akl, У любого усилителя есть амплитудно-частотная характеристика. У идеального услилителя для звковоспроизведения она равномерная, а у инструментальных, в частности, гитарных усилителей на ней есть всячекие холмы и впадины. И при различном уровне искажений характеристики у разных усилителей разные — холмы могут становиться выше или ниже, впадины мельче или глубже, и сдвигаться они могут по горизонтальной оси частот — этим и отличаются фирменные звуки всяких там маршалов от всяких там… (нужне вписать). Различаются они в силу разных схемных решений, а при одном и том же схемном решении — из-за номиналов некоторых деталей.
Овердрайв, кранч, дистршн — это всё красивые слова, то есть лирика. С точки зрения физики всё это нелинейные искажения разной степени (измеряется в процентах). Компрессия (сферичческая в вакууме) с этой точки зрения физики это выравниевание амлитуды сигнала без нелинейных искажений.
«Мягкий певучий звук с большой компрессией и кучей гейна» — это сильно компрессированный сигнал, обогащённый первыми чётными гармониками, и с сильно подавленными (или отсутсвующими) чётными гаромниками более выскоих порядков и всех или большей части нечётных. Все буквы понятны? Полупроводниковые аппаратные и программные решения этой задачи бывают довольно хитроумны, а в лампе оно происходит само собой при самызх простых схемных решениях в силу природы явлений, за счёт которых происходит усиление сигнала в лампе.
И металзону можно в оконечник втыкать, если тебе нужен именно такой звук. Нужен другой звук — втыкай другое, или в другое, или другое в другое.