну возьми ты бузуки, а? Будешь первым парнем на деревне, никто на таких еще в твоем городе не играет.
А секрет прост. GDAD – очень удобный открытый строй, в котором можно круто играть в тональностях G, D и A, причем он прямо-таки заточен под модальность и квинтовые аккорды либо аккорды с бурдонами. Постоянно звучащая на протяжении всей композиции струна D тут не редкость. В результате эффект напоминает чуть ли не волынку. Короче, золото, а не инструмент. Все побежали – и я побежал. Ирландский трад играть хочу. Джиги, рилы, вот это вот все.
Конкретный инструментА вот сейчас переходим, собственно, к обзору. У нас в России особого выбора бузуки нет и не было никогда. Все берут инструменты румынской фирмы Hora. Бузуки дешевые (до кризиса можно было найти за 7000, сейчас уже дороже), сделаны из массива, местами строят, звенят как надо и выглядят вменяемо. То есть на попробовать и решить, а надо ли оно вообще, такой кандидат годится даже с запасом. Ну, я и взял. В Питере, кстати, когда на зимних каникулах был. В магазинчике напротив Казанского ^__^
Не буду расписывать, как втыкал в строй, скажу лишь, что очень полезно для развития умения построения аккордов на ходу и отвязки от аппликатурных костылей стандартного гитарного строя. Расскажу про инструмент.
Средняя цена. До кризиса – 7000. Сейчас – и 10000 где-то. Дорого, короче, стало. Не стоит Хора этих денег.
Цена покупки. 7600 с чехлом и комплектом струн, которые все равно не подошли.
Звук. 6, в обзоре объясню.
Качество сборки/изготовления. 6
Внешний вид/дизайн. 8
Особенности и функциональность. 10!
Соотношение цена/качество. За 7 тысяч – однозначно 10, дешевле вы бузуки не найдете нигде. За 10 – соотношение хуже, но дешевле вы все так же ничего не найдете.
Мнение. Собственно, ирландский бузуки – это инструмент аккомпанемента. Неважно, играете ли вы аккордами или контрапунктом, так или иначе, роль у вас далеко не первая. Значит, из этого и нужно исходить.
Сочетаться он должен с инструментами типа скрипки, флейты, вистла, волынки и прочего. А это все инструменты громкие. Так вот, Hora вас в этом плане не разочарует, ибо орет дай боже. В таком маленьком корпусе прячутся настолько громкие черти, что на улице можно играть без подключки и слышно будет за два квартала.
Тембр у инструмента баночный. Что тому причиной – черт знает. Я грешу на мандолинное крепление струн (здравствуйте, узелочки на струнах! Научился вязать вслепую на скорость) и бридж-мостик как на банджо. В средневековщине этот тембр работает на ура, в ирландщине же звук должен быть мягче и басовей. И вот это, пожалуй, моя основная претензия к инструменту.
Басов Хоре отчаянно не хватает. Верха на месте, низа нет. Причем дело даже не в том, что диапазон заканчивается на G3, просто тембрально инструмент очень верхастый. Такое чувство, что господа румыны производят эти бузуки из мандолиновых корпусов, потому что дека по размерам как раз как у мандолины. У бузуки дека должна быть сильно больше, чтобы и бас был гораздо глубже. По звуку это единственная претензия, но она достаточно серьезная. Отсюда и снижение оценки за звук.
По сборке. Вот очень странный инструмент, серьезно. Вроде все как надо, массивная дека, прямой гриф. Но минусов хватает. Во-первых, очень странная накладка. Она явно не палисандровая. Я бы сказал, что это закрашенная в черный цвет краснуха, слишком уж поры большие. Во-вторых, лады уже начали стачиваться. Впрочем, играл я на ней довольно много и активно за этот год. В-третьих, колки крутятся с большим трудом. Нужно регулярно смазывать. Строй держит вменяемо, впрочем. По сборке это все минусы.
Но, если отбросить все претензии к сборке и звуку и воспринимать его как инструмент-функцию, то мы получаем палку-тренажерку для мозгов, ибо в том же GDAD уже через месяц вообще перестаешь ползать в аккордовый справочник и начинаешь конструировать аккорды на ходу, а через полгода перестаешь мыслить аккордами вовсе и играешь просто на слух. Плюс отличный опыт открытого строя. Плюс смотрится на сцене интересно, вызывает интерес и вопросы.
Что я на нем играю? Все. Я играю на нем ирландский трад, где бузуки, собственно, и должен смотреться выигрышно. Я играю на нем митол (в данный момент, например, пишем демку кавера на Inis Mona, чуть позже сброшу запись с репетиции) и фолкоту вообще. Плюс мечтаю вписаться в какую-нибудь метал-команду и поиграть там, но все времени нет. Короче, инструмент – чудо. На нем даже фингерстайлом можно играть, у меня где-то валялось мое переложение Call Of Magic из Морровинда. А самое главное, что строй можно менять в любой момент и получать совсем другой инструмент с совсем другим подходом к исполнению.
Теперь по
альтернативам. Альтернатив в этом ценовом диапазоне Хоре нет. Вообще нет. Можно переделать шестиструнный акустический Эпифон с большой головой, добавив туда пару колков и перепилив порожек. Можно купить Трембитовскую «кобзу» (которая на самом деле просто гитара) и проделать ту же операцию с колками. Но это будет не бузуки. А именно бузуки – это Хора. Дешево, доступно, надежно, как автомат Калашникова. Я играл на ней на улице в жару и мороз, оставлял ее под палящим солнцем на фестивале, возил в тонком чехле в -40, и она как новенькая.
Если же хотите бузуки подороже – извольте. Я заказал себе концертную Hora Irish Bouzouki, у нее гораздо больше дека и сплошная голова, а не это недоразумение с колками как на классике. На Aliexpress тоже валяется некая нонеймовая палка, которую явно продают на том же Томанне уже не за 14, а за 28 под каким-нибудь брендом. Все остальные бузуки – это уже нереально дорого и обычно делаются мастерами. Так что если хотите бузуки и есть мало денег – берите Хору, не прогадаете. Разные BlueMoon, Thomann и немалая часть Trinity College – это тоже Хора, их можно опознать по маленькой деке и иногда по рисунку на розетке. Не берите, не переплачивайте, возьмите с завода то же самое, но дешевле. 131 евро она стоит без звукоснимателя и чехла. Инструмент хорошо вам послужит, но оставит ощущение недоговоренности. Точнее, перспективы. Потому что бузуки – это целый отдельный мир, мир четыреххоровых инструментов с открытыми строями и налетом народной музыки. Веселой, грустной, угрожающей, пугающей и безумно необычной в наше время аккордов с четкой терцией и ревущего дисторшна.
Семплы.Так. Семплы буду постепенно добавлять, ибо все еще в процессе. Ну и продаю я нынче этот инструмент, так что могу не успеть записать все, что хотел. Но пока что вот вам видюшка с репетиции. Следом пойдет Inis Mona, но это чуть позже.
Shelta - Home Video SetСвеженькое видео другой румынской Хоры, модель чуть постарше.
http://www.youtube.com/watch?v=oQ9JigR8jKQ#wsВыступление на Дне святого Патрика, сет бретонских андро. Звук с заводского звукоснимателя, который ставят румыны на заводе по умолчанию.
От себя добавлю, что инструмент очень хорошо звучит в линию. Косяки со строем ушли с отстройкой анкера и перетяжкой струн. Живем.