Данный текст не является техническим руководством или инструкцией к выполнению тех или иных действий, а представляет собой хронологически непоследовательное описание нескольких недель жизни автора на этой земле, летом 2013 года. Автор не призывает повторять его поступки и не ставить целью разжигание ненависти между различными социальными группами по психиатрическому, гастрономическому или гитарному признаку. Ряд совпадений может быть не случайным. Автор не разделяет ряд высказываний, которые он опубликовал ниже, но выступает за многополярность и толерантность мыслей в отдельно взятом интеллекте.
Сама идея писать все это, нижеизложенное, думаю неправильная. Так как даже не знаю куда писать – в «Спортлото» или «Программу Время». В смысле то ли в «Техническое творчество» то ли в «Бас-гитары». Хотя есть и другие места - «Корзина», допустим…Ладно бы, заполучил инструмент, редкий, комплектный, сделал бы фотоотчет, словесно обрисовал, живописал красочно. Инструмента в общечеловеческом смысле я не обрел, а сначала стал обладателем запчастей некоторой степени бренности. Однако не могу не поделиться сим радостным событием с форумчанами, так как процесс восстановления может затянуться надолго. И сама история началась довольно давно...
Не знаю кто как, а я узнал о бас-гитаре где-то в середине восьмидесятых. И лет мне было 14 или 15. Знание это никак на меня не повлияло - тремя годами позже купил я обычную бобровскую шестиструнку. К басовому вопросу я вернулся где-то в начале 90-х, но весьма необычным образом. Купил плосконавитые басовые струны времен заката СССР и пытался поставить их на пылившуюся в хозмаге семиструнку, тоже бобровскую, на которой никто никогда не играл. Интернета тогда не было, умных книжек тоже не хватало, отговорить было некому и то, что получилось ощутимо не строило, бумкало, пукало струной «Ми» и мало походило на музыкальный инструмент. Но если вывернуть низы на самодельном эквалайзере – получалось в меру страшно. Таких как я, собственно, было много. Последние советские Басы, виденные мной, были из Белоруссии. Бас-1 или Бас-Соло, как несколько противоречиво называют его знатоки. Бас-гитара штука особенная – ее не возьмешь с собой в поход, донимать у костра нервы несчастных слушателей. И что-то задушевное не побренчишь, воткнув ее в линейный вход какой нибудь «Электроники-311», как вполне можно проделать с «Аэлитой» или «Уралом». Штука специфическая. Кто покупал бас-гитары? Были ли это сознательные товарищи, видящие себя басистами или люди, хватающие с прилавка хоть что-нибудь в условиях тотального дефицита? С культурно-просветительскими организациями понятно, а просто советские люди – брали их или нет? Не, брали точно, а что потом? С шестиструнками просто – в любом дворе был свой виртуоз. Am, Dm,E. И поехали! У кого учились владельцы басов? Сами? Или, осознав что 4 толстые струны это не то, что 6 тонких, бросали это дело? В память о той зпохе осталась у меня «Хрестоматия игры на бас-гитаре» с фрагментами вещей “DeepPurple”, “BlackSabbath” и других столпов рока. Был там кажется и блюз и обработки классики. Жаль, что нотные записи в басовом ключе давались мне еще хуже, чем в скрипичном.
Прошли лучшие годы жизни. Профильные магазины завалены огромным ассортиментом бас-гитар, любой цены, с любым количеством струн. Так, видел акустику за 5,5 килорублей с красномедными. Любой люмпенизированный интеллигент, называемый у нас словом «бюджетник», может приобрести инструмент своей мечты, даже не брав кредит. А я, бродя по сети, набрел однажды на сайт коллекционеров советских электрогитар. Бродил по сети я долго и первым был все-таки oecc.ru, потом другие. В череде дней я давал обьявление в местную газетку такого плана: «Куплю советскую басс-гитару в любом состоянии». И так несколько месяцев подряд. Знаете сколько людей мне позвонило? Правильно, ни одного. Почему я искал именно советский басс, и зачем, честно объяснить не могу. Замкнуло где-то. Помните : «Просто я живу на улице Ленина, и меня зарубает время от времени.» Как и в любои населенном пункте ул.Ленина у нас естественно присутствует, хотя я на ней никогда не жил.Не стоит думать, что поиски мои были сколь либо последовательны и целенаправленны. Это не так. Интересную пищу для размышлений, например, подбрасывала ТыТруба, где широко представлены мастер-классы великих гитаристов. На одном ролике толстенький дяденька лет 30, играл на басу. Он много говорит, меньше играл, на мой взгляд, лажал – струны периодически дребежжали не там где надо. А закончил он фразой типа, вы понимаете, что все дешевые бас-гитары не строят далее 5 лада. Стоимостный порог строящей гитары был оценен автором, кажется, в 1000 у.е. Проверить это я к сожалению не мог – баса у меня не было. Потом (слово «потом» не означает хронологическую последовательность, а просто вспомнилось так) читал в сети любопытную статью о скрипках Страдивари с графиками, схемами и непонятными чертежами. Не будучи в скрипкоделании даже дилетантом, я почти ничего там не понял. Кроме одного. Что человек, выложивший статью в сеть, скорее всего автором ее не является, а честно скопипиздил оную из какой-то советской книжки – все иллюстрации были древне-типографские, характерные для заумных книг или толстых журналов моего пионерского отрочества. Потом автор делал вывод о полном раскрытии секрета итальяшки Антонио и предлагал оценить построенную по его заветам электрогитару. Оценить ее я не берусь, но главного секрета автор не раскрыл, утверждаю это совершенно точно. Главный секрет Великого Мастера состоял в умении превращать свое Имя в денюжки, в много денюжек и в этом он бесспорно преуспел. И если кто-то повторит его успех, то у него точно не будет нужды писать в интернетах статейки и мучить топором сосновую палку. Этот обзор гитарного Рунета был бы неполным без упоминания многочисленных страничек, касающихся модернизации и переделки гитар эпохи СССР. Они разные, все их читали. Что меня удивило, так это то, что в начале, как правило, стояла фраза типа: «Все знают, что советские электрогитары имеют отвратительный звук, но мы попробуем его улучшить…». Далее зачем-то предлагалось изменить форму деки, как правило отпилить «рога». И с фрейдистским бесстыдством авторы это проделывали, кто ножовкой кто электролобзиком. Какое отношение имеет это к звуку не скажу, а вот угнетенная психосексуальность автора тут налицо. Рога пилить. Почему бы ему не подойти к зеркалу и для начала спилить роговые образования у себя на голове? Не трогая гитару, ибо она не причем.
К сути. Я стал обладателем грифа и деки, бывшими когда-то басс-гитарой из братской Белоруссии. Колки были тоже. Увидев их фото в разделе «Запчасти», я решился их приобрести. Это потом уже я почитал статью в "Музеуме"
http://muzeum.sovietguitars.com/museum.files/BASS-Borisov.htm об этой гитаре, что у нее наиболее приличное звучание среди других, что форма деки мягко говоря необычна и расцветка тоже. Деревяки, прекрасно поехавшие до меня, красноречиво указывали на то, что когда они были гитарой, жизнь их была насыщенной и бурной. Рок-н-ролл на всю катушку, без тормозов!
Никаким и не в коей мере реставратором я не являюсь и становиться им не хочу. Точнее не могу- руки все-таки растут не так и не оттуда. Знаете анекдот: «Чукча, а Вы хоть читать умеете? -Моя, однако, не читателя, моя, однако писателя». Изведя некоторое количество наждачки разной зернистости и лака НЦ, мне удалось излечить некоторые раны, нанесенные временем, а затем дека, колки и гриф были соединены воедино. Получился крепкий такой мужик, имеющий приятный вес в руках и солидность. Это не невесомые китайские гитарки, гламурно сверкающие лаком, нет. Это он. Басс! Надежный спутник по жизни своей землячке Соло-2, прижившейся у меня 22 года назад. Теперь голова грифа к примеру, представляет собой хоть что-то похожее на гитарный гриф и уже не смахивает на выловленную из речки корягу. Виден самодельный деревянный порожек. Хотя и не сверкает на солнце как у кота …глаза, ну или как крышка рояля. Та же картина и по деке. Залечили что могли. А что-то не могли. Главное хуже не стало. Много и подробно фотографировать – значит, как минимум подчеркивать свои умения и навыки реставратора, ну а посколько я ими не обладаю, то картинками злоупотреблять не буду. Все еще впереди.
И все-таки, что за гитара без струн, даже с любым внешним экстерьером? Деревяка. Сначала я поставил струны… Ё-мое, стоп. Бриджа ведь у меня не было! Полазив по совгитарному сайту я обнаружил, что бриджи на этих гитарах были как в стиле ретро – деревянные, свободно переставляемые по корпусу, так и металлческие – с винтами, роликами и пр и пр. И окраска гитар варьировалась – от мебельного шпона, до радикально черного цвета. А еще, писали форумчане, был и берст. Вероятно, когда на фабрике заканчивался шпон красняка, в ход шел проверенный лакокрасочный ассортимент. Хотя шпон – это по-нашему. С таким басом советский музыкант вряд ли стал бы идолопоклонничать перед западом и отвлекаться от строительства коммунизма. В силу своих способностей, бридж я сотворил деревянным. Два брусочка, лад от гитары, два винта М5. Покрасил черным лаком. Как на фото в Muzeume, но, видимо, с некоторым отклонением от размеров. Работа «мастера» регулируется двумя гайками по высоте. Что взять вместо них? Форумчане, знаю, используют современные «чирики», нарезав на них резьбу. Или лучше трюшечки времен СССР? Газировку на них в автоматах наливали, помните? Надо подумать. Дерево пошло, не сосна какая-то, а что-то твердое, светло коричневого цвета, возможно бук. Думается с бриджем со временем образуется что-то по приличнее
Ради интереса я все же сходил в 3 музыкальных магазина, было дело. И спросил о наличии бриджей для басов. (Я понимаю, что они, скорее всего, ширше чем надо и не подойдут, да и вообще говорить коллекционерам такие вещи не следует). Ответ везде был одинаков – нет, нет и нет, на заказ баксов за 100-150 можно. По втулкам та же ситуевина.
И вот достал я старые струны, засаленные, местами позеленевшие и стал крутить колки. Кручу, нормально вроде. Мензуру выставил по линейке. Еще покрутил. Настроил приблизительно. Вроде ничего не отвалилось. Поставил на пару дней за шкаф. Достал. Все на месте. Гриф прямой вроде. Пора за струнами бежать? Купил простенькие «Alice» - на фото именно они. Удивительно. Те, старые, ставились с приличным запасом по длине, а тут «Соль» не дотянула до колка 1,5 см. Пришлось мудрить. А ведь басс короткомензурный. 800 мм. Прошло пару дней. Все было нормально. Гриф не отлетал, строй не уползал. Но далее во время пробных пусков моего баса в его грифе появились призвуки, напоминающие стучание соседей по стояку отопления каким-то металлическим предметом в поздний ночной час. Проснулся анкер в грифе. Как-то я забыл о нем… Гайка анкера уже несла следы попыток ее покрутить. Удалось ли это прежнему владельцу не знаю, но мне это не удалось. И я оставил это дело, а незадолго до этого, к слову, прочел статью с хирургическим названием, кажется, «Трепанация грифа басухи из Борисова». И сделал два вывода. Первое – на операцию я никогда не решусь. Второе – из статьи неясен исход операции. Как пациент? Или исход был неважен? Устранил дребезг анкера я некаконическим методом, и не хирургическим, а скорее терапевтическим путем. Аккуратно отковырял доты, кажется 5, 9 и 15 ладов, взял сверло меньшего диаметра и принялся сверлить на месте их расположения. Металлический лязг известил меня, что я достиг анкерного канала. Далее была проведена инъекция клея при помощи шприца и доты были возвращены на место. Анкер утих. А гриф как был прямой, так и остался.
Как не прикладывал я линейку к ладам, кривизны не обнаружил. Может она и есть, но я ее не вижу.
Как и положено гитаре из СССР, лады вели себя закономерно – прижимая струну на 8 ладу, допустим, я видел, как она нагло ложилась на 10 лад, совершенно не думая о последствиях. Не имея опыта закатки ладов, пришлось интеллигентно поработать надфилем и гаммы зазвучали. Все это хозяйство требовалось подключить к усилителю. Больной вопрос о звукоснимателях требовал своего решения. Найти родные басовые звучки (хорошо бы с зеленым пикгардом) на моей Родине было сложно (см. выше мою историю с объявлениями в газету). Можно изыскать при помощи форумчан + пересыл. Это тоже не быстро, а я сам уже скоро стану раритетом и не смогу выполнить свою СВЕРХЗАДАЧУ. А в чем моя сверхзадача? См. ниже по тексту. Так что звукосниматели купил я китайские. Они не вписываются в концепцию, безусловно. Но еще кто-то из наших вождей говорил, что русский с китайцем – братья навек! Даже песнь имеется.
Звучки не подошли по высоте, пришлось сошлифовать низ их пластикового корпуса. Крепить их капитально я не стал- дабы не портить деку. Использовал какую-то двухстороннюю липучку, прилагаемую в комплекте. Ведь в конце концов найдутся может и родные звукосниматели? Все бывает. А пока послушаем через датчики из КНР. На два датчика гитары в оригинале полагалось 2 потенциометра (см. Музеум
http://muzeum.sovietguitars.com/museum.files/BASS-Borisov.htm). У меня их тоже два. Я полагал, что каждый из них регулирует громкость своего датчика, исходя из чего и распаял проводки. Но когда уже все было готово, еще раз залез в Музеум и … Я ошибся! Один резистор на громкость, а другой на баланс! Вот, что интересно - почему белорусы так экономно распорядились регуляторами? Если взять «Урал» то там на три датчика, по-моему 4 потенциометра и 2x3 переключалок П2К. Климат влияет или национальные особенности? И еще удивительно, но факт – не могу найти куска пластика на пикгард по месту жительства. Фирмы (в основном по наружной рекламе) либо предлагают лист в два раза больше меня (интересно, а как его в дом занести?), либо вообще никак. Будем искать…По поводу строя. Настроил открытые струны по тюнеру (программка в компьютере) через наушники и гитара в линию. Унисон. Проверил на 5 ладу. Хорошо. Нижняя струна аж «заводится» от верхней, зажатой на 5 ладу. Зажимаю нижние на седьмом. С верхней – в октаву как орган звучит. Может у меня слух и не того – ну никаких противных призвуков и завываний. Ровненько так. Флажолеты на 12 вроде тоже, ну и в других местах. На основаны утверждения асов, что советскую гитару невозможно настроить далее 5 лада? Не знаю. Специалисты, откликнитесь.
Так что же я в конце-концов сделал? К сохраненным и залеченным по мере сил грифу и деке добавил немного железок от наших китайских братьев. Это, конечно не восстановление, по причине неоригинальности последних, но и не разрушение древнего культурного слоя, т.е. все как бы обратимо. Басс этот, не в виде запчастей, а в виде комплектной гитары описан, изучен и имеется у всех заинтересованых лиц. Путешествуя по форумам я отметил для себя большой субъективизм в данном вопросе. Например была статья о переделке, по-моему, баса с заменой всех железок на современные при наличии, как я понял родных. Народ в массе своей признал попытку удачной. Наверное за давностью срока. Потом была пара темок со схожими названиями, что-то типа: «Мастеровая гитара из Музимы» или «Самопал на основе Лид Стар». Не ручаюсь за точность. Вроде не ругали, или ругали, но мало. Я назвать свою писанину столь громкими эпитетами, конечно, не собираюсь. Хотя самопал, так самопал. Из того что было. Был такой фильм «Робокоп». Итак, я счастлив наличием солидного басса-белоруса средних лет, надежного спутника вертихвостки-шестиструнки, одетого, правда, пока в китайский ширпотреб (хотя мы все в Воронеже в нем ходим)! Мне хорошо. Буду следить за поисками других и радоваться их успехам.
Теперь о сверхзадаче.
Как вы понимаете в юности я хотел научиться играть на гитаре. И учился. Но как-то это не очень получалось. А почему? Я думаю (в отношении себя, конечно), что струн на гитаре как минимум 6, а пальцев? Лично у меня всего 5. Даже не по пальцу на струну. А бас-гитара четырехструнная. Значит имеет смысл попробовать, хоть с опозданием, поучиться на ней! Тут даже один палец вообще лишний, можно сказать запасной игрок на скамейке! Буду пробовать. Кстати о Востоке. Восток – это кладезь мудрости, признаемся честно. Какие там инструменты? Максимум 3 струны. Так-то, друзья. Видеоролик моих изысканий прилагается. Создавая его, я позволил себе уйти от принятой в сети и ставшей классикой режиссуры: старая майка, табурет, гитара, волосатые ноги в шортах и неприбранная комната холостяка на задней плане. Вставил другой видеоряд, чтоб как-то внести новизну. В голове вертелась какая-то мелодия, может я слышал ее в маршрутке, в качестве подопытного слушателя радио «Шансон»? Записал, пока не вытеснило в подсознание, произвольно крутя две ручки. И еще, всем дочитавшим и досмотревшим хочу задать сверхвопрос, много раз поднимавшийся на форуме:
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЛЮБАЯ СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ ЭЛЕКТРОГИТАРА, ДАЖЕ САМАЯ ДЕШЕВАЯ, ЗВУЧИТ НЕСОИЗМЕРИМО ЛУЧШЕ ЛЮБОЙ СОВЕТСКОЙ?
Советская Басс-гитара г.Борисов