Вот что, ребятушки.
Хоть уже и есть на ГП обзор на именно эту модель, я все равно хочу написать еще один. Пусть Ямахи серии ББ стабильно упоминаются в любом треде о выборе недорогого баса для начинающего, для бэкапа, для экспериментов или просто от нечего делать - все равно напишу. Инструмент как ни крути достойный, часто упоминаемый и часто встречающийся. Пал я жертвой графомании, буду писать по кусочкам, поздними вечерами, так что за местами смутное содержание и многабукав не обессудьте, равно как и за картинки наспех практически от балды. Оценки натыкал тоже по большому счету от фонаря, реального толку от них мало.
Название инструмента: Yamaha BB415WR
Цена покупки: обменял, даже примерно не сосчитаю, а то уже запутался в череде обменов.
Средняя цена: снят с производства, новые: где остались - 350$, раньше стоили больше 500$. 250 - 300 $ б/у
Звук: 7
Качество сборки / изготовления: 9
Внешний вид / дизайн: 9
Особенности и функциональность: 7
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 8, а вообще дал бы и больше.
Спецификации:- Количество струн: 5
- Корпус: Ольха
- Гриф: Привинченный, клен
- Накладка: палисандр, инкрустация под перламутр
- Бридж: Yamaha Vintage Style
- Мензура: 864 мм
- Лады: 21 лад
- Звукосниматели: Original BB Style Pickups, пассивная электроника
- Регуляторы: громкость, тон, 3-х позиционный переключатель датчиков
- Фурнитура: литая хромированная
- Цвет: Wine Red (WR)
- Страна-производитель: Индонезия
Первое, о чем следует написать - с самого начала я не имел на такой бас никаких особых интересов, упований или чего-то в таком духе и уж тем более за ним не охотился. Это не мой основной инструмент, и даже не совсем то, что мне требуется от запасного. И конечно подозревал, что надолго он у меня не задержится (так оно и случилось, на сегодняшний день за этой красной Ямахой рекорд наиболее кратковременного пребывания инструмента в моей личной собственности - с 23.03.13 по 13.04.13 года), поэтому отношение мое наверное можно считать практически непредвзятым. Брал его чисто из интереса, в приступе GAS'а, если так будет угодно.
Второе. Большое спасибо хочется сказать человеку, который собственно и предложил мне на обмен этот бас. Это модератор нашегo раздела, глубокоуважаемый
andrei_kob. В технические подробности вдаваться особого смысла нет, но вкратце история такова. Наигрался я своим акустическим басом и выставил его на продажу/обмен. Тем более он и был у меня на правах игрушки, применять его мне решительно негде, да и купил я его по двум причинам - интерес распробовать (в руках-то держал достаточно, а своего не было) и дешево предлагали. Андрей предложил мне эту Ямаху без доплаты с моей стороны. Сначала я хотел отказаться, но посмотрел фотки Ямахи раз... второй... третий, подумал, что Маша-то хороша, характер у нее сговорчивый, да и в плане последующей продажи как-никак пятиструн будет ликвидней Корта. Руки сами зачесались в предвкушении нового баса, я согласился и лишь только оплатил катания инструментов туда-сюда. Короче с моей точки зрения обмен был (да еще и в дальнейшем оказался) настолько выгодный, что мне до сих пор немного за это неудобно
Утешением служит лишь надежда, что мой акбас верой и правдой послужит Андрею в его фолковых начинаниях
Не буду скрывать, что одна из основных причин по которой я согласился взять эту Ямаху - это внешность. Относительно самобытности этого дизайна мнений может быть много, но как по мне - серия BB на плаву уже больше 30 лет и может считаться классикой. Хоть и чувствуется фендеровская школа, у BB есть свое лицо. Мельком увидев где-то эти очертания деки или головы - серия идентифицируется практически однозначно. Это точно не близкая копия с минимальными отличиями, как например лакландовские пресожабы, садовски или бахусы. Если же забавы ради сравнения притягивать за уши - то общие контуры напоминают стингрееобразный пресижн P+J без пикгарда с укороченно-заостренными рогами, голова грифа с колками 4+1 тоже как-то вроде пятиструнного ММ. Суперсовременным этот дизайн не назовешь, он остается в духе того времени, в котором был создан. Чем мне нравится конкретно этот экземпляр - чертовски клево выглядит. BB расшифровывается как Broad Bass, дословно - "широкий бас". Действительно, большие размеры, крупные пропорции, хромированые рамки датчиков, хромированная фунитура, ромбовидно-округлые маркеры ладов - тут мне все нравится, я люблю классику. Из общей картины не выбивается даже наличие "модерновой" пятой струны, она смотрится вполне уместно. Про рамки датчиков хочется сказать отдельно. Если задняя служит для крепления в ней бриджевого сингла, то передняя носит исключительно декоративную функцию - фрезеровка под сплит достаточно точная и можно обойтись без нее. В этом басу есть как минимум одна деталь исключительно для красоты, забавно. Приятно, что Ямаха Корпорейшн может позволить себе шаг в сторону от стандартов индустрии даже в бюджетном секторе. Цвет очень приятный, сквозь покрытие видно волокна ольхи. Хоть он и называется Wine Red, но более точным названием перехода от почти черного к прозрачному вишневому будет пожалуй Wine Red Burst или как в каталогах MusicMan - Black Cherry Burst. Еще вот такие черные пластиковые Speed Knobs мне даже больше нравятся, чем например опостылешие хромированные бочонки с насечкой. Хотя бас не относится к дорогим инструментам, выверенный стиль и наличие "фамильных" фишечек не настолько однозначны, как ценник инструмента.
Приехал бас ко мне в практически совершенно идеальном состоянии. Если я правильно расшифровал серийник - май 2007 года. Понятное дело, что до меня он уже был в пользовании и какие-то косяки могли быть исправлены, но изначально хорошее качество изготовления, сборки и покраски не вызывает особых сомнений, все подогнано, закручено, покрашено, залачено, закатано на хорошем уровне и это приятно. За индонезийцами видимо или хорошо наблюдают, или хорошо отбраковывают готовые изделия, а возможно и то, и другое. Гриф из одного куска клена с палисандровой накладкой, сколько кусков ольхи на деке - не считал, каюсь. Конечно никто не исключает применения грязных мексиканских приемчиков типа ольхового шпона с обеих сторон многокускового корпуса и наглухо закрашеных краев - в этой лиге не особо ревностно следят за правилами. Гриф крепится к корпусу четырьмя крупными шурупами через втулки, диагностирован скос пятки, но без осложнения утоньшением или критического скругления.
Анкер регулируется в пятке грифа, благодаря пазу туда можно влезть ключом не
отделяя головы от тела откручивая гриф. Механика не вызывает нареканий, более того - хочу отметить отличные колки (даже похоже, что основания литые), массивные, с регулировкой плавности хода. Даже на моем Стерлинге колки попроще, не говоря уже об известных мексиканских Стандартъ артелi Фендеръ. Относительно скромный ритейнер для струн D и A. Бридж - классическая гнутая пластина с оригинальной фичей - изгиб для фиксации пятой струны и ее седла вынесен чуть дальше остальных четырех, это сразу бросается в глаза. На мой взгляд, такому решению есть две причины - увеличить диапазон регулировки длины мензуры для пятой струны и уменьшить угол ее перегиба на седле.
По части электроники имеем два звукоснимателя в корпусах оригинальной формы, общие громкость + тон и трехпозиционный переключатель. Нэк - вариация на тему пресижновского сплит-хамбакера, особенно меня умилило наличие насечек на верхней и нижней частях каждой из шашек - видимо чтобы упiраемый въ нiх перстъ меньше cкользил при игре. Бридж - сингл рельсового типа с вызывающе блестящим магнитопроводом, выпуклым соответственно радиусу накладки. Частичная разборка с целью экранирования алюминиевой фольгой показала аккуратную пайку, проводку без явной дистрофии, здоровый такой трехпозиционник и тщательно покрытые графитом внутренние полости, как в темброблоке, так и под датчиками. И это хорошо, а то на моей бывшей тайваньской BBN4-III никакого графита и даже признаков экранирования не было и в помине.
Перед штатными лютьерами/гитарным КБ Ямахи я снимаю головной убор. При своих весьма внушительных габаритах (а это реально здоровая лопата, больше стингрея, преса,
жаббы хатта) 415 имеет очень небольшой, я бы сказал - ненавязчивый вес, особенно на широком ремне, а сидя больше ощущаются его размеры, чем какое-то давление на ногу. Гриф правда чуть поклевывает, но я предпочту поддерживать его рукой при игре (это получается естественно, безо всякого напряжения), чем иметь неприятно ноющее плечо после двух-трехчасовой репетиции или концерта. Также несмотря на то, что это весьма крупный инструмент (Broad Bass же, помните?), оказалось, что он удивительно хорошо ложится в руку. Гриф довольно широкий (межструнное на бридже - 18 мм), но с приятным профилем. Может это я легко привыкаю к практически любому грифу, но соль в том, что после своего 4-х струнного Стерлинга (а у них узкие грифы) я сразу беру Ямаху и не чувствую
себя кретином дискомфорта. А разница есть и она весьма существенна. Наличие всего 21-го лада не позволяет скалопировать 22-24-й и разучивать некоторые мелодические изощрения Стива Вая. А чо вы хотели - классика. Но зато имеется полно места для любого подцепа - от аккуратно-выверенного до размашисто-хулиганского. И благодаря тому самому изящному очертанию пятки - доступ к высоким нотам
сухой и комфортный. Даже если у вас нет пуза - на ямахе все равно есть под него удобный вырез, равно как и скос для локтя. Словом, доступу к рабочему струнному пространству явно ничего не мешает. Как я уже писал - колки отлично держат строй и благодаря им настройка проходит точно и быстро, никаких люфтов.
Про звук как всегда писать нелегко по вполне понятным причинам. Даже сэмплы порой не могут служить однозначным подспорьем в вынесении вердикта, бас нужно щупать - это очевидно. Но все же.
При умеренном выхлопе - звучит добротно, звука много, может это огромная дека дает о себе знать. Реализована строгая леспольная схема переключений между тремя основными саундами - нек, оба, бридж. С одной стороны - никаких балансов или смешиваний двух датчиков в разных пропорциях, от чего немного страдает вариативность, с другой - удобно очень быстро, по-гитарному, переключать звукосниматели.
На нэковом сплите - сочный рычащий роковый, весьма похож на прес, но чуток помягче. На бриджевой рельсе естественно более гнусавый и яркий, но не прорезающий джазбасовый, а скорее ужатый, обтесаный ММ. На обоих сразу - рокота поменьше, звук плотный, заполняющий, но слегка размытый, опять же - Broad Bass. Нет однозначной заточенности на модерновый саунд или на классический, это даже хорошо. Не безликое звучание, есть свой характер. Но характер - нейтральный, лязга нет. Хорошо реагирует на манеру игры, играешь жестко - рычит, хочешь - мягко накладывает. Ольховый звук, такой, каким он должен быть - без провалов и задираний по частотам, все есть: и верх, и середина, и низ хороший. Но даже если накрутить агрессивный звук, он не будет "пинать", скорее обволакивать. В миксе мне больше понравился сплит - у него более насыщенный и интересный звук, а вот рельса какая-то пресная. С недавних пор любимая мной ручка тона прилично смягчает звук, с закрытым тоном интересно звучит на бридже, довольно мощно и гулко на неке, и бестолково-размыто на обоих. Впрочем, и злоупотреблять ей не рекомендую - ввиду общей относительной мягкости звука очень страдает читаемость.
Очень вкусно звучит нэк с небольшим перегрузом, если добавлять гейн, то лучше переключиться на бриджевый сингл - очень веселый и яркий саунд получается.
Немного о пятой струне. Она есть, и она далеко не супер. Частотный диапазон она худо-бедно, но держит и не проваливается по громкости. Даже в первых позициях имеет какой-никакой сустейн, хотя ощутимо слабее остальных. Не мертвая, но ватная, панча нет вообще никакого. Для активного использования не рекомендую. Но взять пару коротких нот пассажа/риффа в более удобной позиции, повесить открытую B в конце песни - вот это вполне можно. Равно как и традиционно использовать её в качестве опоры для пальца - это совершенно нормально для баса этой ценовой категории.
В целом 415 можно назвать довольно универсальным инструментом, особенно если не лезть в тяжелые экстремальные стили. Поп, фанк, рок, хард-рок, возможно даже джаз - при правильном приложении рук и головы бас сделает все, что от него требуется. Да оно и не удивительно - сказываются пресово-джазбасовые корни. Лично мне вообще показалось, что это практически идеальный роковый бас для плотных рычащих подкладов, отлично заполняющий микс и не особо из него выпирающий. На моем домашнем Line6 LowDown Studio 110 звук - "пластинка", вообще очень фирмово все звучит. В пачке тоже все на своем месте - и за эти деньги все крайне хорошо.
В чем-то бас похож на спокойного здоровяка. Не боксер - борец. Его лучше не злить, но если что - он легко способен постоять за себя, трезво оценивает свои силы и при необходимости в драке полностью их реализует. Сравнивать 415 со Стерлингом не хочу и не буду ни по звуку, ни по удобству - это слишком разные весовые категории. Да и необходимости в этом нет.
Сэмплов не будет. Писать их уже не на чем, да и инструмент это не такой уникальный, можно найти и заценить самому, да и в интеренете примеров достаточно. Лучше я для отчетности ниже пара видео с более-менее вменяемым звуком.
Первый ролик длинный, он от пацана, который купил такую же, но чОрную и демонстрирует ее на камеру. Если не особо слушать его, а слушать бас примерно с 5:30 - то да, вот так он в принципе и звучит:
http://youtu.be/j9jG5YCjZOU?t=5m35sВторой - слайд-шоу без комментариев. По большому счету - тут все хорошо:
Yamaha BB415 DemoТеперь о том, что мне не совсем понравилось в этом инструменте.
Очевидно, что из-за своих размеров кому-то он может не подойти, это явно не женский бас. Хотя мне играть было очень удобно - Ямаха с трудом помещалась в мой басовый чехол Acropolis. Застегнуть его можно было только если лопасти колков G и B находились параллельно плоскости головы грифа, иначе змейка просто не сходилась в том районе. Так что аккуратнее с выбором чехла/кейса.
Пятая струна на таких басах - это не недостаток, а особенность, тут я вроде написал достаточно.
Рельсовый сингл фонит, причем как и сам по себе, так и в паре со сплитом. Фон ненавязчивый, но он есть. Дополнительная экранировка конечно его уменьшила, и если повертеться - то можно поймать положение где его вообще не будет. Понятное дело - за эти деньги никаких раздельных или фантомных катушек.
Звук мне все время казался немного смягченным, но я запишу это впечатление на счет несвежих струн и своей любви к ясеневым басам с кленовыми накладками. Хотя положа руку на сердце - звенящей яркости в слэпе может и не хватить.
Бридж вызывает стойкое желание его заменить. Несмотря на то что, работает он отлично, мензура и высота строятся - я не люблю стандартные винтажные бриджи. Пусть даже и говорят, что в этой простой гнутой пластине - часть фенедеровского звука. Возможно это справедливо относительно дорогих басов, для нижесреднего класса - это небольшой, но минус.
С заменой датчиков тоже не все просто - мало того, что выбор сплитов под пять струн относительно невелик, так еще и придется заморочиться с изготовлением новых рамок для них, равно как и с обрамление для некового сингла. Да и стоковые датчики вполне соответствуют уровню инструмента, поэтому их замена - больше дело вкуса, чем насущная и оправданная необходимость.
Анкер имеет весьма тугой ход плюс ВНЕЗАПНО мой самый крупный ключ слегка люфтил в гайке. Да, чтобы иметь достаточный диапазон для регулировки пластмассовую вставку из паза лучше вытащить. Но при наличии четко походящего шестигранника все можно спокойно остроить, разве что очень низкого экшена "впритирку" не добиться без похода к мастеру. Но я не любитель струн, лежащих на грифе, поэтому меня все устроило.
Струну E желательно наматывать в несколько витков, если он будет один - она недостаточно сильно будет прижиматься к порожку и дребезжать в открытой позиции. Не помешал бы ритейнер на всю пятерню.
Что я успел сделать помимо отстройки пока бас был у меня: на всякий случай почистил и пропитал накладку лимонным маслом, заэкранировал потроха, выточил и поставил (на родные дырки) тамбрест - мне с ним удобнее, я делал и ставил их практически на все свои басы. Белый колпачок переключателя я очень хотел заменить на черный, но так и не нашел подходящий. Все оказывались ощутимо меньше и не подходили по резьбе. Менять внушительный и надежный переключатель ради колпачка не стал. Расстояние между ручками и декой было великовато, я подложил под потенциометры толстые шайбы (попутно случайно сделав малозаметную вмятину возле громкости
) - стало чуть аккуратнее. В душевном порыве заказал новый комплект эликсиров, но струны пришли через пару дней после того как ушел бас. Хотел апгрейдить бридж на более массивный, в идеале вот такой, чтобы можно было еще потом и струны сквозь корпус запилить:
Конечно можно было взять какой-нибудь Gotoh, но честно говоря задавила жаба. Локально за относительно небольшие деньги не нашел ничего особо подходящего со стрингспейсом именно 18 мм, а заказывать и ждать уже не хотелось по причине, которая прояснится ниже.
Хотел замутить хитрости с электроникой, типа переключения послед-параллель отдельно катушек сплита и отдельно связки нэк+бридж, посмотрел на аккуратную пайку, связку проводов и понял, что самому это будет делать крайне лениво и долго, а отдавать мастеру - опять же стало жалко денег, не думаю что меня настолько поразили бы доселе неведомые сочетания.
Еще бас так и просится под обезлаживание. В сочетании с таким характером звука - это отличный вариант для хорошего недорогого фретлесса. У меня уже была обезлаженная Ямаха BBN4-III, которая оставила о себе самые приятные впечатления.
С инструментами компании Ямаха на нашем рынке сложилась удивительная ситуация - на вторичном рынке эти басы продаются весьма дешево, порой за сущие копейки. Это касается не только недорогих BBN, BB или RBX, а и весьма дорогих TRB. Черт его знает, может немодные. Но за эти деньги мы получаем качественно собранные и отлично звучащие инструменты. Что же касается конкретно этой модели - это отличный за свои деньги вариант, всем, кто неравнодушен к классике - рекомендую обратить внимание. В плане звука ибанезы точно отдыхают. Привыкнуть к нему несложно - бас очень удобный.
Почему же такой замечательный бас не остался у меня надолго? Ответ прост - я люблю классику, но пять струн мне ни к чему совершенно. А если и понадобится пятиструнный инструмент - то это будет бас другого уровня, с вменяемой и функциональной пятой струной. Если бы это была такая же четверка - возможно её судьба была бы куда интереснее.