Любой свой обзор я стараюсь начать с описательной части, вроде как предисловия. И с предисловием в этому обзору я вроде определился давно. Я хотел написать: «насколько чётко и выверено (в основном) я собрал свой набор басов, настолько хаотично и бестолково я пытался заиметь басовый аппарат. Если посчитать всё, что я купил, попользовался и продал, то, наверное, на разницу в деньгах можно было бы взять неплохой усилитель». Что-то в этом роде. Но потом я как-то прикинул – играть на басу я начал 20 лет назад, и за первые 10 лет через мои руки прошла куча инструментов, так что методом проб и ошибок я собрал свой наборчик басов (не безусловный). О своём же аппарате я задумался, не соврать, лет 10-11 назад. Соответственно, вот тот же срок мне и понадобился, чтобы прийти к какому-то решению.
А решение было на поверхности. Полностью транзисторный и не самый дорогой усилитель Gallien-Krueger RB800. Для начала я перелопатил гору инфы и о нём и о фирме в целом. Узнал, например, что идею сделать 800RB под рековые размеры (3U, то есть три рековых места) почерпнута от усилителя 200RB, что позже был выпущен упрощенный вариант усилителя под названием 400RB, а также, что для своего времени (для 83-го года) 800RB усилитель был крайне инновационным. В нём были применены такие революционные новинки, как биампинг, линейный DI-выход и (не падайте) съёмный шнур питания! И ещё 800RB стал самый продаваемым басовым усилителем 80-х (понятно, что этот статус ему обеспечили не «звёзды», а бесчисленные бары, клубы и школьные/студенческие/подвальные группы. Очень удачно всё это совпало с бумом независимой музыки), так что с начала 90-х фирма полностью переключилась на басовое оборудование. Помнится, где-то читал воспоминания Роба Галлена об их взлете в 80-е, что-то типа: «Этот усилитель продавался и продавался. Он стоял в любом баре».
Опять же, перечень известных баасистов, использовавших этот усилитель, недлинный, но впечатляющий. Фли в 80-е, Дафф Маккаган записал на нём «Appetite For Destruction”, Дэйв Эллефсон какой-то ранний альбом “Megadeth”. Крис Кирквуд из «Meat Puppets”, Дэвид Симс из “The Jesus Lizard”, Тревор Данн из “Mr. Bungle”/”Fantomas”. “Green Day”, «Weezer”, “Suicidal Tendencies”. Как видите, много рока.
Так, ну а что же мой усилитель? Куплен через Ebay. Доставку перенес на «ура». Косметическое состояние при этом не самое лучшее (такой продавался). Следы эксплуатации налицо. Потёртости, повреждения краски, отсутствие ножек, ручки побиты, крайние пластины системы охлаждения погнуты. Понемногу решаю проблемы. Ножки снял со старой доски от педалборда. Ручки… заказал оригинальные - 50$ за 9 штук. Пока мимоходом купил на Митинском рынке на 135 рублей подходящие по цвету. Купил ещё баллон черной термостойкой краски, но пока красить не решился. Что-то меня запарило, что ВОЗМОЖНО, после окраски усилитель будет сильнее греться. В планах покупка двух спикерных кабелей (или сам спаяю) и, конечно, понижающего трансформатора (на базе есть, но как-то усилитель вместе с ним переставили в другую комнату, мне пришлось играть в местный GK серии MB – кстати, звук был замечательный).
Теперь перехожу к описательной части. Читая интернеты, постоянно натыкался на прозвище “tank”. Весьма справедливое для такого крепко сбитого железного ящика. Ну, может, и не танк, но напоминает какой-то прибор управления – что-нибудь типа панели пуска торпед или там радиостанцию (да, усилителю пошёл бы цвет хаки или камуфляж). Весит примерно 10 килограмм, но как-то нести его достаточно удобно.
Компоновка усилителя традиционная для GK – ручка для переноски слева, справа я наклеил прозрачные ножки резиновые, чтобы не царапать боковину. Сзади ряд железных пластин. Это натурально радиатор. Ну физика, у разных материалов разный теплообмен. Да, при работе эти пластины нагреваются больше, чем сам усилитель, но не так чтобы сильно. Справа на задней стенке – вход для шнура питания и гнездо с предохранителем (что говорит о преклонном возрасте усилителя – у экземпляров более позднего выпуска я видел там переключатель со 110 вольт на 220). Да, прибор работает с напряжением 110 вольт, благо на базе стоит трансформатор, но покупать свой, как я сказал, всё равно придётся. Я выбрал такой же, как на базе – Штиль АТ 220/110-0,4-50. От добра добра не ищут.
Теперь о ручках, входах и выходах. Буду описывать всё вместе, потому что одно завязано с другим.
На передней панели слева направо: вход для инструмента, рядом с ним кнопка -10db. Потом Volume, который является громкостью преампа. Если его выкрутить больше чем на «12 часов» и мощники сделать поменьше, появляется перегруз, но мне он не понравился. Пожалуй, это единственный минус усилителя. Хотя, возможно, дело и в динамиках кабинета на базе. Дальше – три кнопки фильтров. Срез низов, середины и усиление высоких. Разница между первым и третьим мне не совсем понятна. По факту да, они работают с разными частотами, но на слух это не ощущается как-то совсем уж радикально по-разному. Правда, я в итоге подсел на буст верхов. Он добавляет такого «железа» в звук, в то время как срез низов делает такой «восьмидесятнический» звук. Прям представляю – нарулить такой звук, включить хорус и играть пост-панк. Срез середины – тоже весьма интересная штука. Очень подходит ко всяким тяжёлым рифовым делам, играемым вместе с гитарой.
Затем – четыре ручки эквалайзера. Верха, низкая и высокая середина, низы. Сразу скажу – регулируют частоты они без фанатизма, это в большей степени подстроить, чем нарулить звук. То есть нет положения , которое надо запомнить и не трогать ручки. Я так пару раз накалывался. Включал усилитель: «О, классный звук». Потом: «А что если добавить низов? Зашибись. Середину прибрать. Класс. Чёрт, как там у меня вначале все ручки стояли?»
Тут нужно обратиться к секции выходов на задней панели, потому как по схеме Send/Return для эффектов находятся как раз после эквалайзеров и до буста, равно как и линейный DI-выход. Я уже поэкспериментировал с подключением борда в петлю, как ни странно, разница ощутимая. Пришлось разделить борд на две части – чать эффектов идёт в петлю (всякие дилеи, хорусы и флэнджеры), а перегрузы и педаль громкости – напряму в усилитель.
Линейный выход только проверил, что он рабочий, в работе активно не использовал. Звук от него абсолютно адекватный, практически идентично передает то, что идёт на кабинет.
Потом на передней панели идёт ручка буста. Ну, классика. Я его сразу выставил глее-то на 12 часов и не трогаю. К нему есть вход для футсвитча, типа включать буст. Зачем?
А вот и самое вкусное – секция управления биампингом. Она состоит из двух ручек громкости - выхода Hi на 100 ватт и не меньше 8 ом и двух выходов Lo (одновременно можно подключить максимум два кабинета – либо два в выходы Lo, и тогда они будут получать по 200 ватт, либо один в Hi (100 ватт), другой в Lo (300 ватт), 4-8 ом), кнопки включения биампинга, ручки Frequency, смешивающей полный и разведенный по частотам сигналы. Если Frequency выкручена на максимум, то при включенном биампинге в выход Hi идёт только верха, а в Lo – низы. Если нет, то кнопку можно не включать.
Звук в обоих режимах довольно разный. В режиме биампа он чистый и резкий, злой, я бы сказал. Прям для металла и прочего тяжеляка. Можно назвать это неким эталоном того, что мы называем «звуком Gallien-Krueger» (так же как есть «звук Ampeg», “Ashdown” или “Orange”). В режиме Full звучание как раз не такое резкое, более классическое. Опять же, удобно. Репетировали на маленькой базе, там стоит комбик Kustom 1x15 на 200 ватт (с обходом усилителя). Я подключился в режиме Full через 100ваттный выход. В другом месте через выход на 300 ватт без проблем раскачал ампеговский кабинет 8х10. При этом усилитель очень деликатный, не тянет одеяло на себя. Очень чутко реагирует на разные басы и на разные кабинеты. Очень хорошо дружит с перегрузами, что, наверное, несколько странно для транзисторного усилителя.
Подытоживая - довольно редкий зверь в наших краях, и незаслуженно. Громкий, мощный и универсальный, но при этом компактный, со своим звуком и характером. Рекомендую.