“Coca-Cola” и “Pepsi Cola”
“Visa” и “MasterCard”
“Реал” и “ Барселона”
Ну и, конечно же “Fender” и “Gibson” прекрасно вписываются эту классическую формулу противостояния «заклятых друзей». Но – когда мы говорим про выпуск гитар, то видим четкий паритет и мощную взаимную конкуренцию. На каждый “Telecaster” и “Stratocaster” найдется свой “Les Paul” и “SG”, кому что больше по душе. Однако, как ни парадоксально, в области бас-гитар настоящей борьбы между этими марками не получилось. Ну вот, можно поиграть в ассоциации. Итак, классика бас-гитар (только быстро, не думая). Пресижн, Джаз-басс. Хорошо, дальше? Велика вероятность, что потом будет “Ernie Ball MusicMan Stingray”, “Rickenbacker”, “Бас-скрипка, на нём ещё Пол Маккартни играл» (конечно, речь о НЕМЕЦКОЙ фирме “Hofner”) и даже “Эти, с алюминиевыми грифами” (то бишь “Kramer”). Если повезет, то после всего этого великолепия кто-то и вспомнит “Gibson Thunderbird”, ну а чтобы узнать точные названия остальных моделей гибсоновских басов, мне пришлось обращаться к «Википедии».
Почему же так сложилось?
Начать видимо надо с того, что фирма “Gibson” не была изобретателем баса. А вот Лео Фендер в 1951-м году придумал саму концепцию инструмента, задал стандарт, существующий и сегодня. И хотя фирма “Gibson” уже в 1953 году представила свой бас EB-1, в общем-то, и, изобретя скрипичную форму корпуса, но сами знаете, ждать и догонять всегда труднее.
Ну а во-вторых, хоть первый фендеровский бас и был басовой версией “Telecaster”, скорее можно говорить об общности концепции инструментов, чем о копии. В «Гибсоне» пошли по пути наименьшего сопротивления, делая точные басовые версии популярных гитар. Это было удобно с точки зрения технологии изготовления, но не совсем удачной идеей с позиций маркетинга, оставляя ощущение «отхожего промысла». Вышедший в 1958 году EB-2 был копией гитары ES, EB-3 61-го года – копия SG, “Thunderbird” и гитара “Firebird” создавались одновременно и вообще прошли весь путь рука об руку со всеми изменениями дизайна. При этом у гибсоновских басов всегда были твёрдые сторонники, такие как Джек Брюс, Энди Фрейзер (“Free”) или Гленн Корник (“Jethro Tull”).
В общем, в начале 70-х фирма “Gibson” вознамерилась дать последний и решительный бой фендеровским басам. Было решено сделать инструмент, не привязанный формой к какой-то модели, имеющий всё лучшие черты уже выпущенных басов и с характерными гибсоновскими принципами, и при этом без излишеств в виде украшений и прочего перламутра.
Ну, конечно, не привязанной к какой-либо модели гитары - это всё-таки громко сказано. Отчасти прототипом этого баса стала гитара L-6S (у Риппера, как известно, номер модели L-9S). Первые пробные экземпляры прям вообще напоминали эту гитару, учитывая, что и звучками на прототипах были хамбакеры с металлической крышкой, ну и вариатор перекочевал с гитары).
(Здесь я хотел бы отправить желающих к переводной статье про Gibson Ripper в русскоязычной Википедии, учитывая, что и сам я её немного правил; ну это чтобы не углубляться в дебри).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Gibson_RipperТеперь собственно ревю на бас, свои ощущения и различные тонкости и мелочи. Я не хотел бы описывать его по принятому здесь стандарту, потому как не вижу смысла оценивать инструменты, выпуск которых прекращен в 83-м году. Да и все особенности, удобство – это так индивидуально.
P.S. Поскольку я купил себе второй Риппер, опишу и его отдельно.
Я обладатель двух басов.
1. Gibson Ripper натурального цвета 1975 выпуска (пробил по серийному номеру), изготовлен на фабрике в Каламазу. Куплен в 2011 году через EBay. Потребовал смены ладов, сточенных почти под корень. Операцию эту перенес без проблем, никаких побочных эффектов не было.
В остальном состояние у него выше всяких похвал. Никаких криминальных царапин, сколов. Ну да, колки от времени потемнели (назовем это «благородной патиной»). Изготовлен бас солидно, ничего не шуршит, не гремит, всё подогнано.
Что сразу удивляет при первом взгляде на него – это массивный размер. Большой корпус, толстый гриф, мощная головка грифа. Первая мысль: «Сколько же он весит?» Однако нет. В 1975-76 годах у части Рипперов корпуса делали из ольхи, которая заметно легче клёна. Плюс сам корпус довольно тонкий, тоньше фендеровских раза в полтора. Плюс на нём скосы и вырезы для рук, живота. Скосами бас очень напоминает Gibson SG. При этом Риппер более уравновешенный бас, гриф конечно тянет вниз, но не криминально. Один из способов борьбы с этим в конструкции предусмотрен – крепление ремня расположено в нижней части верхнего рога корпуса, винт смотрит в пол.
Как я говорил, корпус инструмент сделан из ольхи, из трёх кусков, а гриф – из семи кусков клёна (три сам массив грифа, накладка и два крыла головки грифа). Гриф, как положено, вклеен. Головка грифа, опять же по гибсоновским стандартам, загнута, что даёт более плотный прижим струн. Колки 2+2, с большим лепестком, и довольно забавные. Дело в том, что у них обратная резьба, соответственно для настройки их нужно крутить в сторону, противоположную общепринятым стандартам (по часовой стрелке), к чему до сих пор не могу привыкнуть. Сам гриф стоит под небольшим углом к корпусу, как на гитарах "Les Paul".
Анкерный винт спрятан под крышечкой-«колокольчиком» на головке грифа, нужен тот самый специальный гибсоновский шестигранник.
Накладка на корпус, на первый взгляд чёрная, на самом деле темно-бордового черепахового цвета.
Бридж – классический гибсоновский, такой же, как на басах EB-3. Одна из особенностей его конструкции в том, что все детали бриджа не закреплены, прижимаются только струнами. При замене струн эти мелкие сёдла, да и сам бридж норовят выпасть с крепежных винтов, так что нужно быть очень аккуратным. В собранном виде бридж прикрывается металлической крышечкой, но я её снял.
Имеется очень нужная система пропускания струн через корпус, что даёт дополнительный (и неслабый) сустейн.
Звук в немалой степени зависит от звукоснимателей. С этим тут все в порядке. На басу стоят два разработанных специально для Рипперов «супер-хамбакера». Три ручки – общая громкость и отдельные тоны на каждый звучок. Интересная фишка – также установлен четырехпозиционный переключатель режимов работы звучков, а именно:
1 "in phase — series" – пики волн каждого звучка суммируются, звучки включены последовательно;
2 "bridge only — single" – только бриджевый звучок;
3 "in phase — parallel" - пики волн каждого звучка суммируются, звучки включены параллельно;
4 "out of phase — series" - пики волн каждого звучка вычитаются, звучки включены последовательно.
Соответственно, в позициях 1 и 3 мы имеем самый мощный и глубокий звук, с ярко выраженными частотами. В позиции 2 такой «джазовый» звук, а на позиции 4 – некий старомодный фанковый звук или что-то в духе «хиппового рока».
2. Черный Gibson Ripper 1976 года (изготовлен в Нэшвилле).
Перво-наперво - он гораздо тяжелее. Корпус из клена, гриф из клена с накладкой черного дерева. Настолько тяжелый, что приходится использовать широкий ремень.
В остальном всё то же самое, что у баса натурального цвета, за исключением:
- звукосниматели на трёх винтах, а не на двух (соответственно, у черного баса вырезы под звучки пятиугольные, у натурального - четырёхугольные), и винты не проходят через сам звукосниматель; вообще у натурального баса закуски крепятся к корпусу,ма у чёрного - к накладке, можно снять накладку со всей электроникой;;
- цифры позиций вариатора написаны прямо на накладке (а не на круглом циферблате), также на накладке точками обозначены позиции потенциометров, а не металлическими язычками; ещё интересное наблюдение: нижняя ручка потенциометра расположена немного выше двух верхних, миллиметра на 3-4. Мелочь, но дополнительное удобство.
- сама накладка черная с белой окантовкой;
- "колокольчик" на грифе тоже с белой окантовкой (на натуральном базу просто черный);
- для струн сквозь корпус сделала специальный паз с металлической подкладка (у натурального баса просто отверстия под каждую струну);
- колки крутятся стандартно, против часовой стрелки, и на них надпись "Gibson";
- пятка грифа покороче где-то на сантиметра полтора, соответственно, доступ к ладам попроще. Проведенными исследованиями установлено, что такая короткая пятка присутствует только на безладовых моделях.
Интересные особенности именно этого Риппера. На задней части головы грифа у него выдавлена надпись "Second". Как я узнал, это означает, что либо бас был повторно покрашен на фабрике, либо у него скрыт какой-то дефект (может, головка грифа была сломана и приклеена, ха-ха).
Плюс у черного некоторые доработки от предыдущих хозяев - латунный порожек, второй параллельный выход (не стерео, как у Рикенбеккера, а именно обычный моно-выход), немного радиус накладки на гриф изменен (позволяет опустить струны ниже), позиция варитона 4 перепаяна - в ней звучит только нековый звучок. Самое важное - изначально это был безлад, но человек, у которого я его купил, врезал лады у мастера. Очень качественные, широкие. Правда, на накладке нет точек, но это дает басу +100 к брутальности. Смешно, но как мне рассказал прежний хозяин, когда гриф разметили под лады, оказалось, что точки на торце грифа не совпадают ни с ладовыми, ни с безладовыми позициями нот.
Звук басов, кстати, немного отличается друг от друга. Черный звучит пожестче, модерновей. Натуральный бас звучит чуть подеревянней, более винтажно и открыто.
Вообще по звуку Ripper, конечно, был бы просто рок-баcом (типа Тандерберда), если бы не большие возможности его настройки и не удачная конструкция корпуса, позволяющая добираться до самых дальних ладов. На записи, например, выдаёт читаемый, мощный и громкий звук вообще баз каких-либо улучшайзеров. Всей системы-то – инструмент, комбик и микрофон. В миксе вообще никогда не пропадает. Звук может не такой яркий, как у активных басов, зато крайне глубокий и насыщенный обертонами. Кстати, если начать «высекать» на нём, то в звуке появляются очень красивые «порыкивания». То есть инструмент любит достаточно агрессивную манеру игры.
UPD. В 2009 году Гибсон выпустил лимитированный тираж переиздания Рипперов - Ripper II. За основу была взята версия 74-го года - из клена, с циферблатом вариатора (правда, светлого цвета), язычками на ручках потенциометров и черным пикгардом без окантовки. Вариатор стал шестипозиционным. При этом бас получил палисандровую накладку на гриф, кастомные звучки от Seymou Duncan, колки Grover и лишился отверстий для пропускания струн сквозь корпус.
Ну и последнее. Я понимаю, что прозвучит глупо, но Gibson Ripper – это бас, который должен висеть достаточно низко, «на яйцах» в духе Криса Новоселича. Но если вам понадобится изобразить фанковые или джазовые фишки, никогда не стоит сбрасывать его со счетов.
В заключение. В этой модели фирме «Gibson” удалось создать практически идеальный бас, но… успех так и не пришёл. Хотя сейчас Риппер имеет культовый статус, во многом благодаря Крису Новоселичу и различным альтернативным группам (поищите на ютубе клипы Weezer ("Hash Pipe"), Creeper Lagoon ("Wrecking Ball"), Sonic Youth ("Youth Against Fashism"), Foo Fighters ("Best Of You").