Знаете, меня реально задолбали обзоры на тему «свои деньги отрабатывает» с кучей восторженных эпитетов, и я решил написать о том как я всё-таки облажался.
Зайду издалека. Давно была у меня такая история.
Мы со своей старой группой решили записать демо. Ну то есть отстроить звук и сыграть всё вживую, как есть. И попросил я знакомого басиста дать мне свой бас на запись. Fender Precision, как сейчас помню. Ну в общем он приносит инструмент, я перед записью его беру и понимаю – это провал. Бас безладовый! Что делать? Надо играть. И знаете, ничего страшного. Оказалось, что играть на нём довольно-таки просто, и через полчасика я лихо управлялся с басом и даже какие-то безладовые фишки вполне изображал.
Было это лет 15 назад, и с тех пор я к теме безлада как-то возвращался пару раз. То на базе человек оставлял Телекастер бас 70-х годов с хамбакером, то приятель давал попробовать пятиструнный Warwick. Ощущения были приятственные, только звук приходилось подстраивать – прибирать низы и выпячивать верхнюю середину. А тут вроде подумал: «ну неплохо бы иметь в коллекции один инструмент, недорогой, так про запас». И мне как раз по случаю почти даром перепала вот эта Ямаха, тайваньского производства. Бас мне сразу понравился. Внешний вид такой интересный, вот эти вот рамочки вокруг звукоснимателей винтажные. Большой корпус из ольхи (внешне напоминающий Gibson Ripper) очень хорошо резонирует. На нём есть всё – вырез «по пузо», скос под руку. Палисандровый гриф тонкий, но довольно широкий, и показался мне достаточно плоским в сечении. Головка грифа массивная, но не перевешивает. Кстати, колки на ней не самые обычные - я вообще впервые видел такие огромнее посадочные места. Крутятся они, правда, слишком легко, так что бас нужно периодически подстаивать. Сами втулки колков несколько высоковаты над грифом, из-за чего не всегда они хорошо прижимают струны. Я выхожу из ситуации тем, что обрезаю струны не на пару витков, а оставляю побольше и наматывая с нижней части колка. Сама форма головки грифа округлая - как у старых басов Fender Toronado. Седло грифа закругленное, что в принципе обеспечивает хороший доступ к последним ладам на нижних струнах. Бридж да, не из дорогих, но я его поменял на имеющийся у меня бридж с загибом, такой в классическом ямаховском стиле.
Это всё о плюсах. Но были и минусы, причём огромные. А именно – включил бас, а он фонит как сволочь (хотя в рекламе заявляется, что применена шумоподавляющая схема преампа. Не знаю, может, прежний владелец что-то нахимичил.). Причём полбеды, если бы фон был только под правую руку. То есть фон пропадал бы, когда опускаешь руку на бридж. А ту нет. Делаю так – фонит, но по другому. И на грифе тоже фон, причём неслабый. В принципе, причину я сразу понял. Дешёвые пассивные синглы (причём оригинальные ямаховские: сплит-P больше, чем на Пресижне, а бриджевый а-ля джаз-басс значительно меньше) + активная схема + минимум экранировки. Схема – сам чёрт ногу сломит. Большие ручки – громкость и баланс датчиков. Три маленькие ручки – верха, низы и середина, причём какая-то странноватая – с отсечкой верхов. Фон пропадал, когда я убирал все верха, ну сами понимаете, что за звук получался. Бухтенье, и только.
В общем, пришёл я к выводу, что надо менять всю электронику и звучки. На замену нековому датчику подобрал хорошие DiMarzio, они и так по виду подходят, с полосочками. Бриджевый решил оставить. Можно было бы оставить и нековый, просто сделать бас пассивным, но, думаю, фон бы остался. Преамп, потенциометры, провода выкинул на… нахрен. Ручки изменили своё назначение. Всё стандартно – по громкости и тону на каждый звучок, а вместо одной из ручек поставил трёхпозиционный свитч. Долго ему искал оптимальное место, но в итоге он встал с краю, самое удобное положение оказалось. Ну и заэкранировал.
Что в итоге. Фон как класс не пропал, чуть-чуть есть на бриджевом звукоснимателе. Ну я думаю, это его родной фон, я на такие темы никогда не запаривался. Другое дело, что кардинального улучшения звука этого тайваньского баса не произошло. Да, он стал … не знаю, поблагородней, что ли. Правда, оптимальное решение – это играть или на бридже, или на неке. Вместе я бы не сказал, что это идеально – бриджевый звучок в смысле тона ощутимо перетягивает на себя одеяло, и звучит всё это не слишком сбалансировано. Может, и имела смысли моя первоначальная идея не ставить свитч, а сделать баланс двух датчиков. Но дело сделано, да и играю я, как правило, на одном из звучков. А баланс легко выставляется громкостями. Но в общем и целом приходится бороться с бухтением и выпячивать середину.
Плюс мастер, Серёга Кузнецов, чё-то там намутил с распайкой, ручки тона работают как общая громкость, причём обе. Это в положении, когда включены оба звучка, по отдельности всё нормально. И экранировка, непонятно из чего она сделана, да только осыпается.
В заключение я бы, конечно, отметил крайнее удобство этого инструмента для игры на нём пальцами. Я сам играю в основном медиатором, а тут как-то прям само получается. Ну и обозначение ладов на грифе с помощью насечек на накладке – конечно, может, и признак лоховатости басиста, но в практическом смысле штука удобная. Главное, зажимать струну практически на краю «лада», ну слушать, что там играешь.
В итоге, поэкспериментировав со струнами с оплёткой, я вернулся к плоским, фендеровским. Говорить о том, что типа «на свою цену…» и всё такое не буду. Были моменты почти отчаяния, когда я думал «продать его к чёртовой матери», а сейчас что-то разыгрался, вроде убедил себя, что всё нравится. Да и мне нужен бас, чтобы играть кое-где такие а-ля на виолончели пальцами штуки, то есть требуется глуховатый звук.
Добавил звуков. Спецом ничего не приукрашивая, просто через Orange Crush Pix записал на бытовой плеер Cowon J3.