У "Урала" сразу видно -
На звучках звезда Давида.
На стене D-bass висит,
В профиль глянешь - это ж&д!
А взгляните на "Орфей"-
Хоть гитара, а ев@ей !
Где бы "Тонику" мне взять,
Чтоб 7.40 поиграть?
Орфеи, Орфеи, кругом одни Орфеи!
Фольклор.
Когда читаешь в сети или на бумаге мысли умных или же бывалых людей, то про себя клянешься им следовать. Например, если Вы музыкант и что-то играете, а тем более сочиняете и записываете, то знающие люди советуют не стремится продемонстрировать свои произведения коллегам по работе. Точнее говоря, не следует с них начинать. Ваши соратники по искусству заранее уверены, что они талантливее и способнее Вас, и в лучшем случае снисходительно скажут: "Ну, для начала неплохо, давай пиши еще", или же выдадут, что бас прилично отстает от барабанов, а когда идет соло, то слышно, как струны дребезжат о лады, и гитару надо перед записью настраивать. Выносите свои творения на суд нормальных людей. Простых то бишь. Слушателей. Они, если повезет, станут Вашими фанатами и понесут в кассу свои денежки за билеты на Ваши выступления. А коллеги-игрецы их не понесут. Они будут стремиться проходить на халяву, используя служебное положение.
Я не хочу тут обвинить конкретно музыкантов в профессиональной зависти, человек, видимо, просто так устроен. Пригласите домой отделочника/сантехника/электрика, сделать ремонт или что-то подправить, какая будет его первая фраза? Правильно, "кто же это Вам так сделал?" Примерно то же говорят стоматологи, пластические хирурги и, по слухам, гинекологи. Я выхожу из этого положения так - представителей первых трех специальностей (отделочник/сантехник/электрик) не приглашаю вовсе, обхожусь без них сам, совмещая в одном лице и заказчика и исполнителя, заболеваний ротовой полости у меня, как ни странно, нет, на внешность свою мне наплевать, тем более, я не знаю, видят ли меня другие так же, как я вижу себя в зеркале. Да, чуть не забыл, гинеколог мне тоже ни к чему. В свете всего этого, написанное мною ниже, идет в разрез с этими жизненными принципами. Я лезу в чужой огород, и сам об этом пишу. Имея в своем активе работы с деревом, пожалуй, только обивку вагонкой балкона, пытаюсь реанимировать старую гитарешку, тоже, впрочем, деревянную.
Камрад Bassman (sovietguitars.com) подарил мне полуживого акустического "Орфея". Никто, кроме меня, на него не польстился, может потому, что гитара не дюже редкая и в плане звука не поражающая... Ну а мне, отчасти, стало интересно поглазеть на нее a la naturelle, раньше-то она мне не попадалась. Получил, привез, распаковал... Поглазел немного, а там послушать захотелось. Дело тут, короче, не в безудержной тяге к халяве. Итак, смотрим. Размер корпуса "советский". Как ленинградка или бобер.
Обечайки - буковый шпон, даже антабка не пластик, а бук.
Нижняя дека тоже из него. Верхняя - ель, но не массив, а переклей трех слоев елового шпона. По сути фанера. Вероятно, это определенный намек на бюджетность изделия - массив шел на инструменты подороже, а то, что оставалось, путем лущения или строгания, превращалось в шпон.
Верхний слой деки собран из нескольких фрагментов, не особо подобранных по фактуре. Кант - однослойный белый пластик. Пружины - Шерцер, или скорее всего Шерцер. Гриф вклеен, судя по виду, даже не один раз (-: Но угол вполне себе нормальный. Аккуратные тонкие лады, еще послужат. Для меня непривычно отсутствие дотов на накладке грифа, они есть только сбоку (или как правильно, сверху?). Сама же накладка была выкрашена в радикально черный цвет, который, в "тех самых" правильных пацанских позициях, стерт пальцами до дерева, с углублением последнего.
Когда я сошлифовал слой краски и неровности, чтобы привести накладку к какому-то единому базису, то обнаружил под черной краской светлую древесину с малозаметным рисунком. Выпадающие так некстати лады, с клеем и добрым, ласковым словом, установлены на свои места. Забегая вперед - гриф идеален - не единого дребезга. Выкрасить накладку обратно в черный я не решаюсь. Надо ли - не знаю. Производство "Орфеев", судя по всему, было весьма вариабельным. Встречались и с нечёрными накладками, скажем так.
Родной бридж был проморен под палисандр, но утратил верхнюю часть и свои эксплуатационные качества, увы. С трудами немалыми мне удалось его снять и поставить неродной от нашего Великого друга. Такие мелочи, как отклеенные обечайки и пружины, были вылечены с помощью столярного клея "Момент" на акриловой основе. Верх деки нес на себе нелегкий груз времени - лак остался лишь кое-где, кругом царапины, борозды, какие-то пятна. Что-то стер\убрал, что-то сошлифовал. Многое осталось. Пусть будет, типа винтаж. В смысле, мне не мешает, глаза не мозолит.
И покрыл я корпус черной нитрой, а верх нитрой бесцветной. Стало симпатичнее. Я не Мастер и даже не мастер. Обращаться к ним не стал. Не чтобы денег жалко (хотя и это тоже), а просто не хотелось.
Далее...
Колки стояли рабочие, но не орфеевские, а наши, планку из трех колков распилили на отдельные и поставили. Связано это с тем, что межосевое расстояние под них на грифе около 35 мм, а на наших планках колки имеют интервал где-то 40мм. Ширина железнодорожной колеи у нас тоже отличается от европейской, если что. Форма головы грифа достаточно необычна. Это вроде и не раскованность эстрады и не консерватизм классики. Не то гидро- не то брахицефалия, до сих пор не пойму. Смотря с какой точки зрения глядеть, отрадно то, что две планки колков с Алиэкспресса встали туда, как родные. Ну, господа, проявим понимание в этом вопросе: не найду я родных, орфеевских, не найду. Или найду, когда мне от них уже ничего не будет нужно. Это Ходжа Насреддин обещал султану за сто лет научить ишака разговаривать, справедливо полагая, что через сто лет помрет либо ишак, либо султан, либо он сам предстанет перед Аллахом. Восток, такие дела, брат... Ухожу в сторону, простите... Струны направляет очень самобытный порожек черного пластика. Наличествовала лишь часть его. Короче, вырезал новый сам.
Лето закончилось. Стало холодать и реставрационные работы на балконе были свернуты. Еще бы пройтись еще по гитаре лаком, потом полирнуть до блеска, а пока - что есть, то есть. Долго лежавшие струны заняли свое место. Тонкие металлические, прочие - нейлон. Необычное сочетание, понимаю.
Как она звучит? - спросите Вы. Ну, Самарка и Бобер, имеющиеся у меня, ей проигрывают. Их как-то не слышно. А вот, пожалуй, старая ленинградка, начала восьмидесятых, идет один в один. Обе горластенькие, низов мало, звенящих обертонов тоже. Серединка, такая знаете ли, настырная. Если слушать в ее исполнении что-то инструментальное, звук особо не впечатляет (и играть уметь надо), а вот аккомпанировать песне, где-нибудь на природе, с шашлыками и напитками, это да. Сей "Орфей" - бюджетный вариант "импортной" гитары своих лет. Сделан он, конечно, поаккуратнее чем "наши" и материалы ближе к гитарному производству, в классическом его понимании. Но не "Кремона" и не "Резоната", поразившие меня в далеких восьмидесятых. Вместе с бриджем и струнами из Поднебесной пришел и пьезодатчик. После некоторых колебаний, я поместил его в бридж, под порожек. Получается, что можно тренькать, подключая "Орфея" к усилителю? Я как мог потренькал и даже как мог записал. Сейчас это просто - пиши, снимай, выкладывай, Интернет все стерпит. Полная ваша и наша творческая свобода. Это ли не то, что нам надо?
На этом бы и успокоиться, но гельминт тщеславия меня не оставил. Мне хотелось как-то сравнить этого "Орфея" с гитарами современными и, когда все кончилось, я пошел в музыкальный магазин. Ближайший ко мне размещается в крупном торговом центре, аккурат под лестницей эскалатора, точнее за ней, у стены. Там висели многочисленные китайские гитары со звучными испанскими и американскими названиями. Горели софиты, сверкал хром и позолота. Коррида, фламенко, жаркие ночи, кипящие смолью глаза и вьющиеся локоны... И черное небо Мадрида. Вернувшись из грез, я заметил свое отражение в какой-то железке на ударной установке. На меня смотрел тореадор в отставке, на его носу красовались дешевые очки, а в поредевших волосах неотвратимо сверкал пятый десяток. На коленках мечтателя слегка пузырились брюки. Кроме меня у прилавка образовались еще два типа, совершенно немузыкального вида. Их коротко стриженные затылки и грубо обработанная поверхность лица (небесный скульптор явно торопился или мучился с утра после праздника) напомнили мне ретроспективные сериалы про героев 90-х. Они просили у продавца "гитару, нормальную чтоб". Продавец снял с крючка настоящий китайский Fender, тысяч за семь, и поднес к прилавку. "Нужен еще этот, куда втыкать", - изрек один из типов. "Комбик,"- сказал продаван и тоже извлек что-то похожее, подключил гитарку и затренькал. "Так и я могу,"- подумал я. Звук был как звук - обычный. "А чтоб с примочкой," - попросил покупатель. Продавец нажал белую кнопку на комбике. Динамик басовито загудел. "Хороший фон,"- вырвалось у меня. "Ну вы же понимаете, синглы, они всегда фонят,"- как бы извиняясь сказал продавец. Типы с любопытством глянули в мою сторону. На перегрузе звук стал хуже. Постояв еще немного, я пошел в продуктовый отдел за винишком. Сравнивать ничего уже не хотелось. При внешнем сходстве форм и размеров, "те" и "эти" - совсем разные вещи. Чего уж там. Собственно, зачем эти сравнения? Чтоб еще раз убедиться, что огурец подходящего размера можно использовать вместо пальца, а палец таки нельзя использовать вместо огурца? (Да простит меня классик за намеренный, увы, плагиат.) Так это и так всем ясно.
https://www.youtube.com/watch?v=kSqJV93_FJ8