Сегодня хотелось бы сделать обзор одного из инструментов, которым я владел когда-то, и вот владею сейчас снова, после долгих поисков.
Встречаем - Yamaha TRB JP John Patitucci Signature Model.
Для начала немного истории:
История.Серия TRB была анонсирована в 89 году. Первые экземпляры появились на рынке в конце 89 года, в то время как опытные образцы были изготовлены еще в 88. Изначально задумывалась как серия 6ти струнных гитар с пьезобриджем – первой моделью была TRB6P, через год появились 5 и 4х струнные версии, которые имели другую конфигурацию датчиков – PJ вместо двух тонких синглов. Все эти модели имели сквозной гриф с мензурой 34 дюйма из клена и красного дерева с накладкой из черного, деку сэндвич из ольхи (хотя в сервисном мануале указано Maple/Rose/Maple), с волнистым кленовым топом и низом (хотя в сервисном мануале указано Maple/Rose/Maple – что имелось под названием Rose – неизвестно, о визуально это ольха). А еще через год Ямаха выдала совместную работу с Джоном Патитуччи – TRBJP, которая отличалась от предыдущих моделей отсутствием пьезодатчиков, другим типом корпуса (в «сэндвич» был добавлен ясень, уменьшена доля ольхи), болченым глубоким грифом, иной конструкцией звукоснимателей – стояли уже хамканселеры, и необычным преампом, который хоть и базировался на преампе предыдущих басов, но все же имел необычную регулировку середины (об этом ниже). Следом за ним тут же появились 5 и 4 струнные модели, снова имеющие другие датчики (позаимствованные с 4P и 5Р серии)и корпус только из ясеня. Таким образом существовало 2 серийных версии первого поколения TRB – с пьезой и сквозным грифом, и без пьезы с болченым грифом. Несколько особняком стоит версия TRBJP – сигнатурная модель Патитуччи – она собиралась очень небольшим количеством, и являлась топ-инструментом от Ямахи. Это было первое поколение Yamaha TRB.
В 2002-2003 году появилось второе поколение данных инструментов, что было обозначено римской цифрой II в названии. Основные изменения касались звукоснимателей и преампа, но были и изменения конструкции – первое – это увеличение мензуры до 35 дюймов, второе – уменьшение межструнного расстояния на 6-ти струнном басе до 18мм. Так же была выпущена вторая версия TRBJP2 – хоть и расстояние между струн там и осталось 19мм, но появилась увеличенная мензура, колки приобрели кость, изменилась конструкция преампа.
Так, с историей покончено, идем к самому инструменту.
Название – Yamaha TRB JP первого поколения John Patitucci Signature Model.Цена покупки 2200 евроСредняя цена – от 1800 до 3000 евро для б.у. инструмента первого поколения, в зависимости от локализации и состояния инструмента. Новые стоили примерно $4500.
Качество сборки и конструкция– 10/10 – собран инструмент действительно идеально, как и должно быть у инструмента этого класса. Представляет собой достаточно крупную деку, сделанную в виде сэндвича из волнистого клена - 5мм, ясеня – 10мм, ольхи – 26мм и снова клена – 5мм. В передней нижней части деки имеется выфрезерованная часть для большего удобства. Гриф достаточно глубокий, почти доходит до некового датчика, голова грифа имеет такой же топ, как и дека, только меньшей толщины – буквально пару миллиметров, с подписью Патитуччи. Сзади головы грифа нет ни серийного номера, ни страны изготовления, ни модели. Это отличает настоящее первое поколение от второго – во втором уже нету подписи на грифе, зато имеется клеймо с номером модели и страной изготовления.
Сам гриф склеен из трех кусков клена, с накладкой и черного дерева, 24 лада, инкрустация из перламутра. Костяной нулевой порожек. Ширина грифа у 0 порожка – 60мм, у 24 – 96мм. Профиль грифа – классический ямаховский – modern C – достаточно тонкий, чтобы удобно лежало в руке, но не настолько тонкий как например у ибанеза и не такой толстый как у фендера. Радиус накладки – 1000мм. Т.е. накладка почти плоская. Гриф имеет 2 анкера, с регулировкой со стороны деки. Колки и фурнитура – позолоченные, на колках имеется гравировка Yamaha Japan. Датчики – длинные, тонкие HUM CANCELER – не фонят при игре на каком-то одном датчике, в отличии от обычных синглов.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на конструкцию преампа. Кроме обычных регулировок громкости, баланса, верхних и нижних частот, на борту имеется переключатель пресетов средних частот. Переключатель имеет три положения – «байпас», «пресет1», «пресет2». Байпас представляет собой отсутствие регулировки – середина идет так как есть, без какого-либо поднятия либо опускания. Пресеты настраиваются крутилками в самом преампе. Для первого пресета имеется только выбор частоты, на которой будет происходить усиление, а для второго пресета – имеется как регулировка выбора частоты, так и регулировка cut/boost этой частоты (поднять ее, или вырезать). Т.е. можно один раз настроить в преампе два разных значения середины, и в процессе игры просто переключатся между ними + байпас. Так же в преампе существует регулировка выходного уровня, которая кроме самой громкости управляет еще усилением последнего каскада – на крайних значениях можно получить интересный подгруз последнего опера. Его часто слышно на старых концертных записях Паттитучча.
Удобство – 8,5/10. Субъективно для меня – однозначно 10/10, но у меня большие руки, длинные пальцы, да и сам я не маленький, но для более среднестатистического человека – большой бас, 6 струн с межструнным в 19 мм – может оказаться неудобным, равно как и широченный гриф, с почти отсутствующим радиусом накладки. Но при этом инструмент идеально сбалансирован, гриф не перевешивает, равно как и дека. Все очень удобно. Но может будет подходить не для всех.
Внешний вид и дизайн: 10/10. Достаточная классическая конструкция инструмента, использование экзотического клена как на деке так и на голове, сочный янтарный лак - все это очень хорошо сочетается, и понравится пожалуй любому человеку.
Соотношение цены/качество – 9,5/10. Речь идет конечно о б.у. инструменте, за новый отдавать 4500 баксов – я бы не стал.
Звук 10/10. Ну а разве можно поставить другую оценку топовому инструменту? Конечно же он специфичный и особенный, но при этом не значит, что он имеет какой-либо недостаток. Бас имеет характерное жирное урчание, обусловленное конструкцией корпуса. Чистый и сочный низ, который очень хорошо регулируется, и при этом не замыливается, и прозрачный, правильный верх. Яркая атака и широкое межструнное расстояние позволяет отлично играть слепом. Широта регулировок преампа позволяет нарулить практически любой звук. Но – характерное TRBшное урчание присутствует всегда. Инструмент отлично читается в миксе. Звук можно описать как в меру мягкий, но при этом урчаще-рычащий. Очень насыщен обертонами.
Звуковой семпл (Бас -> М-box -> Protools 10) нет никакой обработки на басу.
http://youtu.be/YlHlKpI1IqUА вот так бас лежит в миксе. Цепочка записи та же, так же никакой обработки - просто бас в линию.
http://youtu.be/V2iZH2hu_uw