как вы понимаете какой бас норм, а какой - нет. Если и покупать с рук может попасться что угодно, на что надо обратить внимание? в чём есть качество?
статистика. такие то модели прошли через много рук, о них есть множество отзывов, так что можно составить более-менее их характеристику.
... и добавил:
качество - это понятие слишком широкое. буду дома у компа - накидаю ессе на эту тему
накидываю.
есть у инструмента такие параметры - качество сборки, удобство и звук.
прежде всего идёт качество сборки. ведь если у баса гриф винтом и лады торчат, его отстроить не возможно - что это за инструмент? сюда же можно отнести качество материалов - железа и дерева. колки, лады и бридж из какашкавого железа и сырой гриф который постоянно гнёт и колбасит надёжности никак не прибавят. также это влияет и на звук, но это отдельно.
и ясное дело, чем инструмент дешевле, тем более вынужден производитель использовать дешевые материалы и менее строгий контроль качества.
удобство - вещь индивидуальная. при условии удовлетворительного качества всё прочее остаётся на личный вкус каждого.
со звуком сложнее. хоть это тоже вещь индивидуальная, однако тут сильно влияние "эталона". так например вышло, что для многих эталоном является звучание скажем фендера АМ, ММ или варвика - это басы с узнаваемым звучанием, звучащие на канонических записях, и чем дальше звучание конкретного баса от этого эталона, тем менее качественным он кажется. и так вышло, что дешевый инструмент просто не может иметь такого звука априори, ибо технологии могут быть не те, отбор древесины может быть не тот, контроль качества может быть не тот. плюс для звучания в миксе у инструмента должны быть кое-какие звуковые качества, чтобы он там не терялся и выполнял свою функцию, которая от него в конкретной музыке требуется.
и вот представим эталон - бас отлично собранный из качественных материалов, с качественным надёжным железом, с насыщенным звучанием, которое в нашей музыке очень подходит - это "норм"
а если мы берём бас, и у него какашкаво закатанные в какашкавую накладку какашкавые лады то и дело из неё вылезают и убиваются струнами как дерево драчевым напильником, какашкавые колки не держат строй, и звучит он при этом более похоже на доску с верёвками, с добавок на разных ладах ноты звучат по разному (где-то проваливаются, где-то ещё что), и получить на записи звук "что надо" кажется невозможным - это не норм.
я как-то ходил по магазинам с разными товарищами и слушал разные басы - всякие арии, скваеры, ибанезы, ямахи и прочее. многие звучат как деревяшки, у многих разные струны и лады по разному звучат, многие собраны небрежно, у многих какашкавое железо - такие басы после покупки требуют вложить ещё несколько тысяч чтобы решить совсем уж негодные косяки, да и то не факт что гриф после шлифования накладки и замены ладов не скрутит при смене времени года (так например было с моим филом про, хоть звучит конкретный экземпляр приемлимо), да и вообще что звучать он станет лучше прежнего - мёртвую деревяху железом не оживить.
есть басы, которые в принципе звучат приятно, но у которых всё ещё есть косяки сборки (новые ибанез АТК200 например). каждый из этих инструментов ты ощупываешь, слушаешь, читаешь о них отзывы в сети, и тогда можешь сформировать мнение - стоит ли брать такой бас или скорее всего он станет источником кучи проблем. ну или доверяешься мнению тех у кого такой опыт есть. то есть приходишь за советом сюда.
например, у ямах типа ББ415 уже есть определенная репутация, многие сходятся на мнении что звучат они достаточно не плохо, собраны чаще всего тоже на уровне, и от них не стоит ожидать особого гемора. есть ямаха РБХ375, у которых специфичный звук который не всем нравится, но в остальном они вполне ничего, особых жалоб на них видеть не приходится. и так далее. как-то так. может несколько сумбурно я всё написал, но надеюсь что объяснил мысль.
... и добавил:Может всё таки не критично купить бас из недорогих?
у тебя вопрос стоит так - купить за недорого хоть не изысканный, но серьезный инструмент, который будет делать своё дело и не парить голову тебе, или за те-же деньги купить сырой макет и носиться с ним потом по мастерам и неумолимо расстраиваться от того что звучит он как дерьмо, а не как что-то похожее на нормальный бас