Автор Тема: Ноты, мышление, гриф  (Прочитано 3085 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн valbass Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 178
  • Репутация: +31/-0
    • Let's Rock
Ноты, мышление, гриф
« : Января 18, 2013, 08:37:25 »
Некоторе время назад я увлёкся джаз-роком/джазом/фанком....именно со стороны понимания/теории музыки.
При изучении данного вопроса столкнулся с тем, что мне не хватает теории. Именно с басовой стороны.
Сейчас я уже более менее ориентируюсь в этом, тут и созрел вопрос, так сказать кто как начинал:
Кто как учил гриф?
Кто как мыслит при обыгрывании гармоний(нотами/ступенями/апликатурно/всё вместе)?
Записываете ли вы в нотах то, что снимаете?
Как много чужих фразировок используете?

Пока на вскидку всё. Думаю будет полезно молодым и начинающим.

За свою жизнь я много поиграл метала, рока и кора. Сейчас играю рокнролл и попсу. И только при освоении джаза мне начало нехватать теории:)
Хорошо, что техники хватает)

Оффлайн DethMann

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 212
  • Репутация: +17/-0
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #1 : Января 18, 2013, 10:34:59 »
за десять лет общения с басом просмотрел много басовых самоучителей и пособий, они мне не дали вообще ничего. ставка там идет на басизм, а не на музыкальность, соответственно муз развития никакого...
но вот однажды в руки попало гитарное пособие по митолу.... вот от туда я узнал как строить аккорды, про пентотоники и сопутствующие вещи.
после усвоения гитарного материала я смог сыграть свое первое хилое ,но, соло. стал легко снимать на слух, ибо стал понимать муз.структуру и ее прогрессию на грифе баса. и басовые партии у меня стали ритмичней и «сочней»...

з.ы. Чак Шер – отличный справочник, но не для нубов.

... и добавил:

valbass, +1 за топик(модератора прошу поставить за меня)

буду следить за развитием, надеюсь здесь наберется много музыкальнополезной информации.
« Последнее редактирование: Января 18, 2013, 10:39:48 от DethMann »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #2 : Января 18, 2013, 11:49:28 »
На мой взгляд,для джаза можно выделить два аспекта.Мелодизм и гармония.Первый аспект лучше нарабатывать по горизонтали грифа.Берешь,к примеру ,струну А и играешь на ней всё подряд:гимн России,песни Шаинского,русские народные,джазовые стандарты-именно мелодии(интонировать обяз-но).Пальцы-любые,хоть одним. С гармонией лучше разбираться в сочетании с фортепиано или 6 стр. гитарой,чтобы слышать "окраску" аккорда.Состав тонов(мелодически) можно также играть(и интонировать обяз-но) на открытых струнах. Затем уже можно петь мелодию и "вешать" хотя бы основные звуки аккорда в сильную долю. Как-то так.
« Последнее редактирование: Января 18, 2013, 12:22:34 от pioneer »

Оффлайн J_a_z_z_y

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 123
  • Репутация: +10/-0
  • Я за тобой наблюдаю
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #3 : Января 18, 2013, 13:31:09 »
Я изначально играл на гитаре, а на бас стал уже позже заглядываться. Так вот мне кажется ещё важно играть именно по нотам, а не по табам, потому как там видишь так сказать структуру произведения. На самом деле это очень большой гемор, особенно для тональностей где много бемолей, но пользы больше чем от таб. Басовые школы тоже разные бывают в них в основном хотят научить технике, чтобы уметь играть. Самое интересное что когда играешь по нотам это невольно заставляет тебя искать эти самые ноты на грифе, запоминать их названия и именно для себя выбирать удобные позиции для игры. Игра на других музыкальных инструментах тоже расширяет кругозор, особенно это касается фортепиано. Потому как на нём одновременно играешь и мелодию и аккомпанимент. По теории Чак Шер написал конечно замечательнейшую книгу и там вссё описано. Ещё достаточна хорошая книга на русскам языке по теории и технике "Юрий Андреев - Школа игры на бас-гитаре" в трёх книгах. Мне очень помогло осваивать гитары игра переложений Баха и Поганини. В плане ритма конечно фанковые произведения дают огромную возможность развитию бас гитариста, их изучение поможе лучшему развитию чувства ритма.
Если обобщить, то нужно просто уделять время инструменту и думать о том что ты играешь, и это не должны быть только технические упрожнения или те партии которые можно без труда сыграть. Для развития нужно преодолевать трудности!
Для лучшего развития слуха важно уметь напеть то что ты слышишь или хочешь сыграть. И тут дело не в вокальных данных а в том что голосом управляет твой мозг напрямую! Я например после уроков вокала смог научиться таки подбирать на слух.

Оффлайн valbass Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 178
  • Репутация: +31/-0
    • Let's Rock
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #4 : Января 18, 2013, 14:45:39 »
Да. Ноты важны. По началу, когда изучаешь ноты на грифе, действительно важно их пропевать, не важно как ты их поёшь, важно, что мозг действительно начинает работать и ты подсознательно ощущаешь как звучит следующая нота.
По поводу апликатуры и разных позиций, это тоже проблема в начале изучения, потом, когда ты знаешь, что ты хочешь сыграть, ты уже не думаешь на каком ладу и струне взять эту ноту.
Ещё добавлю, что басист должен хорошо разбираться в стилях (есть замечательная книга Grooves for Drums & Bass и Bass Bible Songbook), а не только в гармонии. Он должен чувствовать грув каждой исполняемой композиции и, конечно, играть ровно.
По этому поводу вкину полезную ссылу:

Victor Wooten extreme time exercise

Давайте продвигать среди басистов музыкальную грамотность!
И останется только победить лень;)

Оффлайн Tonari

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 595
  • Репутация: +38/-0
  • Nu blir vi farliga!
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #5 : Января 18, 2013, 16:20:59 »
и интонировать обяз-но
Вот что это слово всё-таки означает? Еще и звучит неприлично...

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #6 : Января 18, 2013, 23:26:09 »
Вот что это слово всё-таки означает? Еще и звучит неприлично...
http://www.gitara.by/forum/index.php?PHPSESSID=2fnelsr4n8o5coo8acd8tpvme6&topic=391.0

Оффлайн Tonari

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 595
  • Репутация: +38/-0
  • Nu blir vi farliga!
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #7 : Января 19, 2013, 00:47:37 »
pioneer, Спасибо. На ладовом инструменте из всего объёма того, что охватывает этот термин, остаётся только фразовое мышление и возможно еще визуализация в виде вокализа - как, к примеру, Ричард Бона при импровизации пропевает играемые ноты - вообще нечто запредельное с моей точки зрения...

... и добавил:

Не совсем на басовую тему, но насчёт теории музыки. На Курсере в апреле начнётся курс "Introduction to Improvisation" - https://www.coursera.org/course/improvisation
Я посмотрел вступительное видео и очень захотелось пройти этот курс. Останавливают только пометки "You should have at least an intermediate level of playing ability on your instrument.  (...) should have tried improvising on some basic songs such as 12-bar blues or some familiar standard tunes. " и "You will also have assignments that ask you to submit recorded examples of your playing for peer review."
Учиться для себя - это одно, а вот записывать и посылать это на оценку запредельным мастерам - совсем другое. Там еще и в соинструкторах Чик Кориа нарисовался...
« Последнее редактирование: Января 19, 2013, 18:01:31 от Tonari »

Оффлайн -cut-

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +3/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #8 : Января 21, 2013, 20:50:14 »
Интересная тема.
Мой преподаватель советует сравнивать музыку с цветами. Например аккорд До-мажор это красный цвет. Вот так вот сидеть играть какие нибудь тональности и сравнивать с разными оттенками.
Сам я сначала пользовался табулатурами в гитар про, но сейчас хочу постепенно от них избавляюсь. Разучивать ноты  на грифе я придумал вот как: Сначала запоминаешь где находятся ноты с интервалом в пол тона, это ноты СИ,ДО и МИ,ФА соответственно, а от них уже считать легче. Я уверен что ноты для басиста очень важны, в отличии от гитариста. Насчет мышления ничего сказать не могу, мне просто хочется сидеть играть не задумываясь. Иногда  у меня получается  что то стоящее, но чаще полный фаршмак. Джон Патитуччи сказал что надо помнить о своих корнях, поэтому надо изучать джазовые\блюзовые композиции. Еще помогает мастер классы известных басистов Пасториуса, Патитуччи, Вутмена, Фли, Хумма, но к сожалению на русском их мало.

Оффлайн LoBassMan

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9435
  • Репутация: +786/-5
  • Some People Hear With Their Eyes
    • Soundcloud
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #9 : Января 21, 2013, 20:57:05 »
Ноты начал изучать, когда учился в музучилище по классу гитары. В оркестре играл на балалайке-контрабас, ноты в басовом ключе выучил быстро, благо, партии были несложные. Много снимал на слух. Вообще, зависит от ситуации и настроения, что-то проще снять, что-то сыграть по нотам. Если есть выбор, ноты, или табы - предпочитаю ноты.

Оффлайн jdanin

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1098
  • Репутация: +62/-0
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #10 : Января 24, 2013, 18:55:22 »
не хочу создавать под это отдельную тему,просвятите,пжлст!
подскажите из теории когда  стоят знаки альтерации в определенной тональности,ну например G-dur,с диезом на верхней строчке в скрипичном ключе-это Фа или Фа диез?
во все тактах это так и остается? если в каком нибудь такте появляется знак альтерации то че происходит? это будет работать в пределах такта или до конца?

Оффлайн artaommahe

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 77
  • Репутация: +4/-0
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #11 : Января 24, 2013, 19:21:37 »
jdanin,

При скрипичном ключе верхняя строчка - Фа. Знак при ключе говорит, что эту Фа мы повышаем до Фа#.
Теперь _всюду_ нота Фа будет являться Фа#(т.е. и в других октавах/на других строчках), если в начале строки(либо перед любым другим тактом) не была смена тональности и знаков при ключе.
Если где-то стоит эта нота с какой-либо альтерацией, то она будет работает относительно Фа#. Работает это в пределах такта(от начала места с альтерацией и до конца или до другой альтерации на этой же ноте в том же такте, опять же не зависимо от октавы).

Оффлайн jdanin

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1098
  • Репутация: +62/-0
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #12 : Января 24, 2013, 19:24:42 »
ага спасибо !)

Оффлайн Вадя Шинкарук

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 864
  • Репутация: +88/-13
  • Вадя Ротор
    • Вадя Ротор - сайт
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #13 : Января 24, 2013, 21:57:54 »
Да. Ноты важны. По началу, когда изучаешь ноты на грифе, действительно важно их пропевать, не важно как ты их поёшь, важно, что мозг действительно начинает работать и ты подсознательно ощущаешь как звучит следующая нота.
а почему бы не обозначить ноты на грифе точками, чтобы видеть их? запомнятся без усилий

Оффлайн valbass Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 178
  • Репутация: +31/-0
    • Let's Rock
Re: Ноты, мышление, гриф
« Ответ #14 : Января 25, 2013, 07:19:22 »
Они и так там стоят на 3,5,7,9,12... ладах. Надо же не только выучить их расположение, но изнать эти ноты.
А то потом возникает ситуация, когда ты слышишь мелодию в голове, а сыграть не можешь.