Автор Тема: Руководство по хранению акустической гитары  (Прочитано 222287 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн grizly

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 569
  • Репутация: +18/-5
  • Гризли
У меня произошла такая история. Лет 7 назад я купил классику Альмансу 435, новую, привезённую из Испании. Гитара 5 лет хранилась в полужёстком чехле, без увлажнения. Наш неблагоприятный для гитар климат отразился на ней небольшим выгибанием верхней деки, что привело к небольшому нестроевичу в районе 12 лада. В остальном всё было ок. Я так понимаю, дерево высохло и устаканилось. Небольшой нестроевич - ерунда. А дальше я начитался об увлажнении гитары и стал подкладывать слегка мокрую губку в чехол. В результате верхняя дека треснула внизу под грифом, вдоль грифа. В остальном всё осталось также. Вот я и думаю как правильно было делать изначально - или сразу начинать увлажнять внутри чехла, или не увлажнять вообще и дать гитаре придти к сухому состоянию. Климат у нас в городе такой - летом жарко недолго, зимой относительно холодно, в основном климат прохладый, влажность летом 35-40%, зимой 25-30%.

Оффлайн Артё М

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 72
  • Репутация: +30/-2
    • Инструменты для ремонта гитар
У меня произошла такая история. Лет 7 назад я купил классику Альмансу 435, новую, привезённую из Испании. Гитара 5 лет хранилась в полужёстком чехле, без увлажнения. Наш неблагоприятный для гитар климат отразился на ней небольшим выгибанием верхней деки, что привело к небольшому нестроевичу в районе 12 лада. В остальном всё было ок. Я так понимаю, дерево высохло и устаканилось. Небольшой нестроевич - ерунда. А дальше я начитался об увлажнении гитары и стал подкладывать слегка мокрую губку в чехол. В результате верхняя дека треснула внизу под грифом, вдоль грифа. В остальном всё осталось также. Вот я и думаю как правильно было делать изначально - или сразу начинать увлажнять внутри чехла, или не увлажнять вообще и дать гитаре придти к сухому состоянию. Климат у нас в городе такой - летом жарко недолго, зимой относительно холодно, в основном климат прохладый, влажность летом 35-40%, зимой 25-30%.
Нужно было хранить гитару НЕ В ЧЕХЛЕ. И с увлажнителем, помещенным между струн так, чтобы он испарял влагу внутрь корпуса. Хранить в подвешенном состоянии на стенке в крюке (или в каком другом самодельном зацепе). Место хранения - на максимальном расстоянии от батарей, сквозняков и солнечных лучей.
При этом крюк не должен быть расположен очень высоко - чтобы голова грифа располагалась не выше 170-180 см над уровнем пола. Иначе начнёт пересыхать от поднимающегося вверх теплого воздуха (физика). Чем ниже, тем лучше, хотя всё индивидуально, т.к может в доме сквозняки страшные по полу гуляют.

А если гитара находилась в чехле или в кейсе, то тоже должна находиться вдали от батарей. Чехол не экранирует внешнее тепло. От холода и дождя защищает, но не от тепла.

При занятиях садиться минимум на 2 метра от батарей и открытых окон.

Увлажнитель можно сделать самому - берется пластиковый тубус, длиной 8-10 см, диаметр 1,5 -2 см. Обычно это упаковка от таблеток от кашля. Делается 4-6 отверстий по бокам. Наполнитель - что угодно, впитывающее влагу - губка, вата. Тубус размещается между струн так, чтобы он углублялся в корпус. Наполнитель смачивать раз в 2-3 дня.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2015, 01:41:17 от Артё М »

Оффлайн grizly

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 569
  • Репутация: +18/-5
  • Гризли
Я говорил с мастером. С хорошей гитарой такое не должно происходить, потому что у хорошей гитары качественное дерево, в первую очередь правильно просушенное и правильно сделана конструкция гитары. Это имеются ввиду на данный момент при нынешних курсах валют гитары от 100 000 рублей. На них одно только дерево стоит порядка 50 000. Что касается моего случая, то надо было или сразу заботиться об условиях хранения (не допускать влажность ниже 40%), или хранить в чехле и потом не увлажнять гитару, т.е. у меня ведь она усохла за несколько лет и всё было ок, а потом я стал её увлажнять и сразу появились проблемы.

Оффлайн Cleartone

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5826
  • Репутация: +1233/-23
Я говорил с мастером. С хорошей гитарой такое не должно происходить, потому что у хорошей гитары качественное дерево, в первую очередь правильно просушенное и правильно сделана конструкция гитары. Это имеются ввиду на данный момент при нынешних курсах валют гитары от 100 000 рублей. На них одно только дерево стоит порядка 50 000. Что касается моего случая, то надо было или сразу заботиться об условиях хранения (не допускать влажность ниже 40%), или хранить в чехле и потом не увлажнять гитару, т.е. у меня ведь она усохла за несколько лет и всё было ок, а потом я стал её увлажнять и сразу появились проблемы.

Мастер, по сути, прав. А Ваши действия по увлажнению вряд ли привели к проблеме, просто процесс в древесине уже был запущен, и пришло время, совпав с Вашими профмероприятиями. При избытке влаги, дерево расширяется. Деку может вспучить, например. Но от увлажнителя этого не произошло бы))

... и добавил:

К сожалению, и 100 000 не дают сегодня гарантии. Лежат у мастеров и относительно новые Мартины, и Гибсоны. И с классикой, наверное, та же история, к тому же, это гораздо более нежная конструкция, чем вестерн.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2015, 10:45:05 от Cleartone »

Оффлайн Jordanissimo

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 577
  • Репутация: +44/-28
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Я говорил с мастером. С хорошей гитарой такое не должно происходить, потому что у хорошей гитары качественное дерево, в первую очередь правильно просушенное и правильно сделана конструкция гитары. Это имеются ввиду на данный момент при нынешних курсах валют гитары от 100 000 рублей. На них одно только дерево стоит порядка 50 000. Что касается моего случая, то надо было или сразу заботиться об условиях хранения (не допускать влажность ниже 40%), или хранить в чехле и потом не увлажнять гитару, т.е. у меня ведь она усохла за несколько лет и всё было ок, а потом я стал её увлажнять и сразу появились проблемы.
В теории, любой деревянный инструмент должен обходиться без увлажнителей. Скрипачи об увлажнителях ничего не слышали, а инструменты у них передаются из поколения в поколение. Это норма, когда учащийся российского музучилища играет на немецкой фабричной скрипке догитлеровского периода. Я вот даже не уверен, что гитарный магазин сможет доказать в суде, что купленная у него "испанка" не подлежит гарантийному обмену ввиду отсутствия в чехле у покупателя некой пластиковой тубы с влажной губкой. Конечно, сейчас магазин подстраховывается тем, что, заключив с ним договор купили-продажи, покупатель автоматически расписывается в правилах эксплуатации гитар, где указано про увлажнитель, но суд может признать, что установленные магазином доп. условия эксплуатации нарушают права потребителя. Особенно велик шанс на это, если Вы сможете привлечь в качестве свидетеля процитированного гитарного мастера, который покажет под присягой, что качественному деревянному инструменту в течение гарантийного периода не могут повредить бытовые условия эксплуатации.
Однако Ваш мастер не прав, выставляя главным критерием надёжности гитары её цену. Главный критерий - традиции производства. У испанцев - массовое пренебрежение надёжностью: у кого-то чуть меньше, а у кого-то совсем караул. Я прямо спросил менеджера "Коды", торгующей топовыми испанскими фабричками, можно ли хранить без увлажнителя имеющиеся у них гитары мадридской школы, по цене в $5000. Ответ был: нет, нельзя. В Коде все испанки, независимо от цены, хранятся в камере с комнатным увлажнителем: когда в эту камеру заходишь, даже чувствуешь специфическую влажность. При этом, как правило, более доступные по цене, чем "испанки", классические гитары Godin, Takamine, наших мастеров или даже румынские полномассивные Hora переносят отопительный сезон не в пример лучше. На Avito у бэушных "испанок" прямо эпидемия трещин как у Вас - на верхней деке вдоль грифа, внизу под грифом. Продавцы таких инструментов стараются до последнего не признавать дефект, хотя часто его можно увидеть и на прилагаемых к объявлению фото. Так вот, если Вы изучите рынок Avito, то убедитесь, что упомянутый Вами дефект встречается не только на бюджетных бэушных "испанках", но и на "испанках" значительно дороже упомянутых Вашим мастером 100 000 ₽, а также на якобы немецких классических гитарах, производящихся по аутсорсу в той же Испании.
На моём классическом Кибине ценой в $500 (из массива только верхняя дека) за пять лет эксплуатации никаких трещин нет: храню в утеплённом мягком чехле вдали от отопительной батареи, увлажнителем пользовался только в первую зиму. 
И ещё хотелось бы сказать о себестоимости мастеровой гитары для самого мастера. Ваш мастер заявил, что себестоимость гитары по материалу - 50% от рыночной стоимости: возможно, что у нераскрученных мастеров это так. Мне же приходилось от разных источников слышать, что в конечной стоимости мастерового инструмента использованные материалы составляют не больше трети.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2015, 11:27:23 от Jordanissimo »

Оффлайн Guitares.ru

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 287
  • Репутация: +129/-4
  • Продаем ГИТАРЫ: Акустики, Электро, Басы
    • Guitares.ru
Друзья, позвольте высказать свое мнение. Так уж получилось, что по первому образованию я писал диплом на тему сушки древесины и в аспирантуре учился на кафедре гидротермической обработки и сушки древесины. Знаком с официальной версией)))

Так вот, считаю, что мастер прав отчасти. Во-первых, дорогой инструмент предполагает, что он сделан из массива и дерево в нем должно быть качественно высушено. Это так. И такое дерево действительно ведет себя лучше, чем недосушенное.

Но, во-вторых, любой массивный инструмент находится в зоне риска. Т к древесина не идеальный материал, она имеет анизотропию свойств, другими  словами, она вдоль волокон усыхает в 10 раз больше, чем поперек.

В итоге, когда вода быстро уходит из древесины, возникают внутренние напряжения.
Поэтому при относительной влажности менее 20% любой массивный инструмент начнет трескаться. В той или иной мере. И как сильно он треснет, зависит от конкретной гитары.

+значение имеет, при какой влажности сушили и изготавливали гитару и к какой она привыкла.
Например, на производстве гитар Taylor поддерживают влажность 47%.
В своем руководстве по хранению гитар они пишут:
"•   Влажность 25%. Трещины на большом количестве гитар. Вам приходится обращаться к специалистам и поставщикам с этой проблемой."
И советуют  при влажности менее 20% использовать второй увлажнитель.

В общем на практике получается, что все массивные гитары могут треснуть. Положите у батареи - большой шанс, что треснет.

.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2015, 12:38:10 от Guitares.ru »

Оффлайн Jits

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1800
  • Репутация: +1102/-37
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Например, на производстве гитар Taylor поддерживают влажность 47%.
Но это не значит, что материалы, которые поступают в работу к ним имеют ту же влажность (точнее, точно не имеют таковой).
Насколько я понимаю, данную влажность в цехах они поддерживают для более предсказуемых результатов в плане точности изготовления (допуски и посадки), и избегают не нужных подгонок размеров в дальнейшем (гарантия, что поступающий пиломатериал заданной влажности не хватанет ничего лишнего из воздуха). У Тэйлор производство поточное в самом рафинированном виде - 1 человек, пара тройка операций на участок. И для этих целей можно нанимать дешёвую рабочую силу (на youtube лежит тур по их фабрике, одни выходцы с латинской Америки), не шибко понимающую в общей технологии, но при этом готовой выполнять рутинную работу по операционной карте.

Оффлайн grizly

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 569
  • Репутация: +18/-5
  • Гризли
Руководствуясь логикой, можно предположить что гитары делают в той влажности, в какой они потом будут эксплуатироваться. В руководствах испанских гитар обычно написано что влажность должна быть в районе 40-50%, значит у них там на западе такая влажность - это норма. А у меня вот например дома летом около 40%, а зимой 25%. А ниже 25% это уже вообще сухотищща наверно.

Оффлайн Guitares.ru

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 287
  • Репутация: +129/-4
  • Продаем ГИТАРЫ: Акустики, Электро, Басы
    • Guitares.ru
Jits, все верно, свежесрубленная древесина имеет влажность больше.
Тут дело в том, что прежде, чем использовать, древесину сушат. Режимы сушки бывают разные.
Китайцы, например, сушат в течение 2-3 недель в камерах. Это камерная сушка. Способ дешевый, звук такой же.
Для качественных гитар нужна естественная сушка, т е дерево сохнем естественным способом в специальных проветриваемых помещениях. Такая сушка может занимать несколько лет.

grizly, думается, что такая влажность именно гитарная особенность. Может есть тут скрипичные мастера? Какая влажность оптимальна для скрипок?
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2015, 11:55:58 от Guitares.ru »

Оффлайн Sleptsov Petr

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1822
  • Репутация: +503/-0
А у меня за лето массивная гитара (Doff 124, клевновая джамбо), наоборот набухла сильно.
Дека (нижний порожек) в итоге (за 5 месяцев) поднялась на 1,5мм. Но главное звук потускнел.
Когда дали отопление, думал высохнет за неделю. Но нет - сохла месяц до нормального звука.
Какие есть мысли по этому вопросу?
Кондиционер, силикогель?
« Последнее редактирование: Апреля 06, 2016, 12:14:48 от Sleptsov Petr »

Оффлайн Guitares.ru

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 287
  • Репутация: +129/-4
  • Продаем ГИТАРЫ: Акустики, Электро, Басы
    • Guitares.ru
Sleptsov Petr, лучше замерять влажность гигрометром, действовать, исходя из его показаний.

Вот из инструкции Тейлора совет:

"Влажность в очень сыром климате
Если вы живете в очень сыром климате (например, ОВ составляет около 70%), то существует два пути для контроля над ситуацией:

1.   Центральная система кондиционирования осушает воздух и это будет способствовать хорошему состоянию инструментов. Такие кондиционеры снижают 90% влажность примерно до 60-65%.
2.   Если вы не имеете центральной системы кондиционирования, в этом случае вам понадобится осушитель воздуха, который может поддерживать ОВ 50%. Осушители продаются наряду с увлажнителями и они так же доступны."


P.S.
И хорошо, что Ваша гитара высохла не быстро, т к при быстром изменении влажности трещины более вероятны.
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2015, 13:20:15 от Guitares.ru »

Оффлайн grizly

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 569
  • Репутация: +18/-5
  • Гризли
Для нашего климата нужна не деревянная а например карбоновая гитара. Только они дорогие. Около 2000 у.е.

Оффлайн Guitares.ru

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 287
  • Репутация: +129/-4
  • Продаем ГИТАРЫ: Акустики, Электро, Басы
    • Guitares.ru
Для нашего климата нужна не деревянная а например карбоновая гитара. Только они дорогие. Около 2000 у.е.

Можно еще на фанерных попробовать поиграть) Фанера менее к влажности восприимчива.
Или уж тогда сразу на синтезатор переходить)

Оффлайн grizly

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 569
  • Репутация: +18/-5
  • Гризли
А чё кстати карбоновая гитара ничего так звучит. По крайней мере с металлом. С нейлоном наверно не очень по сравнению с деревяшкой.

Оффлайн Cleartone

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5826
  • Репутация: +1233/-23
А чё кстати карбоновая гитара ничего так звучит. По крайней мере с металлом. С нейлоном наверно не очень по сравнению с деревяшкой.

https://www.martinguitar.com/model/item/80-alternative-x.html

для подводной игры и музицирования в открытом космосе ;D