На этом ресурсе уже есть обзор на эту достаточно популярную и всем знакомую модель, но всё же считаю, что ещё одно мнение не повредит. Как всегда, всё впечатления от этого баса являются исключительно ИМХО и ни в коем случае не претендуют на абсолютную истину
Начали.
Название инструмента: Ibanez SRX 505 TK
Цена покупки: 400$ (Обменял на прежний бас)
Средняя цена: 550-600$ (Модель уже снята с производства, но на складах в магазинах ещё остались)
Звук: 7
Качество сборки / изготовления: 10
Внешний вид / дизайн: 10
Особенности и функциональность: 8
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 9
Спецификации:
Гриф: 3 куска клёна, накладка палисандр, 24 лада, крепление на 4-ёх болтах, инкрустация под перламутр, волнистый клен на головке грифа
Мензура: 34" (864мм)
Корпус: липа, 2 куска, сверху тонкий топ волнистого клёна
Цвет: Transparent Black
Фурнитура: хромированная
Бридж: Accu-Cast B205
Звукосниматели: пассивные керамические хамбакеры PFR-N5 (нэк), PFR-B5 (бридж)
Схема: активный предусилитель EQB-2 DX
Управление: мастер-громкость, балансер, bass boost/cut и treble boost/cut
Страна-производитель: Индонезия
Данная модель стала первым пятиструнником в составе линейки SRX. До 2006 года эта серия делалась в Корее, теперь производство переехало в Индонезию. Многие отмечают, что это отразилось на качестве не лучшим образом. Мой бас вроде бы один из первых, сделанных в Индонезии, и его качество меня вполне устраивает
Предыстория появления такова. Надоел мне мой прежний Роадстар, и хотя особой необходимости менять его у меня не было, душевное желание приобрести другой инструмент росло всё более (те, кто часто меняет инструменты, меня поймут
). Но средств, как это часто бывает, не хватало. На родном Харьковфоруме наткнулся на объявление о продаже этого баса. Владелец был мне хорошо знаком и мы договорились о равном, безо всяких доплат обмене на выгодных условиях, т.е. я забираю SRX на испытательный срок, если меня всё устраивает, бас остаётся, если нет - я получаю обратно свой Роадстар. Конечно, менять старого японца на нового индонезийца по вполне понятным причинам было страшновато и не совсем разумно
(тем более когда-то у меня был агатисовый SRX300, немного меня разочаровавший), но уж очень хотелось звука помодерновее да низа поболее и поближе познакомиться с пятиструнником. Условия меня устраивали и я забрал SRX, съездив в другой город.
Несмотря на четырёхлетний возраст, бас в отличном состоянии. Он и новым был вообще без косяков, никаких дефектов сборки или покраски не было. За время эксплуатации слегка пострадало хромирование на некплейте и бридже, и появились традиционные царапины от ремня, хотя этого практически незаметно. К механике никаких вопросов, колки хорошо держат строй. Под крышкой темброблока всё аккуратно распаяно, стянуто хомутиками, заэкранировано графитом.
Внешний вид.Очень красивый бас, от его внешности я в восторге
Общие пропорции, форма деки и головы грифа этого инструмента совершенно явно позаимствованы у серии SR, но на этом их сходство и заканчивается. Корпус SRX выполнен в значительно менее "обтекаемом" варианте, т.е. имеет довольно чётко выраженные углы. Мне это больше по душе, я не любитель плавных обводов в духе тех же SR или Варвиков. Огранённая дека, большие открытые сердечники датчиков и расположение ручек на прямой линии делают дизайн более грубым, агрессивным. Волнистый топ на деке и голове грифа делают вид более "породистым", и очень греют мне душу, как любителю такого оформления. Прозрачный лак позволяет видеть волокна древесины и даёт интересный эффект: при прямом естественном освещении бас кажется тёмным серовато-зелёным, а в тени или при искусственном - тёмно-серым или тёмным коричнево-фиолетовым. Красота
Удобство.Хороший баланс и умеренный вес. Традиционное для Ибанезов удобство деки и
изумительный профиль грифа. Лады средней толщины и высоты. Очень нравится небольшая пяточка на стыке с головой. Ширина грифа на нулевом порожке - 45 мм, ширина у последнего лада - 73 мм, а у бриджа расстояние между струнами уже составляет более 1,5 см. Я не ощутил неудобства, взяв его в руки после четырёхструнника. Столь широкое расстояние позоляет свободно теппинговать и слэповать не задевая соседние струны. Слэпу помогает и косой срез грифа перед нэковым датчиком, освобождающий место для подцепа. Сам датчик при правильной постановке правой руки не заметен абсолютно. При пальцевой игре много места для размещения опорного пальца, более того, датчики имеют для этого специальные выемки, а при необходимости можно упереть его и в гриф, благо тот находится на достаточной высоте над декой.
В общем,
при любом стиле игры ширина и толщина грифа не вызывают у меня никаких неудобств, хотя я люблю вешать бас очень низко и не отношусь к тем, кто может похвастаться большими ладонями и длинными пальцами
Крутилки потенциометров с крупной насечкой имеют среднее фиксирование положение, что удобно ввиду отсутствия каких-либо меток.
Массивный и тяжелый литой бридж будет хорошей опорой при игре медиатором. Его конструкция предусматривает удобную и простую систему захвата конца струны, что облегчает и ускоряет замену. Также можно выбрать один из двух вариантов крепления струны в бридже. Различие между ними только в степени перегиба струны на седле, но приятна уже сама возможность.
Огорчает непродуманность конструкции батарейного отсека, из-за которой невозможно быстро, без отвёртки заменить батарейку
Даже на самых дешёвых СР-ках этот вопрос решён, почему бы не сделать здесь то же самое
Крышка анкерного болта тоже как-то дёшево выглядит, но её хоть часто снимать не нужно...
Что ещё удивляет - крепление грифа через такой же точно по размерам некплейт как и на 4-х струнных моделях. Хотя к прочности соединения особых претензий нет, видно что ибанезовцы и тут
продешевили. А как бы было замечательно немного закруглить пятку и посадить гриф на пять болтов, благо он сидит в деке достаточно глубоко...
Звучание.Сама серия SRX позиционируется как инструменты для экстремальных стилей, что явно отражается на характере звучания. Во-первых, очень
сильный выход, можно легко перегрузить любой аппарат. Во-вторых, в звуке очень
мало середины, хотя сильно подозреваю, что это особенность родных датчиков. Эти две особенности и делают звук очень агрессивным.
Бриджевый датчик отдельно звучит ярко, но слегка гнусавит, нэковый же даёт много низа, но глуховат. Лучше использовать оба. При нейтральном положении ручек эквалайзера и баланса посередине звук слека суховат, но любыми, даже небольшими манипуляциями с контролем он преображается. Если же выкрутить на максимум верх и низ получится брутальный рёв с вырезанной серединой, неважно читаемый, но очень мощный.
В общем же, покрутив ручки можно добиться весьма разного звука, от типичного лязга какуфилде, до порыкивающего а ля Фли. Правда теплоты в нем не будет,
звук злобный и резкий. Перефразируя Генри Форда, скажу так: "Вы можете получить звук любого оттенка, при условии, что он будет злым"
Пятая струна не то чтобы поражала, но звучит вполне сбалансированно с остальными. Для этой ценовой категории неплохо. Сустейн как для болчёного грифа хорош, атака разборчивая, немного страдает из-за провала в среднечастотном диапазоне, лечится это добавлением на аппарате верхней середины в районе 2-3 кГц. Но из-за этого же провала очень
хорошо звучит слэпом.
Благодаря активной электронике не фонит, лишь на бриджевом датчике при выкрученных на всю верхах появляется небольшое шипение.
Инструмент получился достаточно узкопрофильным, поэтому успех использования его в разных стилях возможно прямо пропорционален уровню скилла басиста. Это понятно. Но скажу, что он всё равно будет в любом стиле показывать свой норов
Итог:
Плюсы:- классный дизайн
очень удобен
Минусы:- неуниверсальность звука
неудобная замена батарейки
непродуманное крепление грифа
В будущем хотелось бы сделать апгрейд активными EMG и вырезать родной преамп. Ибо мне кажется, что
родная электроника не соответствует деревяшке (идентична тем, что стоит на более дешёвых моделях серии). Бридж намекает на возможность апгрейда установкой струн сквозь корпус. Возможно как временную меру сделаю отсечку катушек в родных датчиках и поставлю переключатель пассив/актив. Хотя может снова зачешутся руки сменить инструмент и дело до этого не дойдёт
Внешний вид и удобство для меня сейчас компенсируют ограничения в звуке, хотя
для своего назначения инструмент очень хорош.
Если вам нужен звук поуниверсальнее - этот инструмент не для вас. Расстроитесь сами и будете других расстраивать.
Подбивая итоги, хочется сказать следующее: то, что этот инструмент сложно адаптировать под что-либо - это фишка. И
если такое звучание вам по вкусу, вам не придётся париться над тем, чтобы добиться "своего" звука, потому что он у вас будет всегда и везде. В этом случае он стоит своих денег и даже больше. Лично я сейчас играю тяжелую мазафаку, там SRX - как рыба в воде
З.Ы. По поводу обмена - я бы не сказал, что много выиграл, но и не проиграл однозначно. Скорее просто сменил тип инструмента и характер звучания на более требуемый сейчас