Накатал обзор буквально за десять минут, под настроение.
История моих взаимоотношений с басовыми комбиками долга и терниста. Я, как и 99% сидящих здесь на форуме, переиграл на куче аппаратов разной мощности, конфигурации и степени убитости, раскиданных по базам и клубам. Как правило, это означало нескончаемую борьбу за «свой (хороший) звук», в котором не всегда близка победа и в которой пленных не берут.
В общем, рано или поздно я пришёл к тому, что надо бы иметь свой аппарат. Тему с усилителями-кабинетами в этом топике я рассматривать не буду, это немного другой расклад. Вкратце пройдусь по комбарям.
Перво-наперво я купил для дома Vox T 15 – маленький аппаратик на 15 ватт с восьмидюймовым динамиком. До сих пор он служит мне верой и правдой.
Потом уже я решил взять что-нибудь для концертно-репетиционной деятельности. Моим первым аппаратом был Trace Elliott Commando 15, 100 ватт + 15 дюймов динамик. Сделан был в UK. Продал мне его один известный музыкант, чьё имя я не указываю по этическим соображениям. При покупке меня немного насторожило, что решётка стояла вверх ногами, но мои сомнения развеяли, типа «Бери не сомневайся». Я взял, причём за смешные деньги, что-то вроде 6 тысяч рублей. Звучал он отлично, плотно и практически не требовал настройки. Но на первой же репе мной был услышан какой-то едкий фон, на концерте он стал ещё хуже, как будто муха жужжит, а потом у комбо просто пропал звук. Я отволок его мастеру, тот реанимировал вроде, но сказал, что внутри как будто Мамай прошёл с паяльником. В общем, перед другим концертом он опять вырубился, теперь уж окончательно. Чинить его выходило дороже, чем изначально заплатил, и я продал его по частям.
Следующим аппаратом был Kustom KBX 150, опять 15 дюймов, но уже 200 Ватт. Просто на базе, на которой мы репетировали, стоял такой, и мне очень нравился звук. Плюс хороший эквалайзер. Я купил его через хозяина базы с хорошей скидкой, и первый год был доволен как слон. Но потом немного разочаровался. Дело в том, что Кастомы – очень честные аппараты. Слишком честные, я бы сказал. Когда ты втыкаешь в него хороший дорогой бас, он прям поёт. Но если используешь что-то не столь статусное, то Кастом говорит: «Я с этим играть не буду». Плюс ещё тема – когда ты только втыкаешься, звук сказочный. Через час репетиции, когда уши уже адаптируются к звуку, получается как-то «ну есть бас и есть». В итоге продал я и его хозяину базы, когда предыдущий убили не в меру ретивые басисты, выкручивающие ручки на полную. Наши гитаристы ещё смеялись, типа «Ну ты и еврей – продал аппарат и сам же на нём играет на репах». Кстати, с тех пор его уже два раза возили в ремонт.
В те давние времена все эти темы – мощность, сопротивление, параметры Тилля-Смолля – всё это было тёмным лесом. О том, что на концерте аппарат частенько выполняет функцию монитора, я не знал и подавно и увлечённо накручивал ручки.
Сейчас написал всё это и понял, что я подсознательно стремился найти себе аппарат не самой большой мощности, но с большим динамиком. Есть в этом сочетании какая-то своя прелесть.
Позже я купил себе по случаю Eden E410S, 320 ватт и 4 динамика по 10 дюймов. Ну он требует отдельного обзора. Скажу только, что как я его затаскивал один на базу – это была песня! Учитывая, что репетируем на 4-м этаже без лифта… так что использую его практически исключительно для репетиций, один раз вывез на большой концерт только. Звук у него, может, не самый эффектный, но какой-то основательный и стабильный. Шестичасовая репетиция проходит на ура, и к концу он как будто звучит ещё лучше, чем в начале.
Извиняюсь за долгий пролог, но мне показалось, что предыстория не будет лишней.
В общем, играли мы концерт в клубе Манифест, в Москве. Я пришёл, воткнулся в клубный комбо, начал играть на чеке и думаю: «Хм, отличный звук. Не буду ничего особо трогать». Ну там чуть крутанул ручку-другую.
Потом настроились гитаристы, потом мы сыграли вместе на чеке, и я прифигел. Бас звучал как-то и чётко, и податливо, как будто откликался на каждое моё действие. В то же время низы всё заполняли, так что стоило мне вступить на басу, как звук обволакивал пространство.
В общем, все отметили звук баса. Не то чтобы обычно звук баса плох. Просто, как правило, его настройка занимала достаточно долгое время. В итоге результат-то получался, но стоил мне немалых усилий.
После чека я метнулся к комбу, осмотрел его со всех сторон, убедился, что сделан он в P.R.C. На концерте, с публикой, звук стал как будто ещё лучше, и я понял, что хочу себе такой же.
И вот он у меня. Обошёлся в 13 800 рублей, так как купил через хорошего знакомого с его дилерской скидкой и по цене до последних подорожаний. Сейчас они вроде как перевалили за двадцатку.
Значит так. Сам комбик сделан из фанеры (передняя и задняя стенки) и ДСП (боковинки). Усилитель отделен от ящика внутренней перегородкой. Один динамик 15 дюймов (причём не на саморезах, а на болтах с ограничителем) и фазоинвентор.
Про эти комбо мне приходилось читать, что наклеенный на защитную ткать пластиковый логотип Orange на большой громкости трещит. Я этого не заметил, ну и на самом деле это не проблема, потому как решеточка – она на липучках, легко снимается и ставится на место. Вроде бы банальное решение, но любопытное.
Расписывать компоновку и ручки не вижу смысла, всё довольно стандартно. Гейн, громкость, четыре ручки настройки частот. Есть две крутилки – “Contour” (что-то вроде сделать средние помягче) и ”Presence” (добавляет верхов). Я их, не мудрствую лукаво, выставил сразу на максимум (тем более что работают они довольно деликатно).
Могу сказать, что по звучанию этот аппарат не назвать универсальным. Вы получаете честный звук Оранжа, несколько винтажный, который я очень люблю (кстати, мой усилитель Агилар по характеру и звуку практически брат-близнец, чему я несказанно рад), причём ручки верхних, низких или средних нужны скорее для того, чтобы подстраивать его под конкретное помещение, а не для того, чтобы рулить кардинально разный звук. Я вообще несколько разочаровался в «универсальности», когда приборы или инструменты перегружают функциями или настройками.
Ещё фишка – Оранж на ура жрёт перегрузы. Ну всё, фузз, овердрайв, дисторшн – всё звучит «породисто», хотя ни одной лампы в аппарате нет. И ещё все инструменты как будто раскрывают свой потенциал. То есть, скажем, Gibson Ripper как будто с записей "Нирваны" сошёл. С "Кастомом" такого не было, он звучал как "действующая модель в натуральную величину". И это учитывая, что "Оранж" жёстко китайский.
Имеются выходы – небалансный джек и балансный XLR, ещё Send-Return. Собственно, что и нужно. Из бесполезных функций я бы назвал набортный тюнер, который при этом не самый точный. Он и встроенный AUX-вход под мини-джек как бы символизируют некий «учебный» статус аппарата. Правда, при этом нет вполне логичного выхода на наушники.
Кроме того, несмотря на свои 100 ватт, Оранж очень громкий! На базе успешно соревнуется с тремя гитарами и барабанами, ничуть не напрягаясь. Про пресловутую же «пачку» ничего писать не буду. Моё твёрдое убеждение, что есть инструмент «в миксе» или нет – это дело рук на 90%.
В общем, мой мнение – этот Оранж наилучший вариант из аппаратов «бюджетной» категории. Очень удобен не только для практикующих басистов, но и, например, для владельцев репетиционных баз и небольших клубов.