Данные изделия чехословацкой фирмы JOLANA изготавливались достаточно небольшими тиражами на фабрике в городе Крнове начиная с 1982 года.
Обзор инструмента, как водится, начнем с головы.
Она украшена дубовым шпоном и логотипом «Superstar», изготовленным из латуни с эмалью, в моем случае, к сожалению, новодельным. Пятиугольная металлическая крышечка анкера крепится тремя небольшими шурупами.
На этом фото хорошо видно гайку анкера с отверстиями под вороток и пластмассовый верхний порожек, направляющий струны на нулевой лад.
Колки – очень качественные, закрытого типа, с бронзовой шестернёй и двухлепестковыми лопастями. Этим типом колковой механики оснащались также на Jolana D-Bass и RK Bass. Колки установлены на две стороны и снабжены металлическими втулками.
Гриф кленовый, с накладкой из моренного бука, имеет 24 лада+нулевой, размечен перламутровыми круглыми дотами, дублируемыми для удобства играющего небольшими точками на ребре. Гриф крепится к грифу четырьмя солидными шурупами через прямоугольный некплейт с выштампованной надписью «JOLANA». На пятке грифа серийный номер «2224». Вероятнее всего моя Суперзвезда изготовлена где-то в районе 1990-91 года, хотя программа определения года производства по серийнику, выложенная на jolana.info пасует перед этим числом.
Корпус абрисом отсылает нас к IBANEZ Musician Bass – и ничего с этим поделать нельзя, можно лишь констатировать, что наследники бравого солдата Швейка довольно оперативно подсуетились: прототип появился только в 1979 году.
Изготовлена дека из пяти кусков клена, шпонированного дубом, однако встречаются и санберстовые варианты. По легенде, имеющей широкое хождение в среде совгитаристов, санбёрстовые деки соответствуют исключительно грифам, покрашенным в глухой чёрный цвет – непременно скрывающий некие дефекты дерева.
Антабки – небольшие металлические пуговицы, такие же, как на парной гитаре или Disco/Disco bass.
Электроника состоит из двух звукоснимателей Topaz в пластмассовых хромированных корпусах, установленных через пластмассовые раки в выборках корпуса. Благодаря трём винтам крепления, можно регулировать положение датчика в двух плоскостях – если это вам вдруг зачем-то нужно.
Прихотливая схема темброблока смонтирована на отдельной печатной плате, расположенной в полости корпуса. В схему, помимо датчиков, входит станадартный чехословацкий трёхпозиционный тумблер выбора звукоснимателя, индивидуальные регуляторы тембра и мастер-громкости с тонкомпенсацией. Катушки в датчиках подключены в качестве хамбакера со средней точкой, их сигналы смешиваются, проходя через регулируемые фильтры (при этом в цепи некового звукоснимателя наличествует катушка индуктивности, подчёркивающая ВЧ), в результате чего свести схему к чему-нибудь интуитивно-понятному типа JazzBass’а не получится.
Ручки на первый взгляд напоминают классические Les Paul'овские, однако при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не тем, чем кажутся: помимо наличия полиэтиленовых втулок под шток TESLA'вского потенциометра, они значительно крупнее, что воспринимается некоторыми гитаристами как большое достоинство, поскольку облегчает игру с «подъездами».
Крепление струн – сквозь корпус через металлические «феррулы». Массивный бридж несколько напоминает аналогичный узел классического баса PEAVY Т-40, но будем считать, что это сходство продиктовано чистой функциональностью. Солидные подпружиненные сёдла позволяют отстраивать как мензуру, так и высоту каждой струны в отдельности.
Кое-какую небезынтересную информацию об инструменте можно почерпнуть и из паспорта – в частности, что корпус «изготовлен из высококачественного материала», гриф «из лучших пород древесины» а бридж – «из металлического сплава».
Также инструмент комплектовался жестким кейсом с тремя замочками, обитым изнутри синим бархатом.
Если как-то суммировать впечатления от данной четырёхструнной Сверхзвезды, то можно с уверенностью заявить, что это вполне взрослый инструмент, с прекрасным балансом, удобной эргономикой (за счёт грамотных анатомических выборок в корпусе), полной мензурой 860 мм и красивым голосом, причем благодаря навороченной схеме можно настроить практически любой звук, исходя из стилистических потребностей и субъективных пристрастий. Из недостатков баса можно выделить слабоватый по современным требованиям выхлоп датчиков, солидный вес инструмента и проблемы с регулировкой прогиба грифа – как я полагаю, связанные с конструкцией анкера. На своем инструменте мне даже пришлось этот анкер менять.