До последнего не хотел спешить с обзором, хотел погонять бас чуть поболее, скопить материала и красивых фоточек, но в этот чудный уже осенний, холодный и пасмурный вечер, я решил что после почти месяца чуть ли не еженочных домашних музицированиях, нескольких репетиций, концерта и одной небольшой студийной сессии, я более-менее познакомился с инструментом и имею право его обозреть. хотя, в любом случае, обзор ещё будет дополняться как минимум фотками и примерами записи.
обзор решил разделить на три части: общая энциклопедическая инфа, покупка@доставка и собстно впечатления об использовании баса.
энциклопедическая инфа - потому что модель достаточно редкая, если не сказать экзотичная, от производителя с и без того интересной репутацией и историей, и мне хотелось об этом рассказать. как тут наверное знают все, репутация у старых американских инструментов пиви офигенно положительная, редко каким инструментам присваивают такое высокое соотношение цены/качества, говорят что это настоящие серьезные инструменты по цене новых корейских макетов, и вместе с тем популярность их не сопоставима ни с этими самыми новыми макетами, ни с другими дорогими брендовыми марками, играет на них довольно узкий круг лиц-ценителей. на западе этот круг значительно больше нашего, на толкбасе без труда можно найти ценителей моделей furry, foundation, dyna bass, T-40 (их особенно любят ценители винтажа, ставя чуть ли не в один ряд с рикенбакером), G-bass (модель с графитным грифом, "модулус для парней с не так много денег"), Millenium, Cirrus и других. ещё некую пикантность в эту историю вносит тот факт, что на сегодняшний день даже Cirrus, являвшийся на протяжении 15 лет флагманом марки, последний выпускавшийся в США бас, снят с производства, американские пиви окончательно ушли в историю, новый пиви - сугубо вьетнамец ценой до 500 баксов.
собстно модели Peavey TL-five и TL-six (пяти и шестиструнные соответственно) - именные модели человека по имени Тим Ландерс, который есть довольно заслуженный басист и продюсер. я о нём знать не знал, однако посмотрев в википедии огромный список его работ с кучей разных музыкантов как-то невольно проникся уважением. он также сотрудничал в разработке совместно с Майком Педуллой модели "Buzz / MVP".
существовало два поколения моделей TL-five и TL-six - первые выпускались с 89го года, вторые с 91-го и имели немного отличную друг от друга электронику, позже им на смену пришла модель Cirrus. TL, как и её потомок Cirrus, была топовой линейкой в модельном ряду фирмы.
чья-то коллекция с толкбаса
вопрос цены, как и у всякого старого американского пиви, интересен. цены на TL варьируются от 500-600 баксов (15-18тыр) с кейсом на толкбасе и ебее до 1100 баксов (35тыр) у наших чистых как слеза барыг, пятиструнные встречаются чаще и они дешевле, шестерки реже и в среднем дороже.
на толкбасе я видел пост, в котором хозяин шестёрки говорил, что покупал его в 89м году за 1500 баксов, я думаю что это вполне реальная его цена, учитывая спеки (о чем ниже).
мой бас обошелся мне в 27тыр с доставкой по рашке (при начальной цене в 32 как я понял тысячи)
подытожим
цена нового баса в 1989м году - 1500$
расброс цен на рынке сегодня - 500-1100$
цена покупки - 27000р.теперь
повод для покупки, муки выбора, покупка и доставка. там многобуков, так что лучше я спрячу их под спойлер, для тех кому не интересны эти интимные подробности.
как многие знают, я долгое время пускал слюни на циррус, но это была мечта типа "вот когда нибудь я куплю себе такой крутой бас", цели во что бы то ни стало завладеть вожделенным басом у меня не было. мой корейский дин меня полностью удовлетворял, я даже решился отдать его мастеру на замену ладов на офигенные прочные джамбо и другие доводки, не поскупился в итоге отдать 5 тыр, т.к. думал что буду спокойно играть на нём ещё как минимум год, потихоньку откладывая на циррус или, чем черт не шутит, на модулус квантум. но очень в скором времени после этих событий, во время форумских обменов семплами, некий
LoBassMan сказал мне, мол нефигово ты уже играть стал, не пора ли уже действительно серьезным инструментом обзавестись? я подумал - а, собтно, почему бы и нет? у меня есть кое-какая сумма на карточке, которой может хватить на кое-что хорошее, тем более что скопленные средства имеют свойство тратится на что-то "необходимое", потому отложив возможность купить бас сейчас, вернуться к ней я мог действительно через год. был понедельник 29-го июля, я потерял покой, кинулся по всем возможным барахолкам искать свою мечту, чуть было не обделался от радости найдя на толкбасе пятиструнный болченый циррус за 700 баксов, но на доставку моих средств могло не хватить, да и не факт что продавец рискнёт отсылать бас в россию, вообщем "на бонга надейся...", решил продолжить поиски. на ебее нашел тоже крайне соблазнительный черный TL-5 за крайне соблазнительные 600 баксов с кейсом, однако что-то меня в этой модели смущало - странные маленькие звучки и мензура 34" (я то к 35" привык, боялся что струны будут висеть как у последних бывавших в моих руках 34", и что звук будет не рояль и что си не будет долбить как надо, но от части я понимал что это предрассудки, ибо варвики все 34", и это не мешало им быть одним из эталонов звука в моём понимании). в то-же время я наткнулся в здешнем коммерсе на TL-6, который вылезал из моего бюджета (заявленная цена продавца - 900$/32тыр, продавец
DeFender, если что), и тоже был 34", в добавок я не грезил быть поливающим свипами и занимающимся прочими извращениями на верхотуре лютым технарём, потому шесть струн мне казались не совсем мне впору, да и объективно гемору с ними несколько больше - гриф шире, ассортимент струн меньше и они дороже и т.д. но, блин, он манил меня. я замечал его в коммерсе и раньше, и всякий раз он мне импонировал почему-то, но цена казалась великоватой, да и в любом случае покупать я его не собирался. внешне он однозначно нравился больше чем TL-5 - с широким грифом, большой головой 4+2, инкрустацией треугольниками, шашечками (вообще очень необычными для шестёрок) и здоровым бриджем он смотрелся гораздо брутальнее своего пятиструнного собрата.
сравните сами
бюджет мой был ограничен суммой 27тыр (это с учетом того что придётся капельку влезть в долги и затянуть пояс покрепче), и я решил - напишу продавцу, что готов забрать его за эту сумму, включая доставку, если его это не устроит - возьму пятёрку с кейсом на ебее по куда более вкусной цене. продавец быстро откликнулся, цена его устроила, при условии что доставка будет осуществлена транспортной компанией типа автотрейдинга, предупредил что с один из потов шелестит и что бас есть в убитом чехле, и что струны так-же мертвы, но к нему едет новый комплект, который он готов отдать просто так, если только я позабочусь о их доставке, но мне было влом с этим заморачиваться, тем более что струны были не моего калибра. вообщем мы быстро обо всем договорились (в течение вечера 31-го и утра 1-го), тут-же я перевел средства (благо переводы между картами сбербанка мгновенны и недороги), вечером же бас был сдан в автотрейдинг, чья работа очень порадовала - получив посылку на приём в белгороде вечером 1-го числа, 6-го числа она уже прибыла на мой районный склад, 7-го (в среду) я его забрал - с того момента как я определился с выбором и как я получил его на руки прошла ровно неделя - я такого не видел ещё, и трекинг работал хорошо. в добавок обрадовало то, что когда я пришел со своей бумажкой на склад, складской работник на погрузчике быстро исчез в дебрях склада и очень скоро привёз огромный деревянный ящик - такой ящик так просто не поднять, и уже тем более не поиграешь им в футбол, и это здорово, учитывая как с посылками любят обращаться кадумы из почты россии. в ящике уже лежала моя коробка с басом, всё упаковано на совесть. так что от сотрудничества с камрадом де.фендером я остался доволен.
а теперь наконец сам бас
Peavey TL-six
производство - фабрика Peavey Meridian, Mississippi, USA, 1989 год
гриф сквозной, огненный клён с полосами пурпурного сердца, пять кусков, усилен графитовым вставками
накладка - макассарский эбен
крылья - огненный клён
звукосниматели - типа пресижн, пассивные
преамп - 3х-полосный, с переключением актив/пассив
бридж - kahler 2460ну что, в первую очередь бас удивляет красотой - цвет он имеет зеленоватый, прозрачный, под прозрачным лаком видно клён с красивым рисунком, и то что он ВЕСЬ из него, даже гриф,
даже небо, даже аллах в руках ощущается как монолит, гладкий и вылизанный, лак приятный на ощупь, рука прекрасно по нему скользит. три куска клёна в грифе разделяют полосы пурпурного сердца - это тоже вещь приятная (и очень редкая). да, говорят что "гнилой" клён, как огненный или волнистый, слишком хрупкий для того чтобы идти на гриф. говорят... но этому басу почти 25 лет, гриф в полном порядке разумеется. да, он с полосами более плотного дерева и усиленный графитом, в любом случае с ним всё в порядке до сих пор - так что я не волнуюсь.
однако о том, что бас старый, говорит многое - много мелких вмятинок и царапинок, на краю бошки и на ребре корпуса сверху-сзади есть скол лака, золотое изначально покрытие фурнитуры теперь представляет из себя эдакий растик - местами облезшее и с черными точками, из картинки выбивается только один колок, которым видимо заменили один пришедший в негодность, он выглядит заметно новее остальной фурнитуры, однако работает так-же как остальные колки, и это уже радует. колки, тащемта, работают мягко и приятно. бас пришел с четыремя черными регуляторами и одним никелированным, все не родные, впрочем они мне нравятся куда больше родных, светлый колпачок я сразу заменил на черный. в целом это всё мелкие помарки и столь старому басу они не мешают, свиду ничего незаметно.
когда впервые берешь его в руки, возникает две мысли - "грлюбить гриф широкий!" и "грлюбить он тяжелый!" - весит он 5,5кг, гриф действительно широченный, я бы сказал достаточно тонкий, профиль плоский. я уже привык, играю спокойно, до 6й струны достаю даже при расколбасе, благо пальцы длинные. на ремне сидит надёжно, не перевешивает. после привыкания к ширине грифа (по началу пальцы левой мазали мимо нужных струн иногда) играться стало замечательно, ничего не задевает и не дребезжит, всё как надо, после приезда баса немного опустил струны, больше не трогал ничего. в мануале написано что радиус накладки 15", как по мне то весьма округло, хотя это мой первый шестиструн и я не могу судить объективно. не смотря на отсутствие пятки грифа, из-за рога под маленьким углом доступ к последним ладам не очень удобный. я не считаю это большим недостатком, т.к. если кто-то и полезет на 23/24й лады (на шестиструне то), то скорее правой рукой при теппинге. но всё-же на последующем циррусе рога куда более эргономичны в этом отношении.
как я выше говорил, звучки-шашечки на шестиструнах - большая редкость, некоторые даже говорят что шашечки плохо переваривают нижнюю си. говорят... но я такой проблемы не заметил, так что пофиг. не смотря на то, что я перерыл всё что смог найти о звукоснимателях пиви тех времен, я не нашел ничего конкретного о звучках этого баса. пусть это так и останется загадкой
вроде нормальные звучки, не знаю что особо сказать по ним.
я было хотел заглянуть в темброблок, но там на мея уставилась огромная зеленая плата с надписью "dyna bass" (очевидно, изначально этот пред разрабатывался для модели dyna bass, но в итоге перекочевал на многие другие модели, в том числе на TL первого поколения, TL второго поколения имеют другой предусилитель). что я могу сказать по преду - я не был фанатом активной электроники, и никогда не разделял восклицаний типа "трёхполосный эквалайзер этого баса позволяет получить любое звучание" - имхо бас звучит как он звучит, как звучит его деревяшка, и нахлобучив низов или убрав верха ты не получишь другой бас, тем более всё это можно сделать на усилителе, в который этот бас в любом случае будет воткнут, да и схема обработки сигнала там всяко будет совершеннее, чем на этой платке. вообщем такого мнения я и остался. эквалайзер есть, они позволяет вырезать и вваливать частоты до абсурда, и я не вижу смысла его трогать, бас звучит так как он звучит, когда всё в нейтральном положении, в крайнем случае я могу подкрутить что-то малость на нормальном преде (в усилке или отдельном приборе) и забыть до конца репетиции/концерта о нём. да и вообще в пассивном режиме звук жирнее и сочнее, в активном режиме немного подрезается середина и будто прибавляется презенса. однако есть в нём некая польза - если использовать говёные шнуры или втыкаться прямо в пульт, звук в пассивном режиме может быть слишком вялым, а вот в активном вполне себе ничего. хотя покупать такой бас, чтобы говёными шнурами втыкать его прямо в пульт - это что-то из разряда леворучки, а у меня для втыкания во что либо есть замечательный пред АМТ БЦ1, с пассивным режимом он работает отлично, а с активным почему-то конфликтует - уровень сразу падает и звук превращается во что-то несуразное с поджатой серединой. но есть встроенный пред - и ладно, на всякий случай, да и на студии в этот раз я решил записаться с его помощи, благо артефактов вроде фона он не имеет, если не выкручивать на нём верха до абсурда.
бридж тут, как и многие другие калеры, интересен и имеет кое-какие фишки, однако с этим связаны определенные неудобства. плюсы - быстрая смена струн, но это обычное вообщем-то нынче дело. расстояние между струнами как угодно регулируется, штуки вроде ибанезовских монорельсов с сёдлами ходят по канавкам массивного основания (оно сидит в выпиленной для него нише, типа как у варвиков) во всех направлениях (влево-право - регулируем расстояние, вперед-назад - мензуру)и фиксируются двумя винтиками каждое. сёдла струн представляют собой что-то типа винтов, которые вкручиваются в "рельсы", высота струн так и регулируется - если нужна высота меньше, седло выкручивается глубже. и всё это прикольно и оригинально, но с натянутыми струнами ничего регулировать невозможно, чтобы поправить мензуру - спускай до соплей струны, чтобы не давили на бридж, ослабляй болтики и двигай "рельсу" руками на глаз. чтобы изменить высоту струны, ослабляй струну, оттягивай её над седлом, и крути его, шаг - оборот седла, это обуславливается его формой. хорошо хоть вся эта хренотень - достаточно редкий процесс.
сам звук:
бас пришел с ржавыми струнами, будто их не меняли уже года полтора
и звучали они соответственно. я сперва даже испугался, ибо дин со старыми форте звучал куда живее, это же было немногим лучше описываемого мной ранее фендера. но струны я сменил на свежие форте, и бас ожил, хотя я всё равно принял его с некоторой опаской - звучал он совсем иначе чем мой дин, с какой-то характерной гнусавостью (наверное характерной сквознякам), не так жестко и агрессивно, с атакой куда более плавной, особенно это касалось пятой струны - она не добила так резко, как я к этому привык. однако всё-же звук приятен и богат, дешевые вёсла не звучат так. немного погодя я привык к этому звуку, и меньшая резкость перестала меня смущать, с моей техникой я мог получать цепкий пинок достаточной для меня мощности, позже играл уже как ни в чем не бывало. чтобы сравнить оба баса, я и на дин поставил свежий комплект, и после привыкания к пиви я даже офигел немного - да, он долбит сильнее, но звук заметно более пустой, не такой певучий, не менее звонкий, но менее яркий. если в плане рубилова на пятой струне он ещё мог потягаться за счет этой свой резкости, всё что касается полноты звучания нот, будь то слэп, теппинг или ещё что - это разные уровни. и когда поднимаешься выше по грифу, ноты становятся всё тусклее, у пиви же высокие позиции - это мёд, аккорды очень яркие, обертона громки и долго затухают, улюлюкать можно бесконечно, тем более что есть куда - шестиструн всё таки. теппинг тоже радует куда более. но я всё-же не джазмен, мне в первую очередь нужно валить мясо, и оно у него есть. на первой репе я ещё сам не мог понять, лучше он или нет, а товарищи уже делали физиономии типа not bad, ибо мяса таки больше. зубов не так много, но сидит лучше, и если дин на открытой пятой струне рычит здорово, то чем дальше по грифу, на четвертом ладу например, как-то проседает, уже не тот напор. пиви в этом отношении куда увереннее. на более толстых струнах будет ещё лучше, я думаю. эти я брал для 35", а на 34" всё-же не тот натяг.
а ещё он приятнее сидит в руках по сравнению с корейцем.
вообщем это то что почти за месяц скопилось. не ожидал столько букв выдать, но старался описать всё подробно.
фото моего мопеда, пока он был не мой.
уже мой, с черной крутилкой, на говёную камеру смартфона
а так-же мануалы для первого и второго поколения
http://www.peavey.com/media/pdf/manuals/80301099.pdfhttp://www.peavey.com/media/pdf/manuals/80301508.pdfслава героям, кто осилил до конца.