Для множества пятиструнных басов явление "пропадания" пятой струны в миксе (и даже без микса!) вполне заурядное. Обычно музыканты склонны винить в причине явления сам инструмент. Лично я считаю, что в большинстве случаев инструмент не виноват. Я уже не раз в нашей ветке писал подробные посты о физике причин "мертвой Си", особенно часто приходилось повторяться о причинах, касающихся усилительного тракта. В этом посте я хочу сосредоточиться на особенностях настройки пятиструнного баса, которые надо учитывать, чтобы пятая струна звучала ЛУЧШЕ. А в самой теме предлагаю обсуждать все возможные пути РЕШЕНИЯ проблемы.
Итак, имеется пятиструнный бас, и имеется проблема со звучанием самой толстой, пятой струны Си. Смена баса - решение радикальное. Поскольку оно очевидное, мы не будем его обсуждать. Мы будем ДУМАТЬ и делать. Далее много букв, и текст этот ориентирован, в основном, новичкам.
1)
Начнем со струн. Ни для кого не секрет, что звучание баса очень сильно зависит от струн. Ассортимент очень велик, но из доступного на поверку оказывается, что выбирать не из чего. Боритесь и ищите. Лично мне с ебея как-то раз заказанные струны целый год добирались.
В общем, получается, что в нашей стране обычно не найти те струны, что нужно. Не стесняйтесь купить их за границей. Есть парни (даже в нашей ветке есть!) которые помогут привезти то, что надо, куда быстрее, чем за год.
А что надо-то, собственно? Крепление струн на разных басах осуществляется по-разному. В конечном итоге, выбор производится методом проб и ошибок, ничего не попишешь, это горькая правда, поскольку струны для баса - удовольствие не из дешевых.
Надо взять комплект с такой пятой струной, чтобы ее толщина по всей рабочей длине (от верхнего порожка до "седла" бриджа) была одинаковой толщины. Часто производитель струн и производитель басов - одно лицо, и он делает струны, максимально удобные для установки на собственные басы, не думая за других. Тут возможны несостыковки. На каждом конце струны (как у бобышка, так и со стороны колка) у пятой струны часто имеются сужения, и надо не допустить, чтобы они попали на рабочую длину струны.
Далее.
Ни в коем случае нельзя допускать наличия механических напряжений на скручивание в натянутой струне! Это касается всех струн, не только пятой! Проверить, нет ли на струне скручивающего напряжения, легко. Надо как следует ослабить струну, зажать ее между большим и указательным пальцами над верхним порожком и, не отпуская, провести их по всей длине струны к бриджу. Если напряжение было, то бобышек повернется в бридже (нужно, чтобы он имел возможность свободно вращаться вокруг оси струны). После того, как скручивающее напряжение устранено, струну можно снова натянуть. Но лучше избегать появления напряжений еще в процессе первоначальной установки струн. Как минимум, избегать оборачивания струны вокруг вала колка руками, надо наматывать струну на колок только непосредственным вращением колка.
2)
Высота струны Пятая струна толще, массивнее, и амплитуда ее колебания больше, чем у остальных. Поэтому
ее высота над поверхностью грифа должна быть больше, чем у остальных струн. Вы можете сказать "я люблю низкий экшен, мне нужен лязг" и будете правы, но физику не обманешь: нет рабочего хода колебания струны - нет звука как такового, есть лязг о лады - только и всего, он и "вязнет" в миксе, поскольку находится в частотном диапазоне других инструментов. Расстояние порядка 5-6 мм над 22м ладом - это нормально, настройку лучше начинать именно с такой величины, уменьшать ниже 5 мм лично я не рекомендую. При этом даже при игре меццо-форте достигается вполне себе нормальный лязг, без труда играется слэп.
Чтобы достичь оптимальной высоты струны, скорее всего, придется рулить и анкер, и седла бриджа. Как это делать - есть масса туториалов. Советую избегать крайностей: сильно отпускать/выгибать гриф анкером, высоко задирать седла бриджа и опускать их на бридж.
3)
Положение звукоснимателей Вот тут надо привести ваш музыкальный слух в полную боевую готовность.
Процесс советую организовать примерно так. Кладем бас лежа на диван, подключаем к усилительному тракту. По очереди дергаем каждую струну (щипок, подцеп, чтобы она ударилась при этом о лады) и слушаем.
Тембр и характер звучания всех струн должен быть одинаковым (не говоря уже про громкость). Достигнуть этого можно, крутя регулировочные винты звукоснимателя и напрягая слух. Часто добиться нужного результата непросто, искомое положение "поймать" может получиться не сразу, и изменение положения чуток туда-сюда уже портит общую картину. Разумеется, нужна и толика удачи.
За сим раскланиваюсь. Надеюсь, эта статейка кому-нибудь чем-нибудь поможет.
Удачи в поисках своего звука!