Как получать удовольствие от игры на электрогитаре в тесной квартире/со злыми соседями/с маленьким ребенком в соседней комнате.
Ты играешь на электрогитаре, как Слэш, только лучше, знаешь, что лампа – это труЪ и что стоит жить не ради бриза у берега Тихого океана, а ради ветра, создаваемого кабом 4x12 в порыве ярости ☺. И тут, внезапно, жизнь ставит тебя в позы, в которых громко играть ну никак нет возможности. «А если тихо – значит кранты звуку», скажешь ты. Правда это или нет - решать тебе, но вот несколько путей решения этого вопроса будут изложены в этой ветке. Ведь с обзорными статьями делать выбор всегда проще.
надеюсь на помощь и опыт других форумчан для допиливания этого опуса.
Итак, разберемся, как же можно получать звук гитары дома и не очень:
Совсем классический способ: гитара – педали – ламповый усилитель – кабинет. То есть теплый аналог. Есть решения для дома и в этом секторе.
Достаточно популярный способ: гитара – гитарный процессор – наушники/колоночки. То есть применение специализированых решений для обработки гитарного сигнала.
Гитара – гитарный аудиоинтерфейс – компьютер/iPadоподобный планшет. Примение тех устройств, что есть под рукой с минимальными вложениями для получения результата.
Гитара – гитарный преамп – а дальше какая-нибудь цифра. Способ, совмещающий и аналог и цифру.
1. Ламповый усилитель с педалями и кабинет без педалей дома
Итак, первый способ… Среди гитарплееров разной степени пуризма считается наиболее труЪ, с чем никто и не спорит. Но при использовании этого способа дома можно столкнуться с несколькими моментами, а именно: для получения определенного звука и его характеристик потребуется «раскачать» ламповый мощник. Скажем для получения слегка подгруженного чистого или для получения вкусного кранча. Для получения злых митольных риффов перегруз лампового оконечника не является необходимой данностью, а где-то даже может и вредить. Но, тем не менее, если выкручивать даже 5 ваттный ламповый усилитель в максимум дома, то громкость, вызывающая гнев соседей и полицию будет обеспечена.
Опять же, для того, что бы получить тот самый звук, необходимо раскачать еще и динамик. И вот если еще можно обмануть систему с мощником, то динамик либо работает, либо еле дрожит и так же звучит. То есть тут от громкости особо никуда не денешься.
Следует сразу заметить, что бескомпромиссное по качеству звучания и ощущений решение дома невозможно.
Но кое-что предпринять все же возможно.
Для начала, далеко не для всякого звука необходимо раскачивать ламповый усилитель и кабинет. И вас может устроить звучание на громкости телевизора или ниже. Лишь бы была мастер-громкость на вашем ламповом аппарате.
Плюсы: не паришься и играешь
Минусы: раскачать мощник и динамик можно только когда ты никому не мешаешь.
виды комбиков
Виды гитарных комбо усилителей 2. Аттенюаторы к усилителю
Другим решением для получения звука раскачанного мощника являются аттенюаторы – устройства, с помощью которых можно уменьшить уровень сигнала в разрыве «усилитель-кабинет». Минусом данного метода является то, что недорогие модели жрут звук (пользователи замечают некоторую вялость в звуке после не очень качественного аттенюатора и завал верхов), а цена дорогих устройств не всегда приемлема для домашнего гитареро. И, к тому же, этот способ не решает проблему раскачки динамика.
Плюсы: с помощью такой коробочки можно нагрузить лампы мощника и при этом динамик будет играть шепотом.
Минусы: дополнительное звено в цепи (еще и если сделано, как элементарный резистор) поджирает звук. Кабинет, чаще всего, все равно нужен.
3. Аттенюаторы с кабсимом
У некоторых моделей аттенюаторов существует кабинетэмулированые выходы. Это когда сигнал обрабатывается фильтрами и становится похож по звучанию на то, что мы бы получили с гитарного кабинета, снятого микрофоном и отданного в линию. Качество такого решения, на мой взгляд проигрывает импульсам, но тем не менее, это одно из решений проблемы тихой игры дома. Выводить этот кабинетэмулированый сигнал можно и через наушники/мониторы. (рекомендации по мониторам и наушникам можно почитать в конце статьи, как бонус). Таким образом, вы теряете в живости звука (все ж 12 дюймовый лопух воздух в комнате не качает) но получаете «тот самый тон». Вообще, такой способ может подойти для домашней записи (хоть он и не лучший, по моему мнению) или для безпроблемного использования своего лампового аппарата на сцене без кабинетов-микрофонов-подзвучек-дураковзвукарей.
Плюсы: и мощник нагрузим и нет заморок с микрофоном и динамиком. Самая пуристская схема для тихой игры. Никакой цифры. Только аналог – только хардкор.
Минусы: спорное качество спикерсимуляции в таких устройствах, но этот способ имеет массу поклонников, в том числе и среди очень известных музыкантов.
4. Аттенюаторы/лоадбоксы + импульсы
Конечно, если у лоадбокса/аттенюатора есть простой линейный выход, то можно подать этот сигнал на компьютер и навесить на него импульсы, от чего выиграет звук. Но что при этом проиграет, смотрите в разделе «предусилитель + импульсы», с поправкой на то, что мощник эмулировать не нужно. Для дома - прекрасный вариант, ибо недорого.
Как один из примеров: не так давно на рынке появилось устройство, которое претендует на бескомпромиссное решение (если, конечно не брать в расчет компромисс с громкостью и отсутствием ветра в лицо). Это устройство - Torpedo Live. Цифровой лоадбокс (нагрузка для лампового усилителя, вместо динамика) с кабинетэмуляцией на основе технологии Impulse Response (в народе – импульсы). Этот прибор позволяет подключить ваш любимый ламповый усилитель к нему, получать ту самую живую динамику и раскачку всех цепей, как вашей душе угодно и после накладывать импульсы (слепки) различных гитарных кабинетов и выдавать вполне себе отличный результат. Куча настроек, гибкость и отсутствия запар в духе «сигнал формирует цифра», не труЪ.
Плюсы: отличная универсальность, возможность играть через любимый усилитель, как душа пожелает и неограниченный выбор гитарных кабинетов в виде импульсов.
Минусы: все же кабсим цифровой. Хотя, как по мне, это уже придирки пуристов. Высокая цена этого решения, сопоставимая с ценой хорошего усилителя.
В пункте "4. Аттенюаторы/лоадбоксы + импульсы" кроме известного Torpedo Live есть и другие лоадбоксы. Например, в этой теме: https://guitarplayer.ru/index.php?topic=257962.30. Тогда и появляется возможность использовать импульсы с ПК. А если еще и воспользоваться возможностями, которые дает нам звуковая карта как в теме https://guitarplayer.ru/index.php?topic=251887.0, то мы получаем практически безграничные возможности.
Плюсы: отличная универсальность, возможность играть через любимый усилитель, как душа пожелает и неограниченный выбор гитарных кабинетов в виде импульсов, низкая цена.
Минусы: нет.
5. Мелковыттные бошечки
Теперь поговорим о домашних мелковатных головах. Так вот: даже пять ват для дома даже при кабинете 1x12 будет очень громко. Поэтому уповать на то, что это решение способно дать тот самый звук дома все же не следует. Да и то, что этому усилителю все равно нужно будет пнуть динамик в рабочий режим (что тоже громко), никто не отменял. Плюс надо заметить, что даже если preamp часть таких усилителей выполнена по тем же схемам, что и в их взрослых коллегах, то оконечник все же тоже не располагает к получению «того самого» звука. Маленькие трансформаторы и маленькие лампы зачастую делают и звук таким же маленьким. Поэтому, по большому счету, если на усилителе есть мастер-громкость, то на ватты можно сильно не смотреть. В полностью выкрученном состоянии и 1 лампового ватта в небольшой комнате окружающим хватит с головой. Да, одноватный оконечный усилитель раскачать проще, чем 100 ваттную дуру, но не в сто раз, а раз так в пять. То есть разница между 20 ваттами и 1 ваттом заметна еще меньше. В принципе, если не стоит задача получить звук большого усилителя с помощью такой замены, то для дома это отличное решение. Ну и на последок, даже мелоковатные головы не решают проблему тихой игры. В некоторых моделях наличествуют встроенные аттенюаторы, но вряд ли их качество является высоким.
Плюсы таких усилителей: как правило, небольшие размеры и не очень высокая цена.
Минусы: функционал может быть бедным или просто небогатым в своей массе, звук все же уступает звуку старших собратьев.
Мой обзор домашнего мелковатника Engl E606 Ironball
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=288304.msg6834951#msg6834951универсальная ламповая маловаттка
Ламповая голова Egnater Tweaker 155.1 Отличное недорогое решение для дома - Yamaha THR. Спасибо товарищу
ExtremisT.
Написал про Yamaha THR:
Пару лет назад фирма Ямаха выпустила свой микро-комбик для домашнего музицирования под кодовым названием THR. Казалось бы, что в этом такого, ведь и до этого существовали девайсы аналогичного форм-фактора и назначения, на ум сразу приходит легендарный Roland Microcube или его "коллега по цеху" Vox DA5. Всё дело в подходе дотошных японцев - свой продукт они "вылизали" практически до идеала. Начиная от внешнего вида, продолжая функциональностью и заканчивая самым главным - звуком.
Пройдёмся по порядку.
1. Внешний вид - выглядит этот малыш очень стильно, особенно в сравнении с конкурентами. С одной стороны, во внешнем виде сквозит ретро, но в то же время, он отлично вписывается и в интерьер современного жилища гитариста. Верхняя крышка из стали с порошковой покраской, есть подсветка, имитирующая тёплый ламповый свет - можно использовать в качестве ночника
Очень компактный и лёгкий, особенно "младший брат" THR5.
2. Функционал. Комбиков THR выпущено несколько модификаций, флагманский продукт - THR10 - существует в трёх вариациях: универсальный THR10, заточенный под тяжёлые стили THR10x и для любителей чего полегче - THR10c. Каждый из них предлагает эмуляцию 5 моделей электрогитарных усилителей (у каждой модификации свой набор), а также модели для подключения баса, электро-акустики и режим FLAT без эмуляции. Имеется встроенный тюнер, 5 кнопок для быстрого доступа к сохранённым пресетам, линейный вход (можно подключить mp3-плеер/телефон и слушать музыку или играть под минус) и выход на наушники (его можно также использовать для подключения "в линию"). Также присутствуют стандартные крутилки для настройки звука и эффекты - ревер, дилей, вибрато, хорус, фэйзер и фленжер. Но и это еще не всё (с) магазин на диване. Усилитель THR можно подключить к компьютеру и рулить звук с него через поставляемую оболочку THR Editor. И напоследок еще одна очень важная особенность - THR обладает функциональностью USB-аудиоинтерфейса неплохого качества, позволяя писать в стерео как обработанный сигнал, так и DI для последующего реампинга, работает через ASIO. При этом с усилителя можно осуществлять мониторинг в реальном времени без задержки.
Работает как от сети через блок питания, так и от батареек.
3. Вот и добрались до самого главного - звука. Тут инженеры из Ямахи постарались на славу. По сравнению с конкурентами, звучит сей малыш очень внушительно, и, что самое главное, адекватно реагирует на звукоизвлечение практически как настоящий взрослый усилитель даже на небольшой громкости. И, если после получаса игры через процессор (какой-нибудь POD) звук надоедает своей "пластмассовостью" и "ненастоящестью", то с THR такого эффекта нет, хочется играть и играть дальше, пока есть силы и время
. Особенно мне нравится игра под минус - звук при этом практически как на записи. Естественно, при наличии хорошего инструмента. Также хочется отметить прекрасное качество встроенных эффектов - ревер, дилей и все остальные хорусы и их производные звучат просто отменно. Кроме этого из эффектов есть нойз-гейт и компрессор, но доступ к их настройке даётся только при использовании THR Editor.
Естественно, за всё надо платить, и микро-комбик от Ямахи стоит значительно дороже своих конкурентов, но, на мой взгляд, цена его полностью оправдана, и горечь от расставания с четырьмя сотнями американских долларов с лихвой компенсируется удовольствием от музицирования. Лично я ни капли не пожалел, купив сей усилитель, и играть после этого стал намного больше и, соответственно, лучше
Перепробовав много всего за время своего увлечения электрогитарой, могу со всей ответственностью заявить - для домашнего музицирования и записи что-то лучшее найти будет сложно, это отличный маленький комбайн "всё-в-одном", без кучи педалей, проводов и громоздких ящиков-кабинетов-голов - включил и уже играешь
А если у вас маленький ребёнок/злые соседи/сердитая жена и т. п., то Yamaha THR точно для вас.
Итого:
- плюсы: маленький размер, отличный звук на маленькой громкости, встроенный USB-аудиоинтерфейс, все необходимые эффекты в одной коробке - для полноценного музицирования нужны только гитара и провод;
- минусы: всё-таки проигрывает по звуку раскочегаренной лампе, цена на первый взгляд может показаться завышенной.
та самая ямашка
Обзор усилителя Yamaha THR5
6. Гитара + процессорррр!!!
Теперь поговорим о гитарах и процессорах. Процессор – это такое устройство, которое может подражать звуку разных усилителей, а так же имеет на борту набор различных эффектов для украшения вашего тона. Так вот, игра через процессор – это одна из самых холиварных тем на гитарных форумах . Итак, мифы/мнения, связанные с гитарными процессорами:
Следует начать с того, что к процессору не нужно относится, как к коробке, которая даст вам тон вон того винтажного Marshall. Если вам нужен тон этого усилителя – идите и купите его. А процессор даст вам лишь этот тон в каком-то приближении. Степень приближения зависит от класса прибора.
Далее, процессор неизмеримо более сложная в настройке штука, чем усилитель, поэтому удобоваримый звук с ним получить тоже сложнее. Хотя и тут класс устройства играет свою роль. Считайте, что вы платите за тихую игру своим временем на настройку. Почти из любого современного процессора можно получить результат от среднего. Все упирается в ваше умение и терпение. По своим наблюдениям, замечу, что большинство процессоров подводит слабая секция эмуляции гитарных кабинетов. Именно оттуда летят тонны песка или совсем непонятные звуки, именно эта секция дает ненужную пластмассу и неестественность тона. Ведь по опыту многих гитаристов, подключавших свои процессоры в живые кабинеты, звук становится куда лучше. Но это тема не данного F.A.Q. (это, по моему, тоже огромный пласт – настройка процессоров в лампу).
Так же эти устройства часто обвиняют в том, что они способствуют растлению молодых гитаристов отсутствием динамики и портят звукоизвлечение. Динамика - это когда слегка ударяешь по струне и получаешь чистый гитарный тон, а при жестком высекании он уходит в перегруз, при этом настройки усиления остаются те же. Так вот у всех современных приборов с динамикой все более-менее в порядке и звукоизвлечение от такой игры пострадать не должно. Другой вопрос, что динамика, как и тон, повторена в первом приближении, а может и вовсе не меняться со сменой модели усилителя в процессоре. То есть вы используете звук JCM800, а после чего включили звук какого нибудь Vibroking. Понятно, что эти усилителя ведут себя совершенно по разному в своих реакциях, но вот процессор может, как плохой актер, эту реакцию не учесть и вы получите изменившийся характер звука, но ту же динамику на всех моделях усилителй в приборе. Но даже в народном Pod HD производитель старается учесть максимум нюансов в своих алгоритмах моделирования. В топовых приборах с динамикой все прекрасно, плюс есть инструменты для ее подстройки.
Теперь о категриях приборов: тут все просто – есть ZOOM, BOSS, Line6, Digitech. Уровень по большому счету, сопоставим у этих брендов, разве что у пользователей формируются свои предпочтения. Из того, что сейчас есть, Line6 чаще других обновляет линейку и выпускает прошивки. Звук, в основном, ориентирован на современные стили, хотя есть все для игры джазика, если вам так в голову взбрело. Единственное, что подводит ПОДы – это ужасная эмуляция кабинетов. Эквалайзер (очень странный, к слову, в нем о герцах и децибелах не слышали, все в абстрактных величинах ☺ ) может стать вам лучшим другом и соратником. В интернете есть масса информации по работе с этими процессорами, не заблудитесь. В целом, при грамотной настройке в миксе POD может себя показать крайне достойно даже вместе с ламповыми приборами. Кстати, 500-ый POD по совместительству имеет тот же набор эффектов, что и Line6 M13 – уважаемый профессионалами эффект-процессор. Поэтому если вам нужно выступать и нравится его звук – то это более чем неплохой выбор за свои деньги.
Видеопримеры:
line6 POD. 500й POD
Line 6 POD HD500 для самых маленьких7. Аксы/Кемперы/Хеликсы/АХ8
Особняком стоят две компании: FractalAudio (Axe FX) и Kemper. Звучание этих приборов намного более достоверное, но и цена так же намного более высокая. Данные герои используют разные подходы к генерации и обработке звука. Акс – чистой воды моделер, как и остальные участники рынка, но моделер более достоверный, более мощный и гибкий. Глубина проработки процессов и управления ими практически безгранична. Можно, например, подстроить резонансы по резистивности и индуктивности динамика в модели усилителя. Или «перемотать» выходной трансформатор. Плюс Акс имеет самую большую коллекцию усилителей среди моделеров (Kemper, не в счет, он не моделер
). В нем есть буквально все – и хайгейнеры (их много) и классика и современные бутиковые усилители. Так же в этом процессоре реализована самая прогрессивная (на июнь 2014) кабинетэмуляция в железном исполнении. И конечно эффекты. Признано, что эффекты в AxeFx по уровню сопоставимы с Eventide и набор их позволяет реализовывать любые смелые задумки (есть и секвенсор, и вокодер и мультиполосный компрессор, не говоря о традиционных эффектах).
Про Kemper могу лишь сказать, что там реализован совершенно другой подход клонирования гитарных усилителей. Прибор не крутил, так что тут молчу. Но Kemper слабее по эффектам, но в чистом тоне многим очень нравится, плюс он дешевле Фрактала.
Для себя я выбор между двумя этими приборами охарактеризовал так: если ты рядом с классной студией, где есть парк крутых голов и кабинетов – хватай Kemper, ибо иначе будешь просеивать тонны профилей в поиске приглянувшегося звука. Ручек там не очень много, поэтому крутить его проще, чем тот же Акс. Если же тебе ручки все же нравятся и ты хочешь иметь тотальный контроль над звуком, тогда твой выбор – AxeFX. Пусть ты не сможешь получить с ним звук «вон того» усилителя, но зато все остальное зашито в этом черном ящике.
Многие ругают эти приборы за то, что стоят они очень дорого, но не могут передать всей прелести игры в ламповый стек. Но очень немногие из этих многих имели следующий опыт игры: вы находитесь в комнате со студийными мониторами, усилителем и гитарой. Гитарный кабинет и микрофон находятся в изолированном акустически помещении и вам не слышны, а слышен лишь звук с микрофона в мониторах. Два эти пробора созданы для того, что бы отдать именно такой звук вам в линию/наушники, а никак не дать ощущения полного стека в метре от вас.
Так же часто задают вопрос: стоят ли эти устройства своих денег. Ответ: и да и нет. Если вы профессионал или обеспеченный диванщик – то почему бы и нет. На снегоходы и мотоциклы ж тратим? Если же финансы ограничены, то лучше посмотреть в сторону других решений, ведь нормальная повседневная жизнь куда важнее коробки с эффектами, а хороший звук можно накрутить и на ПОДе, пусть и не за 20 минут, как на Аксе и не такими тривиальными способами, но все же.
В 2016 году Line6 и FractalAudio выпустили два "напольника" из этой же лиги. Но, если с AX8 вопросов не возникло, ибо это тот же AxeFX II по алгоритмам, но урезанный по вычислительной мощности, то к Хеликсу комьюнити еще присматривается. Из плюсов AX8 - алгоритмы моделирования усилителей и эффектов от FractalAudio, более "добрый" интерфейс, чем у Акса и удобный форм-фактор. Но, у Хеликса в этом плане все еще лучше - отличный контроллер, много плюшек по редактированию ногами, кнопки, чувствительные к касанию и гигантский цветной LCD. По возможностям коммутации и по удобству использования Хеликс - безусловный лидер на данный момент. По качеству звучания снобы все ж не ставят его в один ряд с Кемпером и Аксом, но, как по мне - это отличный прибор за свои деньги (если покупать не в России). И звук подтянули и редактировать удобно, и импульсы грузит. Если кто напишет заметки по этим напольникам - плюс в карму не только на форуме
7.1 Заметка по Кемперу, написанная камрадом
Огни Святого Эльма
Хоть рядовые пользователи и ставят кемпер в один ряд с другими топовыми процессорами, сам же
производитель не спешит причислять свою разработку к данной категории — в любом официальном
пресс-релизе, на сайте и форуме прибор называют профилирующим усилителем, что полностью
отражает всю суть железки.
Основной фишкой прибора является способность «похищать души усилителей» - делать точный (по
заявлениям — до 95% соответствия) слепок одного конкретного настроенного звука усилителя.
Позиционирование производителем прибора в качестве профилирующего гитарного усилителя
вселяет надежду в ряд пользователей, что звук, выдаваемый кемпером, будет действительно ближе
к реальности, чем у конкурентов, чьи алгоритмы представляют из себя сложное моделирование
известных усилителей и эффектов.
Основная задача, заложенная производителем в девайс — взять с собой свой студийный звук куда
угодно в виде небольшого рекового прибора или «тостера», в зависимости от модели. Малый вес
и стандартная для таких приборов фишка в лице организованного бесплатного обменника
профилями подарили хорошую возможность получить звук редких или дорогих усилителей и совсем
далеким от сцены людям.
Главное отличие в работе с кемпером заключается именно в профилях - вместо кручения
разнообразных настроек, пользователь кемпера перебирает профиль за профилем в поисках
идеального и чуть доводит под себя органами управления. Распространено мнение, что профиль
должен звучать «из коробки», а его твикинг только добавляет цифовых артефактов. Чем больше
изменений, тем больше «цифры» лезет наружу — так говорят.
Как уже было сказано, существует официальный бесплатный обменник с самыми разнообразными
профилями, созданными пользователями кемпера. Но если и этого мало или ни один из бесплатных
профилей не оказался полезен — существует ряд студий, выпускающих платные паки профилей. Есть
из чего выбрать и есть где запутаться.
Профилировать, кстати, можно не только гитарные усилители — в обменнике легко встречаются
профили и басовых усилителей, и профили предусилителей, и профили усилителей без кабинета,
и профили целых ригов, что, безусловно, развязывает музыканту руки и увеличивает количество
вариантов подключения и использования аппарата. Так же есть возможность отключения
звукообразующих секций профиля, но есть мнение, что алгоритм аппарата в этом плане несовершенен
и резульат по качеству будет уступать, чем отдельно взятый профиль усилителя без каба и отдельно
взятый импульс.
Целевая аудитория кемпера — студии, домашние студии и активно концертирующие музыканты.
Первые скорее всего будут использовать девайс как вспомогательный инструмент, когда нужно
сделать бекап звука, а потом в срочном порядке дозаписать или переписать кусочек; вторые —
сделают прибор основным источником гитарного звука, третьи будут брать свой студийный саунд
на сцену любого города.
Звучание профайлера максимально приближено к звуку, снятому микрофоном с кабинета живого
усилителя, передает близкую к реальной динамику и отдачу во время игры — все зависит от
используемых профилей, качество которых, правда, сильно варьируется.
Нужно всегда помнить, что звучание аппарата, с которого снимали профиль, было отстроено под
какой-то конкретный инструмент, поэтому абсолютно естественно, что один и тот же профиль
может удовлетворять одного музыканта и вызывать недоумение у другого; все так же, как в жизни,
сменил гитару — подстроил звук, что с кемпером не всегда выполнимо.
Тем не менее, профайлер, широко шагая, набирает популярность у своей аудитории — все чаще
кемпер можно заметить в арсенале звезд как западных, так и отечественных, как в студиях, так и в
туровом оборудовании. Как грибы растет количество дельцов, предлагающих за не самую высокую
плату услуги реампинга.
Безусловно, кемпер внимания достоин.
Плюсы: Кемпер может хранить в себе до 1000 разных профилей, позволяет делать реампинг,
играть и записываться на любой громкости, имеет внушительный набор довольно убедительных
эффектов на борту, позволяет попробовать на вкус как известные, так и самые неуловимые усилители
в мире и, наконец, великолепно звучит.
Минусы: Дорогостоящий прибор, не может работать как звуковая карта, реампинг осуществим
только по S/PDIF, необходимость выбирать звук из представленных, если нет своего лампового
аппарата, большой разброс по качеству звучания профилей — справедливо как для платных, так и
для бесплатных. Практически вынуждает приобретать хороший аудиоинтерфейс и мониторы. Для
простого домашнего музицирования скорее будет излишеством.
8. Немного про мониторы/колонки/наушники
Так вот, какой бы процессор вы не выбрали, его все равно куда-то нужно подключить. И тут есть несколько вариантов: наушники/линия, использование в петле усилителя, использование метода 4-х кабелей. Вариант с наушниками – самый безобидный для окружающих вариант и прекрасно подходит для всех условий. Если же хочется поиграть чуть громче, то ваш выбор – мультимедийные колонки/студийные мониторы. Мониторы для процессоров выше начального уровня, конечно, предпочтительнее. Так же и для сведения небесполезная вещь в хозяйстве. Два этих варианта полностью удовлетворяют запрос на комфортную игру в домашних условиях, со всеми вышеописанными оговорками. Процессор в петле усилителя и метод четырех кабелей – это достаточно интересные возможности для концертной работы, но для тихой игры дома они пригодны ровно так же, как и ламповые усилители.
Что добавить – давайте вопросы.
9. Компьютер и аудиоинтерфейс, как Отец Всеотечества
Если же ты еще не знаешь, что ты хочешь или совсем только начинаешь и не собираешься пока выносить гитару из дома, то можно посмотреть следующее решение: компьютерный аудиоинтерфейс с инструментальным входом (в пределах 200$) и компьютерные колонки/студийные мониторы/Hi-Fi система (нужное подчеркнуть).
В общих чертах, тут все тоже, что и с гитарными процессорами, минус мобильность и удобный интерфейс управления. Плюс такого метода в его дешевизне и огромной палитре возможных звуков, ведь программ для обработки гитарного сигнала столько, что даже грязи тесно. (дать ссылки на самые популярные или на топик в ГП). Что можно сказать о звучании такого решения? Все сильно зависит от качества аудиоинтерфейса и применяемого софта. При использовании лучших представителей софтсимов можно получить результат интереснее железных собратьев (вот правда ведутся ожесточенные споры, можно ли переплюнуть AxeFX и Кемпер, и подтверждений пока нет). По крайней мере, даже захудалый GuitarRig5 можно отстроить не хуже, чем POD HD500, а то и лучше при терпении и опыте. Ну а уж если вы заморочились и выстроили цепочку плагинов, и навесили импульсы кабинетов в какой-нибудь DAW, то достойный результат вам обеспечен. Но и тут есть свои нюансы. Как говорилось – это отсутствие мобильности и нормальных крутилок для управления звуком. Второе – это задержка. Задержка между поступлением сигнала на вход карты и выступлением его из колонок. При удачном стечении обстоятельств и хорошем железе можно получить задержку около 5мс. Это не так много и в целом не мешает. Даже при задержке в 10мс можно вполне себе нормально играть (хоть и не в теме 160 шестнадцатыми
). Вот при больших задержках играть ритм становится сложно, да и удовольствия никакого. Хорошая новость в том, что большинство современных интерфейсов рассчитаны на такую работу в режиме реального времени. Плохая в том, что, в отличии от процессоров и спец.решений, каждый наш компьютер индивидуален и работает по своему. Вот и в этой части он тоже будет свою индивидуальность проявлять.
Как вариант этого решения можно применять в качестве компьютера iPad и специальные гитарные интерфейсы. Такой подход обеспечивает мобильность и стоит не дорого, но и качеством звука не блещет. Но, в последнее время появляются очень хорошие софтсимы под эту платформу, один из них – Positive Grid JamUp. По возможностям подключения этот вариант работы весьма ограничен, но само по себе решение относится к классу «все в одном»: тут вам и обработка и запись. Поэтому все чаще можно увидеть советы для желающих получить недорогое решение для тихой игры дома: планшет+интерфейс.
10. Лучшее от лампы и цифры
Что касается последнего, гибридного способа с преампом и импульсами, то это решение имеет и плюсы, и минусы от обоих миров. Как это работает: приобретается ламповый преамп, устраивающий вас по звуку (то есть до этого нужно уже определиться, что хотим от тона), приобретается аудиоинтерфейс (для того, что бы можно было нормально подключить этот самый преамп). Соответственно, предварительное усиление мы обеспечиваем ламповым прибором, есть возможность работать с тембром при помощи ручек управления тоном. Окрас же оконечного усилителя и эмуляцию гитарного кабинета мы получаем при помощи компьютера. И тут тоже широкое поля для экспериментов: можно использовать плагины, эмулирующие перегрузку разных типов оконечных усилителей, можно сразу использовать импульсы, которые сняты на ламповом оборудовании (но это менее достоверный способ, так как импульсная развертка не учитывает изменение окраса сигнала в зависимости от его уровня, в отличии от моделеров) В плюсы можно записать наличие живой лампы в тракте, неплохая универсальность (при понимании того, какой звук нужен от преампа) В минусах – такая же «живая» задержка от использования компьютера и отсутствие мобильности.
Ах да, для любителей такого подхода есть забавная штука – Laney IRT Studio. Это полноценная ламповая голова (три канала, две секции эквалайзера, куча свистелок, вообщем возможности формировать звук самые широкие, плюс в наличии аттенюатор, который сокращает мощность усила с 15 ватт до 1), в которой встроена возможность выводить звук после оконечного! Усилителя через аналоговый или USB выход. То есть звук будет полностью теплый и ламповый, а на компьютере будет навешен импульс гитарного кабинета. Как по мне, при ее стоимости – очень недурственная вещь для дома, при условии, что нравится ее звук.
Все вышеизложенные мысли - это то, к чему пришел я методом проб и ошибок, имея возможность тратить на свое любимое хобби и не расстраиваться, если что-то не понравилось. К данной статье отношусь, как к началу и приветствую альтернативные мнения, которые можно будет добавить в текст в процессе обсуждения. Чувств ничьих повредить не собирался. Цель - создание такого F.A.Q. Для новичков и не только, которым интересен хороший гитарный звук в квартире в мире с соседями.
2017 мартовский update Михаил Старченко любезно предложил свою помощь в дополнении статьи,за что ему спасибо и +
А речь пойдет о Boss Katana, далее - заметка от Михаила:
Boss Katana. Одно из лучших решений на начало 2017 года для нужд домашнего/сессионного музицирования. Для дома вся линейка имеет опции в половину мощности и режим 0.5 ватт (половина мощности даже у 50 ваттной катаны не очень домашний вариант впрочем) и отличный выход на наушники. При этом отлично справляется и с выступлениями, часто покупаем зарубежными коллегами в этом качестве (разные владельцы по разному оценивают возможности младшего из линейки 50 ваттного комбика, но в основном вопросы у достаточности на чистом звуке, на перегрузах и 50 ваттный комбик легко прорезает даже громких драммеров).
Линейка на данный момент представлена (по возрастанию цены и наворотов) - комбо 50 ватт, комбо 100 ватт с одним динамиком , комбо 100 ватт с двумя динамиками и головой на 100 ватт с 5 дюймовым динамиком для занятий без кабинета.
Главной особенностью всей линейки новых усилителей BOSS является пришедшая на смену отживающей себя технологии COSM (которая в наивысшем своем проявлении в процессоре GT-100 звучит и сейчас вполне актуально) новая комплексная система моделирования лампового тракта гитарного усиления Tube Logic. Эта технология получила признание в линейках более дорогих усилителей Blues Cube и Waza. Вкратце алгоритмы моделирования звука в Tube Logic достаточно комплексные - это не только моделирование перегрузов преампа, но и работа ламп мощника, трансформаторов (кто копался в Bias Amp - поймет)
Результат работы парней из Boss поражает при первом же знакомстве с усилителями с Tube Logic - сумасшедшая динамика отзыва на звукоизвлечение, на работу ручкой громкости.. Отдельная регулировка Volume и Master позволяет получать иммитацию break-up ламп мощника при домашних уровнях громкости ручкой master.
Вся линейка снабжена usb портом для редактирования пресетов/эффектов в BossToneStudio и использования Кататны в качестве аудиоинтерфейса для записи гитары (и пишется через него хорошо)
Если добавить сюда демпингующе низкую цену ( около 160$ в асашай) - неудивительно, что линейка продается как горячие пирожки, и перед НГ/рождеством в наличии даже в США была далеко не везде). Именно поэтому на данный момент в ее ценовой категории брать что либо другое на мой взгляд бессмысленно в 2017 году. От слова совсем.
Про домашние новинки 2017
Сам я решил немного ознакомиться с новинками, и, действительно, на начало 2017 для дома представлено немало интересных решений. Все их можно объединить под группой "моделирующие комбики", то есть приборы, развивающие идеологию Yamaha THR, Line6 Spider и Fender Mustang. Из интересных новинок: Marshall Code, BlackStar ID и, собственно, Line6 Spider V. По звуку - тут на вкус и цвет. Например, Blackstar мне больше понравился на хайгейне, а Катана показалась более сбалансированной. Новый Spider заинтересовал меня, как недорогой комбик для моделеров, типа Акса, ведь у него есть "пищалки". Да и как аппарат для репетиций, когда лень таскать весь стафф, сойдет. Хотя, алгоритмы Spider V - это даже не серия HD, а, скорее, XT или X3, то есть порядком устаревшие, но, как по мне, для реп хватит, а при подключении хорошего процессора все проблемы пропадают. Но, брать Spider V, как самостоятельный комбик я бы не советовал, в этом случае возвращаемся к Катане.
2022 декабрьский update За прошедшие пять лет много воды утекло. резко похорошели процессоры и при этом стали более доступны. Но начать следует вот с чего: тихая игра дома в свое удовольствие возможна,
но это компромисс. Не стал выносить в начало поста, дабы никого не расстроить заранее. А компромисс этот из-за простой кривой равной громкости (Fletcher Munson curve).
Вообще эта кривая, если упрощать, показывает, что на низкой громкости мы лучше слышим средние частоты и хуже басы и верхние частоты, чем на высоких громкостях от 80 дб. То есть вам и ветерок не поддувает для тактильного эффекта и панча нет от колоночки из-за особенностей нашего восприятия. Такая боль. Можно использовать техники тонокомпенсации, если появится рецепт у меня - закину сюда в будущем. Если у вас - пишите в личку, закину с сылкой на ваше авторство. Поэтому при тихой игре вы не получите звук и ощущения от 4х12 таким, как вы бы слышали его, находясь рядом. Если не измените отношения
Все ответы у вас в голове
Разные же, описанные выше способы или позволяют получить звук маленького кабинета (что тоже неплохо) или же цепочки «кабинет 4х12 - микрофон - консоль» и выдать это в ваши наушники или FRFR колонки. И это уже другой звук и точка.
Про процессоры: в последнее время идет активное наступление Китайцев и им есть, что сказать. Для дома или для выступлений в небольшом бюджете офигенно выступают NUX, Valeton, Hotone, Mooer. Клифф из FractalAudio говорил, что мощность доступных DSP за последние 5 лет сильно подросла, что сделало возможным появление моделеров в небольшом бюджете с приличным звуком. Раньше это стоило сильно дороже. Тепреь же в роликах Hotone Amper II кидает вызов Fractal FM3 при фантастической разнице в стоимости в 3,5 раза.
На ниве моделирущих комбиков тоже появились Spark, те же NUX. Ну и мне приглянулся Line6 Spider MK V 30. У него уже полноценный FRFR динамик, то есть его можно использовать с любым процессором, помимо его собственного. И он относительно доступен.
Для игры только в уши кроме известных Vox Amplug появились отличные Nux Mighty Plug/Pro. При их стоимости это просто замечательный вариант для игры в наушники или в домашние колонки при приличном звуке и невероятной экономии места и почти отсутствии проводов.
Периодически возвращаюсь в тему, смотрю на вопросы которые возникают и наиболее часто встречающиеся закидываю в шапку. Так что, можно сказать, что тему создаем мы вместе. А теперь с наступающим Новым Годом
2024 майский update Шествие китайцев продолжается, но появились и всякие крутые брендовые педали. Тот же ToneX от IK Multimedia нарушить звук усилителя, что фиг кто отличит. И троит пусть и не по диванному, но все же вменяемых денег. Скоро и Китай нарушит что то похожее с применением нейронок. Я же последнее время ушел в тихую игру дома на неподключенной гитаре. И вроде бы так тоже можно, а громкость оставить для репбаз. Но нет, так заниматься все же нельзя. Так что все же для дома лучшее решение - это MightyPlug и пара внутриквартальных наушников. Места на занимают, подложки включать позволяют и дают даже представление о динамике. Но это, конечно, компромиссный вариант, с точки зрения звука самой гитары.
Сегодня мой вариант без компромиссов (или с небольшими) выглядит так: гитара -> беспроводная гитарная система -> проц -> беспроводной мониторинг -> хорошие IEM. Так я обустроил все у себя, еще и воткнув в свой фрактал телефон. Теперь играю без проводов и без компромиссов (почти, на дорогой беспроводной мониторинг пока что не раскошелился). Но такой сетам имеет смысл только для тех, кто выступает. А так — VOX Amplug или MightyPlug — наше все. И если у вас не дом, то вот теперь, спустя 10 лет экспериментов , которые видны в этом посте, могу сказать, что лично я не вижу смысла в большем. Но вот такая штука, что я к этому пришел сам и сам все попробовал. Ваш путь может быть другим.
... и добавил:Можно небольно пинать и дополнять. Был запрос в одной из веток. Написал давно, но вот только выложил.