Проблема мертвых нот актуальна для любого струнного инструмента с корпусом и грифом, потому что они заложены в его конструкции.
Сводить тему к издевкам и глупостям ни к чему. Есть частоты, на которых инструмент резонирует лучше, есть частоты, на которых резонирует хуже, соответственно, могут попадаться ноты, которые резонируют заметно сильнее или, наоборот, заметно хуже. Нота может быстро затухать, или вообще звучать как полное г...
Недавно попадалась относительно свежая басовая клиника Маркуса Миллера , и там он в ответ на вопрос аудитории показывает вполне конкретный пример, хотя из несколько другой истории: что следует делать, когда инструмент намного лучше резонирует на какой-то одной частоте в конкретном помещении. Спойлер: Миллер говорит звукорежиссеру, относительно какой частоты рулить весь микс.
Ну, то есть, такое бывает, и это норма.
Производители пробовали решать эту тему по-разному и, насколько я в курсе, в итоге все сводится к вытеснению мертвых нот за пределы реально используемого (!) диапазона инструмента. Условно говоря, если у построенного контрабаса есть волчок за пределами половины мензуры нижней струны, то и.... х* с ним. Там все равно не играют в 95% случаев, просто не пишут таких партий, а если потребуется, то эту же ноту можно взять в другой точке грифа. Lakland в целях идеального баланса веса, а также в целях вытеснения волчков за пределы реально используемого диапазона, на 4- и 5-струнных моделях басов используют разную форму головы, а также разное расположение и разные по массе модели колков и ритейнера. Kubicki, по попадавшейся мне инфо, к безголовости инструментов пришел в ходе работы в Research&Development на Фендере именно в целях вытеснения волчков за пределы эффективного диапазона.
Недавно в Ютьбе попадалась история о том, как некий азиат купил за охренелиард долларов PRS, и к своему удивлению обнаружил на ней волчок. Если не ошибаюсь, на ноте "ля" на 14 ладу 3 струны, одним словом, в довольно ходовом месте для игры. Заплатив стоимость нескольких почек членов своей семьи и получив красивый кусок мебели, азиат осознал, что вообще-то рассчитывал на нечто иное. Записав видео пруфа, он отправил гитару обратно на фабрику, и через какое-то время получил ее обратно с письмом примерно следующего содержания: "мы почистили вам гитару и заодно настроили ее в ми-бемоль. А что касается волчков, то это гитара, а с ними это бывает. Всего доброго, и хорошего вам настроения".
Я действительно встречал музыкантов (двух), которые использовали струбцину на голове для того, чтобы сместить резонанс волчка. По их словам, это реально помогало. Я хз, какую роль это все сыграло, но в итоге все равно они играют на других инструментах.