С колками следущее-во первых один настраивается рывками из-за чего очень часто не попадаю в нужную тональность(крутишь крутишь, никаково эффекта, а потом бац-и чуть ли не на тон сразу, еще с хрустом таким как будто струна рвется)а во вторых минимум 2 из них не слишком устойчивы к мощным и частым бендам. Вернее наверное просто на 2ю и 3ю струну(на 3й как раз тот рваный)приходится больше всего бендов... В итоге я ее регулярно подстраиваю. Так вот 3я струна самая проблемная в итоге, я даже чтобы слега снизить звук, если случился "перелет" изза колка, просто беру пару бендов и звук падает... И настраиваю заново ее. Потом вроде держится некоторое время. Но на следующий день опять такая история. В общем отстраиваю я ее чаще чем хотелось бы. Особенно это бросается на фоне Корта, который в этом плане надежен как АК-всегда в "боевом" настроении. Хотя гитарка вдвое дешевле.
"Тугость" хода колков (даже дешевых ди-кастовых) часто регулируется винтом в торце "крутилки" колка. Если присмотреться, то на оси колка имеется белая фторопластовая втулка, которая при большем зажатии создает большее сопротивление вращению.
Описываемая проблема с резким изменением настройки со скрежетом струны к колкам вообще не имеет отношения. Струна закусывается в верхнем в порожке, чему способствуют "наклонные" прорези всех гибсонов и их близких родственников-эпифонов. Лечится аккуратной смазкой прорезей порожка графитной смазкой. Как именно - хорошо описано в статье Холстинина "Укрощение стратокастера" - гитары разные - физические принципы, болячки и способы лечения одинаковые.
Кроме того, как я неоднократно слышал от гитарных мастеров, сами по себе колки, даже совсем слабые, к стабильности строя отношения не имеют. Ну, кроме каких-то совсем вопиющих и/или гипотетических случаев. Гораздо большее влияние оказывает способ и аккуратность намотки струн и количество витков на них, т.к. именно "моток" струн создает трение на оси колка и является дополнительной "пружиной", не дающей ему "протащить" струну сквозь порожек, в котором она "закушена".
Стоит читнуть интернет, лучше англоязычный, и освоить способы вязки замковых узлов на колках, научиться правильно определять длину толстых струн при намотке на колок, уделить внимание прорезям порожка и отрегулировать ход колков, если конструкция это предусматривает.
И строй даже на эпифоне будет держаться неделями и уходить -+ на чуть-чуть сразу на всех струнах только из-за резкого изменения влажности или длительном перерыве в игре. Не держащая строй гитара - косяк гитариста и незнание им матчсти.
И еще при смене струн при настройке надо довольно сильно оттягивать струну в поперечной плоскости к накладке грифа на манер тетивы лука. Сокращает время мучительной подстройки гитары с пары часов до нескольких минут. Настроили по тюнеру --> струны по одной пооттягивали --> вернули съехавший строй на полтона обратно и так далее, пока он не станет стабильным. Поиграли минут 15-30 - финальная подстройка уже на чуть растянувшихся и обмякших струнах по тюнеру, на слух я обычно в этот момент уход строя уже не слышу.
Почерпнуто из очень полезного видео Томми Эммануэля "Guitar Talk"