Тянутся долгие зимние рабочие дни и холодные вечера, когда не хочется никуда отходить от источника горячего чая
только разве что за пивом. А руки мои тянутся написать очередной обзор. Разбавить, так сказать, унылую трудовую атмосферу.
И вот почему-то опять желание и возможность написать обзор появились и укрепились лишь только когда обозреваемый девайс покинул меня и отправился радовать следующего владельца.
Сегодня хочется поговорить об одной из самых распространенных педалей перегрузов - легендарном Big Muff, а в частности относительно недавно появившейся его басовой инкарнации.
Название прибора: Electro-Harmonix Bass Big Muff PiЦена покупки: ха. выменялСредняя цена: ~ 110-115 $Звук: 7Качество сборки / изготовления: 9Внешний вид / дизайн: 8Удобство использования: 9Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 8Первой моей педалью басового перегруза был весьма неплохой Ashdown Bass Drive Plus, потом - смутный неперегрузовый период, потом череда метаний через всяческие гитарные педали, сансампы и биампинг... И так как в голове и в плейлисте у меня есть изрядная доля стонеррока, со временем я как-то все более проникался прифузованым саундом. Как-то раз под ноги попался обычный Big Muff, правда воткнуть в него бас получилось лишь эпизодически, дальше десятиминутного покручивания ручек и пары-тройки рифов дело не зашло. Но фуз-семена были обильно засеяны, звук заинтересовал и обнадежил. Я решил завести свой собственный бигмаф и для пробы в конце-концов заказал копию обычного гитарного одному знакомому самопаяльщику. Потом втянулся и выменял по случаю нормальный басовый фуз MXR El Grande Bass Fuzz (по-хорошему нужно и на него написать обзор), а уже его сменил собственно на героя этого повествования. На какое-то время я
попоноцупол квяцни и блямбнул лептинку жуплом успокоился и почти все стало хорошо.
Почему вдруг решил написать про басовый мафф. С одной стороны - они уже широко известны и в природе встречаются частенько. Но вот с другой - обзоров или отзывов на русском, в отличие от Boss ODB-3 например, практически нет, значит справедливость нужно восстановить. И поэтому я попробую написать так, чтобы человеку, незнакомому с данным прибором после прочтения стало яснее, что это такое и с чем его можно есть. Надеюсь, что нагуглившему будет полезно почитать мою писанину.
Дабы полностью удовлетворить басистов желающих намаффить свой звук, в 2008-м году была представлена педаль Bass Big Muff, основанная на схемах черного и зеленого русских маффов
на которых они вполне счастливо играли до этого, с ослабленным гейном и более адекватной передачей низких частот. Также были добавлены плюшки, облегчающие жизнь басиста, о них чуть дальше.
Педаль выполнена в одном из современных корпусов электрогармоникс, причем не самом маленьком, те же стандартные MXR и Боссы тоже несколько компактнее. Почему так, я хз, наверное дань традициям, оригинальные бигмафы 70-х и переиздания ваще огромные, внутрь них легко можно напихать с килограмм контрабандного кокаина или гавайских сигар. Но в целом "скромный-и-со-вкусом" дезигн мне нравится, а от размера особых неудобств никогда не испытывал. Весит педаль немного, сплав легкий. На зеленой (видать символ связи с тем самым "зеленым русским") лицевой панели имеем три ручки, красный светодиод, один тумблер-переключатель режимов работы и кнопка запуска эффекта "фуз", которая ощутимо щелкает при включении. И это хорошо, ибо сказано в писании: "щелчок подобный означает тру-байпасс". Справа вход, слева два выхода, сверху дырка под питалово. Снизу бигмафа 4 аккуратных резиновых ножки. Основной цвет - серый некрашеный алюминий. Все просто. Ход ручек туговат, руками крутить приятно, а вот любителям на лету подстроить ногой будет неудобно. Джеки качественные, надежные, кнопка нареканий не вызывает, а в потроха за полгода владения я как-то и не заглядывал, не было нужды. Практически built like a tank, как говорят пиндосы, да и вроде даже сделано в NYC, США,
хотя комплектуха все равно китайская. Чтобы поменять батарейку, без отвертки не обойтись - нужно снимать всю нижнюю крышку. Пользоваться блоками питания это конечно хорошо и правильно, но факт того, что хармониксы зажали полдоллара на слот для батарейки, кого-то может несколько опечалить.
Управление - три стандартные ручки Level, Tone и Sustain. Три режима работы. Norm - педаль работает как обычный гитарный мафф. Скукота. Bass Boost соответствено дает звук с нехилым подъемом в области НЧ. С режимом Dry еще интересней. В этом случае ручка Level уже не отвечает за уровень выходного сигнала, а контролирует подмес обработанного сигнала к чистому, т. e. работает как ручка Blend. При включении эффекта "фуз" из выхода Effect Out исходит обработанный сигнал, скорректированый ручками управления, выход Dry Out исторгает чистый необработанный звук инструмента вне зависимости от манипуляций с педалью и органами ее управления. Зачем это нужно? Ну можно забабахать классический биампинг, в два усила и рулить перегруз в режимах Norm и Bass Boost, можно повесть на выход чистого срущий байпас тюнер в виде зума 505 или просто не имеющий выхода, организовать вторую петлю эффектов или черт еще знает что. И это хорошо, ибо сказано в писании: "есть два выхода - есть поле для экспериментов".
Кое-где можно встретить в описании этой педали сочетание "басовый дисторшн". Конечно это фуз. Не овердрайв, не дисторшн, это именно фуз со всеми вытекающими звуковыми последствиями. Никаких эмуляций лампы. Жирный, сочный, фактурный, компрессированый и самую малую чуточку синтетический звук. В режиме Norm мне показалось чуть срезал низ, особенно если выкручивать Tone больше 13 часов. В режиме Bass Boost низкие частоты наоборот уж слишком явно доминируют над остальными, звук не то чтобы глуховат, скорее сильно "раздут". Хотя для гитары оба эти режима весьма хороши. А самый адекватный и юзабельный для басиста - конечно же режим Dry. Балансируя ручками, можно добиться достаточно широкой звуковой палитры, от слегка подкрашенного звука до почти мьюзоподобной стены жырчика. Закономерность - чем меньше бленд, тем острее приходится делать тон и наворачивать сустейн, иначе фуз немного теряется под чистым звуком баса и за бормотанием гитар.
За что можно поругать эту модель бигмафа - за несколько "размазанный" звук. Причем порой это отчетливо проявляется в пачке, сольно все кажется приличным. При включении маффа его мурлыканье заполняет все мало-мальски пустые места в миксе. И при определенных настройках читаемость, особенно в быстрых партиях, ухудшается, атака сглаживается, ноты просто плавно переходят одна в другую, тот самый жир и сок выходят боком и стекают на пол, образуя порой не совсем аппетитного вида лужицы. А если брать интервалы или аккорды - ноты сливаются в одну, большую, толстую и фузящую. Конечно в этом есть определенный шарм. И даже можно найти этому применение, саунд-то хоть и замыливается, но остается весьма мощным. И мы не сцым, потому что слышно нас все равно хорошо. Да и ручкой бленда несложно переложить ответственность за чОткасть и резкАсть на чистый звук, тогда кашеобразность фузового подклада будет не так заметна, а яйца останутся.
Впрочем, ютуб заполнен и хорошими, и какашечными демками сего девайса. Проанализировав несколько видео можно самому понять, кто в детстве какую растишку кушал. Например, вот:
Electro-Harmonix Bass Big Muff Pi Demo - The Perfect BassEHX BASS BIG MUFF PI - GEAR UPКому будет полезен этот приборчик? Внутри него содержится бесконечное количество весьма легендарного и узнаваемого звука, адаптированного для нужд басмэнов. И, следовательно, рекомендован тем, кто хочет этот самый звук получить. Перегруз, который кардинально отличается от пресловутого лампового и его имитаций. Вообще как любой фуз, весьма дружественнен ко всему, что имеет в своей основе винтаж и гараж. Хотя можно умыть и причесать его для попсовых штучек, а можно приделать здоровенную бороду для сладжевого жира. Бигмаф весьма универсален и может уютно устроиться в басовых треках достаточно разных стилей, кроме пожалуй, экстремальных митолов. Нет, ну можно накрутить и достаточно агрессивный звук, но кровь не будет литься реками, рогатые демоны будут мирно спать, а сцотона - курить на балконе ада в семейных трусах и размышлять о тяготах домашних дел. Лучшее применение бигмафа - не безумие и расчлененка, а все-таки что-то более умеренное.
Конечно бигмаф можно не любить. Парни с копиями Wooly Mammoth скажут, что он недостаточно сочный и гейна очень скромно так, парни с черными и зелеными русскими маффами скажут, что нынешний электрохармоникс вообще не труЪ и не торт, любители нойза и лоу-фая отвергнут из-за слишком предсказуемого поведения, а владельцы Moog'ов вообще ничего не скажут - у них свои проблемы. И хотя в чем-то все они будут правы, но Bass Big Muff стал уже своего рода стандартом доступных басовых фузов, засевший в педалбордах многих известных и не очень басистов и снискавший вполне заслуженное признание. Да, это не мильон раз воспетые русские маффы, но блин, режим бленда - это ж то, что нужно!
И все-таки я сменил его другим перегрузом. Вовсе не от того, что не смог смириться с какими-то недостатками или меня не устраивал звук. Как всегда захотелось чего-то другого, нового и неизведанного, и бигмаф пал жертвой GAS'а. Хотя не исключаю его возвращения в борд со временем. Хорошая вещь ведь.