взято от сюда
http://www.basstream.ru/index.php?topic=99150.0Почитал тут подробно мануал от своего PJB.
Мр. Джонс в нем по ходу дела освещает разные нюансы работы басгитарных систем звукоусиления.
Наскоро перевел отрывки - может кто тоже че-нибудь полезного для себя вычитает.
Ниже текст. Некоторые термины не удалось корректно перевести, оставил на английском. "Точка зрения мистера Джонса не всегда совпадает с точкой зрения редакции."
Литературно тоже как попало, не судить.))
«Зачастую, по разным причинам, пользователи совершенно неправильно понимают соотношение мощности усилителя и акустических систем. Это сложная и увлекательная тема, которую мы всего лишь затронем в этом Руководстве.
Во-первых, вы не можете «на слух» определить какая мощность подается на акустическую систему (далее, для простоты – кабинет(ы). Во-вторых, динамики выдают разную мощность при воспроизведении разных частот. При смене частот в сигнале усилитель посылает динамикам различное количество мощности несмотря на то, что громкость системы одна и та же. И наконец, то как мы воспринимаем звук описывается логарифмической зависимостью. Так что для того чтобы увеличить громкость системы в 2 раза, по идее нам понадобится в 10 раз больше мощности.
Кроме того, в эту итак уже довольно запутанную ситуацию мы должны ввести еще один фактор. “Power Compression” – термин которым обозначаются суммарные потери мощности в динамиках засчет нагрева и потери эффективности при преобразовании электрической мощности училителя в акустическую энергию, воспроизводимую кабинетом.
Динамики являются довольно сложными устройствами и в то же время очень неэффективными преобразователями энергии. В особенности, если речь идет о воспроизведении низких частот. Более 90% мощности усилителя уходит на нагрев динамиков. Именно поэтому Power Compression имеет такое значение.
Выделим 2 основных параметра которые определяют производительность динамика. Первый – это (будем говорить проще) способность противостоять нагреву до того как он «сгорит». Второй – амлитуда, с которой динамик способен двигаться туда-обратно. Конус динамика двигается с большей амплитудой не только с увеличением мощности, но и тем более, чем более низкие ноты вы играете. Открытые струны B или E вызовут большее движение конуса динамика чем открытая G струна при одинаковой громкости. Также, boosting нижних частот вызовет большее колебание динамика.»
«Работа вашей системы звукоусиления также сильно зависит от акустических свойств и геометрии помещения. Звуковые волны при воспроизведении низких частот имеют значительную длину и часто «конфликтуют» с габаритами комнаты. Отражаясь от стен, волны «накладываются» друг на друга или взаимно «гасят» одна другую. Из-за этого фундаментальные частоты некоторых нот звучат «громче» или «тише».
Здесь мы приводим примерные значения частоты фундаментальных частот нот на открытых струнах и длину соответствующих звуковых волн.
F# 24Герц 46футов
B 31Герц 36футов
E 41Герц 27футов
A 55Герц 20футов
D 73Герц 15футов
G 98Герц 11футов
С 130Герц 9футов
Это может дать вам понятие о том, как избегать появления «торчащих» или «проваливающихся» нот в условиях конкретного помещения. Например, если кабинет установлен в 5 футах от стены, открытая A может звучать «тоньше» прочих нот. Это происходит как раз из-за того, что расстояние до стены и обратно равно половине длины волны основного тона ноты A. То есть здесь мы имеем дело с взаимным «гашением» волн.
Также имейте в виду, что местоположение кабинета тоже занчительно скажется на работе вашего «рига». Поставив кабинет «спиной» вплотную к стене, вы добавите звучанию «низа». Такой же эффект получится если поместить кабинет «спиной» в угол.
Лучшее оружие в борьбе с вышеописанными проблемами это, пожалуй, хороший (много- и узкополосный) графический эквалайзер. Следует иметь в виду, что начиная с 250Герц и выше эквалайзер контролирует только обертона нот, а не фундаментальный, основной тон. Так, например «полоса» 60Герц уже контролирует только второй обертон открытой B.
Старайтесь избегать излишнего «буста» 30, 40, 60 и 100Герц так как это существенно снизит запас мощности (headroom) в работе усилителя и, возможно, повредит динамики кабинета так как усилитель будет заставлять динамик двигаться с амплитудой, которая не предусмотрена его конструкцией. Если же вам все-таки не хватает «низа», то вам нужно большее количество динамиков. Причем, здесь принципиален не диаметр, а суммарная площадь поверхности динамиков. Например, 2х15” или 16х5” или 8х10”.
Если у вас 4струнный бас и вы строитесь в E, то для вас не имеет смысла бустить, например, 30Герц. Дело в том, что открытая Е имеет основной тон с частотой 41,2Герц, так что 30Герц находится вне диапазона вашего инструмента. Напротив, «прибрав» эту частоту на графическом эквалайзере, вы «сфокусируете» звук вашего баса и добавите «панча» так сказать...»