Таак... добрался я до преампа. ))
Преамбула. Работая с очень малошумящими аппаратами, плюс доп-сигнал в линию - стал замечать что пред баса значительно (ну как значительно... я его слышу, а многие другие - почему-то нет) шумит. такое характерное шипение транзисторное. Когда не играет никто (а мониторинг у меня ушной) - я четко слышу изменнеие фонового шипения при убирании-добавлении громкости на инструменте. Было решено это как-то исправить. Да простит меня ямаха за то что решил полезть в их инженерные преамповые решения.
Процесс.
Открыв и открутив (и отпаяв массы) преамп было с прискорбием обнаружены операционники TL062 в кол-ве двух штук и один TL072. Исходя из схемы - 072 стоял как входной буфер и выходной каскад, а 062 стояли в темброблоке - один на верх-низ, и один на 2 пресета по середине. Кошмар как по мне... как можно ставить в инструмент за 4килобакса операционники в преампе по 50центов? единственный плюс 062ых - очень низкое энергопотребление. около 0,2-0,25мА. у 072 чуток поболее, но не на много... но это их единственный плюс. Остальное очень средненько, а уровень собственных шумов у 062 - в идеале - 42 nV/√Hz на опер - что реально дохрена, т.к. в двух микросхемах по сути 4 опера. добавим к этому по 18 nV/√Hz на входном и выходном каскаде от TL072 - и картина выглядит удручающей. Стал я шерстить в интернете оперы от AnalogDevices и TI - чтобы и шумов было до 5нв, и потребление в районе 1мА... Более-менее что нашел - OPA1662 от TI. Реально - по характеристикам очень хороша. Да, потребление конечно в 1,5мА на канал операционника - многовато, но что поделаешь. зато шумов - 3.3 nV/√Hz, да и другие характеристики - SlewRate, опция Rail-to-rail и прочее - порадовали. Назначение этого операционника - High-End аудио девайсы. Один минус - они существуют только в SMD корпусах, но спасибо китайцам за копеечные SMDtoDIP переходнички.
Итак. Выпаяли исходные TL062 и 072. задача оказалось не из простых - вокруг микросхемок очень плотный монтаж, и странный припой, походу безсвинцовый - плохо плавится и плохо отсасыватся оловоотсосом. Чтобы понимали - у меня нормальный паяльник цифровой, регулируемый, который паяет обычно все - а вот японский припой брал с трудом.
Заодно заменил подуставшие за почти 15 лет электролиты на новенькие, LOW-ESR от Nichicon (c увеличенным сроком службы в 5000 часов, в цепях питания преампа). После чего припаяв панельки (чтобы повторно не мучатся с выпаиванием микросхем, если чот пойдет не так) - вставил переходники с припаянными OPA1662. Подцепил питание, проверил напряжения в контрольных точках - вроде все ок.
Собрал в бас, воткнул кабель, добавил чувствительности на входе звуковой карты, и начал выкручивать громкость на гитаре... И ничего. Тишина полная. Ну думаю все...ппц, где-то чот напутал. Прикоснулся к струне - а звук то есть, оказывается! просто нету шипения. Никакого! в принципе!!! Звук остался в принципе тем же, только разве что он стал чуть более чистый и ровный. Но настолько незначительно - что если бы я не знал его так досконально - то вряд ли бы заметил (на репе никто не заметил в последствии, но заметили что бас перестал "шипеть").
Цена вложений - оперы - по 5 баксов штука на ebay. переходнички с SOIC8 на DIP8 - у меня были, но они стоят дешево - в районе трех баксов за 10 шт, три конденсатора Nichicon японских - по баксу за штуку вроде - т.к. тож были в наличии (серия S8). Т.е. по сути японцы решили сэкономить 20 баксов, и не сделать реально мега-преамп... эх, обидно
В общем - миниапгрейд состоялся. Очень доволен!!!
минус который вылез со временем - батарейка умирает за 3-4 месяца не самой плотной игры. а с ценами на Duracel - разорится можно ))) Купил аккум 9 вольтовый (стоит как 2 duracel-ки). Хватает на пару месяцев стабильно, потом просто ставлю заряжатся на ночь. Тож доволен. )