Оглавление обзора
* Системы персонального мониторинга
* AKG IVM-1 система индивидуального мониторинга
* Усилители-распределители для наушников фирмы Behringer
* Персональный радиомониторинг от db Technologies
* Процессор dbx IEM для систем In-Ear мониторинга
* Низкочастотный излучатель ButtKicker компании Guitammer
* Системы персонального мониторинга компании Samson
* Системы In-Ear мониторинга компании Sennheiser
* Системы персонального мониторинга PSM компании Shure
* Ушные вставки для In-Ear наушников по индивидуальному заказу
В нашем журнале теория и практика персонального мониторинга освещены достаточно широко (см. статьи И. Алдошиной о психоакустике, цикл Д. Сухина «Концертный звук. Советы бывалого», Л. Орлова «Системы ушного мониторинга» 4/2001 и другие). Однако профессиональная среда и инструментарий стремительно развиваются, появляется новая информация, которую требуется обобщить и осмыслить.
Об областях применения и аппаратных средствах
Из профессиональной практики и публикаций нам известно, что системы персонального мониторинга применяются в звукозаписи, на концертах, в театральных постановках, на ТВ и в радиовещании.
Чтобы быть системой, разнообразные элементы должны совокупно выполнять определенную функцию. Какую? В случае систем персонального мониторинга необходимой и достаточной будет такая формулировка: «создание и передача звукового сигнала, предназначенного для прослушивания только одним лицом».
К аппаратным средствам персонального мониторинга следует отнести три группы устройств. Формирование сигнала обеспечивают микшерные пульты с возможностью отбора сигналов на несколько выходных шин — это целиком и полностью «вотчина» звукорежиссера. Выбор проводного или беспроводного тракта передачи сигнала (усилители-распределители или радиосистемы соответственно) диктуется спецификой области применения и предпочтениями исполнителей. Собственно воплощением персонального мониторинга являются устройства воспроизведения сигнала — среди громкоговорителей строго локализованное звуковое поле могут обеспечить только наушники.
Выбор типа наушников (intra-aural, circum-aural) также определяется областью применения и опытом пользователей. Пожалуй, в последнюю группу оборудования можно было бы включить инструментальные усилители, а также вспомогательные устройства типа специализированных НЧ-излучателей, но — как частные случаи, применяемые в практике звукорежиссуры.
О мотивации и терминологии
Ясно, что с тех пор как в звукозаписи стали применять наложение (overdubbing), никакой особой мотивации для применения персонального мониторинга в этой области не требуется. И альтернативы персональному мониторингу тоже нет: редкий звукорежиссер никогда не надевает наушники, а вокалисту без них просто не обойтись. При этом, в силу специфики студийной работы, мониторная коммутация и оборудование являются неотъемлемой частью проекта, а затраты на персональный мониторинг должны быть изначально включены в его общую стоимость. Иногда звукорежиссер тратит собственные деньги на предпочтительную модель наушников. В тракте звукозаписи телевизионных и радиовещательных студий ситуация идентичная.
В области внестудийного вещания имеется потенциальная возможность использования персонального мониторинга для организации служебной связи. В этом случае затраты на расчеты и закупку оборудования увеличиваются — возникает необходимость мотивации. Аргументами могут послужить следующие явные преимущества: современные системы персонального мониторинга, особенно беспроводные, обеспечивают оперативность и комфортность. При условии высокого качества звукопередачи это очень существенно для данной области применения.
Альтернативы? Пожалуй, их нет. Как говорится, «могу копать, могу не копать». Вещание — это всегда «передовая», особенно в отношении технологий. И, чтобы добиться успеха, без них никак не обойтись.
Другое дело — концертно-сценическая практика (музыкальные спектакли как ее частный случай). Здесь есть мощная альтернатива: обычные мониторные системы, состоящие из напольных (сценических) громкоговорителей и прострелов (side fill).
На одной чаше весов — компактность аппаратуры, минимальный риск возникновения обратной связи, реальная индивидуальность прослушиваемых мониторных сигналов, практически студийное качество звучания и свобода передвижения исполнителей.
На другой — многолетняя традиция, наличие закупленного ранее оборудования, транспорт и штат сотрудников для его перевозки и эксплуатации, наконец, привычка к громкому, хоть и грязному звуку на сцене…
Скажем иначе. Если, уходя со сцены, музыканты забыли про мониторинг, не задумываются о том, было ли им комфортно — значит ли это, что использовался персональный, а не «общий» мониторинг? Не обязательно, просто оборудование подобрано и эксплуатировалось грамотно, а звукорежиссер (в частности, мониторный) достойно выполнил свою работу.
А может быть, применение персонального мониторинга на концертах обусловлено обоюдным желанием исполнителей, организаторов и звукорежиссеров выстроить более естественный звук? Такой, чтобы слушателей ничто не отвлекало от любимой музыки и от общения с любимыми исполнителями, чтобы публика, уходя с концерта, обсуждала свои впечатления, а не то, что происходило на сцене? Ближе к истине, но тоже не однозначно.
Что же еще нужно положить на весы, чтобы та или иная чаша перевесила?
Здоровье. Точнее — здоровье слуха профессиональных исполнителей, который слишком часто и долго испытывает экстремально высокие уровни звукового давления.
Позволю себе небольшой экскурс в этимологию. Оба термина в названии нынешнего обзора являются для русского языка заимствованными. Слово персональный происходит от латинского personalis — касающийся только одного лица, личный. Это понятно. А вот русское мониторинг, как и английское monitoring, образовано из латинского monitor — надзирающий, предохраняющий. Выходит, что персональный мониторинг лично предохраняет исполнителей, в частности, от ухудшения или потери слуха. Игра слов? Нет, реальная функция, возможно, единственная, которой совершенно нельзя пренебрегать.
Рис. 1. Уровни звукового давления/время, опасные для слуха
На рисунке 1 приведен график, по оси Y которого отложен уровень звукового давления в дБ, а по оси Х — время, в течение которого воздействие определенного уровня на человеческий слух может привести к его повреждению (при условии ежедневного воздействия). График взят из ежегодного отчета организации «Hearing Education and Awareness for Rockers» («Просветительская программа о слухе для рокеров», под патронажем Института глаза и уха Smith-Kettlewell и Калифорнийского университета), в котором утверждается, что у 86% музыкантов и их слушателей после концертов появляется и в течение нескольких часов сохраняется звон в ушах. И врачи утверждают, что звон в ушах — первый признак грядущего ухудшения слуха. Кстати, в Европе с 1986 года законодательно ограничен максимально допустимый уровень звукового давления (85…95 дБ), воздействующий на человека в течение восьми часов (средний рабочий день).
Подчеркиваю, на сегодняшний день именно практическая необходимость (а не теоретическая возможность) защиты слуха музыкантов стала основным аргументом в пользу применения систем персонального мониторинга. Оговорюсь — на Западе. Остальное — комфортность, миниатюрность оборудования, характеристики звучания — дело техники.
О технике
За использование персонального мониторинга в звуковой индустрии активно ратуют врачи-аудиологисты. Опять таки — не у нас, однако если слух музыканта российского чем-то и отличается от музыканта западного, то вовсе не повышенной устойчивостью к повреждениям. Профессиональный долг людей этой профессии — не только помощь слабослышащим, но, прежде всего, профилактика здоровья слуха. Не уверен, что инициатива в разработке систем персонального звукового мониторинга принадлежала именно медицинским работникам, но без их участия не обошлось. На сайтах любого производителя персональных мониторов вы найдете ссылки на информацию по аудиологии. Термин «персональный мониторинг» (personal monitoring) звуковая индустрия явно заимствовала из аудиологии, где он применяется для описания процедуры многократной проверки параметров слуха конкретного пациента в целях выбора подходящего слухового аппарата. Забавно, что в аудиологии весьма быстро, без оглядки на «многолетний прежний опыт», технические новинки из таких областей, как электроакустика и радиотехника, находили практическое применение. Эффективно решались в рамках этой медицинской специальности и другие актуальные для звуковой индустрии задачи.
Начнем с того, что инженеры, разрабатывающие слуховые аппараты, всегда старались сделать их по возможности незаметными для окружающих — это ли не насущная проблема для применения персональных мониторов везде, кроме студии?
Рис. 2. Аппарат под названием Beard Receptacle
Рис. 3. Аппарат под названием Hair Receptor
Рассмотрим тему в ретроспективе. В 19-м веке «персональный мониторинг» был представлен исключительно механическими устройствами; типичная для того времени конструкция имела внушительные габариты и представляла собой «звукозаборник» (приемник акустических колебаний) с резиновыми отводами-трубками для вставки в ушные отверстия. Для их маскировки инженерам от аудиологии приходилось искать и находить весьма изящные решения.
В устройстве под названием Beard Receptacle (рисунок 2) приемник удерживался трубками на верхней части грудной клетки и маскировался… бородой, неотъемлемым атрибутом светского мужчины того благословенного времени.
Особам женского пола предлагался агрегат под названием Hair Receptor (рисунок 3), в котором приемник маскировался под шляпку. Производитель добился невероятного успеха, каждый сезон, в соответствии с веяниями моды, бесплатно заменяя элементы дизайна для своих шляпок. Вот вам пример по-настоящему эффективного маркетинга!
В 20-м столетии механику сменило электричество.
На рисунке 4 изображен слуховой аппарат (или все-таки персональный монитор?) под названием Acousticon Model 28, 1927 года выпуска. Конструктивно он мало чем отличался от телефона, изобретенного Александром Беллом: угольный микрофон в комбинации с источником тока производил звуковой сигнал, слышимый через наушник (тот же угольный преобразователь). Явный прогресс: электрические аппараты обеспечивали гораздо большую громкость, чем механические. Еще один любопытный факт: в 1928 году один из «отцов» радио и электроакустики Ли де Форэ тоже создал модель «персонального монитора» — Universal Audiophone.
Рис. 4. Acousticon Model 28
Рис. 5. Проблемы персонального мониторинга середины 20 века
Следующим шагом в развитии персонального мониторинга (и не только) стали электровакуумные лампы (диод Джона Флеминга и триод Ли де Форэ). Появилась возможность еще более эффективно усиливать электрические сигналы, а также передавать их по радиочастотному каналу. Со временем удалось уменьшить размеры аппаратов за счет интеграции ламповой схемы усиления и микрофона. Вот только источники питания все еще были несоразмерно большими. Взгляните на рисунок 5. Сегодня мы улыбнемся, но в середине 40-х годов 20 века это носили многие!
Уважаемый читатель — наберитесь терпения. Автор сознательно использует исторический контекст и информацию из далекой, казалось бы, от звукорежиссуры области — аудиологии. Оказывается, ключевые тенденции могут зарождаться, а новые идеи — воплощаться совсем в другом «огороде»!
Судите сами. В 1953 году появились первые коммерческие слуховые аппараты на транзисторах, вполне компактные, и всего с одним проводом, ведущим к наушнику. Он-то и заслуживает нашего внимания, так как был выполнен в дизайне intra-aural, то есть размещался непосредственно в ушной раковине. В аудиологии устройства с такими наушниками именуются in-the-ear hearing aids. Развитие технологии, как известно, приводит к удешевлению продукции, и с 1960 года модели этого дизайна стали самыми массовыми. Еще бы, не бросаются в глаза окружающим и не смущают пользователей, да еще и звучат комфортно (диапазон воспроизводимых частот 800 Гц…14 кГц).
Вопрос вот в чем: когда в Pro Audio появились первые системы In-Ear мониторинга с конструктивно идентичными наушниками? В конце 80-х, с опозданием на 20 лет. Кстати, дело не в технологии передачи звукового сигнала по радиоканалу — первая концертная радиосистема появилась еще в 1958 году.
И последнее. Уже с 1980 года в аудиологии применяются просто микроскопические, правда, дорогие устройства (микрофон, интегрированный усилитель и излучатель звуковых частот), располагаемые непосредственно в ушном канале (именуются completely-in-the-canal, ITC). Звуковая индустрия до таких технологических высот еще не доросла.
О методах применения
Рассмотрим возможные варианты работы с персональным мониторингом в модном теперь режиме вопросов и ответов. Естественно, большая часть информации касается применения на концертах.
Давно ли в мире практикуется персональный мониторинг?
С конца 70-х годов прошлого века, еще до начала широкого применения радиосистем (тогда все они были очень дорогими). «Эксперименты на людях» (на себе) ставили музыканты, исполняющие стилистически непростую музыку. Чтобы наслаждаться «умной» музыкой, ее надо и самим расслышать, и публике позволить сделать это. Звук, воспроизводимый сценическими мониторами, многократно отражается от поверхностей сцены и, смешиваясь с основным сигналом, порождает многочисленные искажения. Какое уж тут «расслышать»!
Почему так сильно отличаются по стоимости In-Ear радиосистемы «бюджетного» и «высшего» класса?
Большую часть денег «съедают» фильтры, более или менее эффективно подавляющие все радиочастоты, кроме несущей, и схема стабилизации (ФАПЧ, АПЧ), от которой сильно зависит хваленая свобода передвижения исполнителей на сцене. Чем хуже фильтр, тем сложнее организовать многоканальную систему. Чем хуже стабилизация, тем чаще приемник «теряет» радиосигнал.
Насколько оправданы смешанные мониторные системы с применением гитарных, басовых и иных инструментальных усилителей?
Этот вопрос касается не персонального мониторинга, а формирования тембровых характеристик сигнала — «вотчины» исполнителей. Если кому-то необходим бэк-лайн (с усилителя сигнал снимается одновременно «в линию» и микрофоном), то так тому и быть. Однако совсем не обязательно потакать всем капризам. Например, на клубной сцене будет достаточно небольших по размерам, но качественных комбо.
К персональному мониторингу можно условно отнести специализированные низкочастотные излучатели, «поддающие» жару барабанщикам и, возможно, басистам. При этом основной микс подается для них через наушники.
Кому из исполнителей отдать беспроводную систему, а кому — проводную?
Очевидно, что с проводами по сцене не побегаешь, поэтому радиосистемы рекомендуются вокалистам и гитаристам. Соответственно, проводной персональный мониторинг организуется для барабанщиков, бас-гитаристов, клавишников. Для духовой секции, скорее всего, придется все-таки оставить напольные мониторы.
Должен ли звукорежиссер во время работы использовать такие же наушники, что и музыканты?
В случае работы с радиосистемами In-Ear — обязательно. Функция поканального прослушивания имеется в передатчиках всех производителей in-Ear систем — грех не воспользоваться (если ее нет — выкиньте систему!). Важнее другое: применяемый в радиосистемах In-Ear тип наушников (intra-aural) требует постоянного и неусыпного внимания. Единственный из участников концерта (спектакля), кто может и должен это внимание проявить — звукорежиссер.
В случаях концертной работы с проводными и смешанными системами, а также в студии, брать на себя обязательства «быть как все» не стоит — это или сложно осуществить, или не требуется. Так вокалисты всегда предпочитают открытые наушники, барабанщики — закрытые, а звукорежиссер, возможно — и вовсе электростатические!
Какие типы наушников предпочтительнее для звукорежиссера?
Зависит от области деятельности. В студии для трекинга и для сведения могут понадобиться разные наушники. Чтобы слышать детали, очевидно нужна большая громкость. Здесь подойдут закрытые наушники — этот вариант лучший в смысле установки безопасных уровней громкости. Чтобы получить общее впечатление о записанном материале — открытые. В концертной практике крайне редко используют наушники открытого типа — из-за недостаточной акустической изоляции и явного ослабления низких частот.
В целях защиты слуха, не следует ли применять дополнительные, помимо встроенных в радиосистемы, лимитеры на каждом мониторном канале?
Вряд ли это реально — дорого, да и какой музыкант, не говоря уж о звукорежиссерах, согласится слушать музыкальный материал с искаженной динамикой? Обоснованным можно считать требование обеспечить возможность самостоятельной и оперативной настройки громкости. Собственно для этого и применяется персональный мониторинг: специальные элементы управления есть как в приемниках IEM, так и в усилителях для наушников.
Насколько необходимо наличие отдельного мониторного пульта при работе с системами персонального мониторинга?
Желательно, но необязательно.
Рис. 6. Схема мониторной системы с FOH-пультом
Что делать, если имеется только FOH-пульт, в котором нет достаточного количества выходов для обеспечения нескольких индивидуальных мониторных миксов? Скажем, в пульте всего четыре отбора AUX?
В случае обычного мониторинга (рисунок 6) отбор 1 используется для вокала, 2 — для барабанщика, 3 и 4 — для эффектов, обычно реверберации. При таких исходных, скорее всего, придется использовать смешанную схему.
Подайте монофонический микс вокалисту с отбора 3 через передатчик In-Ear радиосистемы. Постарайтесь не добавлять в этот микс пространственной обработки. Порекомендуйте вокалисту использовать только один наушник, обеспечив, таким образом «гармонию с окружающим миром» (немного похоже на палец в ухе, но ничего не поделаешь). С отбора 4 обеспечьте раздачу вокала через пару напольных мониторов для других музыкантов. Отборы 1 и 2 используйте для обработки.
Как быть, если вокалист не один, а отборы уже заняты?
Вспомните, что несколько in-Ear приемников могут работать с одним передатчиком. При этом следует выбирать устройства, позволяющие исполнителю самостоятельно регулировать баланс между левым и правым каналами микса (каждый — в монорежиме).
Это дорого, неужели больше ничего нельзя придумать в данном случае?
Есть вариант — избавьтесь от одного из эффектов и используйте освободившийся отбор (например, второй) для организации еще одного канала IEM. Внимание! В большинстве пультов одна пара отборов жестко сконфигурирована до фейдеров, а вторая — после. Микс для IEM нельзя собирать на отборах после фейдеров из-за того, что уровни в процессе выступления явно будут меняться.
А если в FOH-пульте все-таки есть восемь отборов?
Тогда можно «поиграть» минимум с четырьмя, может быть, даже с шестью отборами для создания мониторных миксов. Кроме того, появляется возможность использования стереофонии. Например, на отборе 1 собрать мономикс для вокалиста (IEM), через отборы 2 и 3 раздать мономиксы другим музыкантам (напольные мониторы), кроме барабанщика, которому можно подать стереомикс (отборы 4 и 5). Три оставшихся отбора (6, 7 и 8 — после фейдера) используются для эффектов. Вообще, с таким количеством отборов возможно многое.
Каковы особенности создания персональных миксов с помощью отдельных мониторных пультов?
Когда больше восьми отборов — это отлично… На рисунке 7 приведена условная схема средней по размеру мониторной системы смешанного типа (радио In-Ear, проводные наушники, напольные мониторы). На рисунке 8 показан «профессиональный» вариант с выделенным мониторным пультом. В обоих примерах на IEM-приемники вокалиста и (или) инструменталиста подается сухой стереомикс. Рекомендуется развести основной сигнал (вокал) и аккомпанемент в разные каналы, но собирать в микс только те инструменты, от которых исполнитель зависит больше всего. Потом можно переключить приемник в режим «оба канала в моно» и предоставить исполнителю возможность самому регулировать баланс.
Рис. 7. Схема средней мониторной системы с отдельным мониторным пультом
Рис. 8. Схема крупной мониторной системы с отдельным мониторным пультом
Высока ли вероятность того, что микс покажется вокалисту слишком сухим?
Фокус в том, чтобы такой поворот событий предвосхитить. Не ожидая просьб, попытайтесь использовать реверберацию, «медленно и торжественно» вписывая ее в микс хэдлайнера. Конечно, создание микса, близкого по пространственным характеристикам к студийному, со стереоэффектами и всем прочим, — это «высший пилотаж». Правда, «продвинутые» звукорежиссеры, наоборот, утверждают, что с эффектами проще — делаешь пространство, а потом помещаешь в него различные «звуковые объекты»… Какая же это должна быть музыка?!
О главном
В связи с тем, что основным инструментом персонального мониторинга для исполнителей, в частности вокалистов, являются наушники, представляется важным следующее.
Постоянно слушая свой голос через наушники, можно потерять навыки правильного интонирования. Когда вокалист извлекает ноту определенной высоты, колебания голосовых связок через воздух с минимальной задержкой проникают в уши, где формируются нервные импульсы. Мозг анализирует полученные сигналы и соответственно корректирует работу связок. В процессе такой корректировки вырабатывается умение правильно «строить», иными словами — прикладывать к голосовым связкам строго определенные усилия. Певцы должны по многу лет заниматься, совершенствуя эту обратную связь.
Не в последнюю очередь по этой причине при работе в наушниках все вокалисты интонируют хуже, что нельзя игнорировать при работе с системами персонального мониторинга. Очень тонкий процесс корректировки через воздух нарушается, и звуковые колебания проходят ото рта до среднего уха другим путем — через кости черепа. Из-за этого привычный механизм контроля ломается, и исполнитель, в полной уверенности, что поет чисто, на самом деле фальшивит.
С другой стороны, персональный мониторинг — отличный инструмент для творческого и профессионального роста. Пристальное внимание к деталям, как бы «взгляд» со стороны, позволяет достаточно объективно оценить достоинства и недостатки собственного исполнения — есть от чего оттолкнуться в стремлении петь лучше, точнее и т. д.
Но тут возникает одна очень специфическая проблема. По большому счету системы персонального мониторинга рассчитаны на исполнителей западной школы, выученных, как правило, очень чисто петь, ритмично играть. Кто-то скажет: вслушайся внимательно в вокальные треки на старых фирменных записях — они недотянутые или перетянутые! Да, можно перечислить известные вещи и указать, где недотянуто, но их эмоциональное воздействие так велико, что никто на «маленькую фальшь» даже не обращает внимания. Практика показывает, что чистота интонирования прямо зависит от эмоциональности подачи. Когда исполнитель в «порыве» пытается, но не дотягивает ноту, на слушателя это производит сильное эмоциональное впечатление: мы начинаем сопереживать и «виртуально» подпеваем исполнителю, подтягиваем ноту вместе с ним. Кто-то чисто эмпирически этим пользуется, но иногда «перебирает», выскакивает из точной нюансировки…
У многих отечественных исполнителей возникает сильный дискомфорт при работе с персональными мониторами. В большинстве случаев из-за того, что вся «лажа» как на ладони. И не каждый способен признать: «Да, я пою и играю еще не очень хорошо». Поэтому, хотя в России еще не отменили темперацию, думаю, надо включить в план редакционных обзоров журнала «Звукорежиссер» устройства для коррекции вокального интонирования.
На этой неустойчивой ноте позвольте закончить…
Источники:
* McCale, Steven, Earphone Monitoring, журнал Mix, май 1996;
* OSHA Regulation (Standards — 29 CFR) — 1910.95 — Occupational Noise Exposure;
* Материалы компаний Shure, Sennheiser, Garwood Communications;
* Bernhard Becker Medical Library, университет Вашингтона;
* Фотоархив Electronic Deaf Education Network;
* Фотоархив музея Amplivox/Ultratone.
[дальше]
... и добавил:
Оглавление обзора
* Системы персонального мониторинга
* AKG IVM-1 система индивидуального мониторинга
* Усилители-распределители для наушников фирмы Behringer
* Персональный радиомониторинг от db Technologies
* Процессор dbx IEM для систем In-Ear мониторинга
* Низкочастотный излучатель ButtKicker компании Guitammer
* Системы персонального мониторинга компании Samson
* Системы In-Ear мониторинга компании Sennheiser
* Системы персонального мониторинга PSM компании Shure
* Ушные вставки для In-Ear наушников по индивидуальному заказу
AKG — признанный мировой лидер в производстве наушников, радиосистем и микрофонов. Поэтому появление в модельном ряду AKG системы In-Ear мониторинга вполне закономерно и ожидаемо. Компания выпускает только одну систему — IVM-1, в которой воплотились лучшие разработки австрийских инженеров. IVM расшифровывается как Individual Virtual Monitoring — «индивидуальный виртуальный мониторинг». Почему используется слово «виртуальный», будет объяснено далее.
Система состоит из трех компонентов: передатчик SST 1, поясной приемник SPR 1 и ушные вставки с наушниками IP 1.
Передатчик SST 1
Прибор представляет собой настоящую фабрику по созданию желаемого звукового образа. При помощи меню легко можно изменить эквализационную кривую, соответствующую той модели наушников, которую использует данный исполнитель (если вдруг вы выберете нестандартное решение), а система IVA (Individual Virtual Acoustic) поможет установить нужный размер виртуального помещения, количество реверберации, панораму и т. д. Но самое эффектное в системе IVA — эмуляция сценического пространства. При включенной системе у слушателя возникает полное ощущение, что прямо перед ним находится монитор, а по бокам — «прострелы» (side fills). Причем IVA позволяет виртуально «отодвинуть» напольный монитор на один, два, или больше шагов. Впечатление очень правдоподобное. Установки, сделанные для одной сценической площадки, могут сохраняться в памяти и легко вызываться из меню. Система предлагает протестировать и сравнить звук с IVA и без IVA. Сравнение — в пользу IVA. Набор функций, предлагаемых IVM-1, позволяет позиционировать ее как In-Ear систему для требовательных исполнителей.
Характеристики:
* количество радиоканалов: — 16 в диапазоне UHF (766…950 МГц);
* мощность передатчика — 50 мВт;
* отношение «сигнал/шум» — 80 дБ;
* входные разъемы — XLR;
* напряжение питания — 100…240 В, 50/60 Гц.
Приемник SPR 1
Компактный и прочный металлический корпус приемника имеет только необходимый минимум органов управления. Регулятор громкости, переключатель радиоканалов «под отвертку», индикатор радиосигнала и аудиосигнала, гнездо для наушников миниджек. Питание — от трех батареек типа АА. Инженеры AKG уже демонстрировали чудеса экономичности в радиомикрофонах, теперь очередь за системой индивидуального мониторинга. За все время, в течение которого тестировалась система, батарейки не менялись ни разу, индикатор все время показывал «норму». Простой и очень удобный способ крепления позволяет вешать приемник на ремень четырьмя разными способами.
Ушные мониторы IP 1
Наушники — это «конек» AKG. Ушные вставки очень удобны, хитроумно решен вопрос с предотвращением выпадения из ушей вставок во время концерта. С ушными мониторами IP 1 это просто невозможно! Даже если у вас нет отлитых именно для вас вставок, стандартные будут сидеть в ухе плотно и надежно! Способ фиксации оригинален и прост.
Звучат мониторы очень музыкально. Диафрагма большого диаметра передает музыку натурально, без гнусавости, присущей маленьким диафрагмам. Область «верхней середины», наиболее критичная при воспроизведении маленькими наушниками, звучит очень комфортно и естественно.
В целом, IVM-1 — достаточно продуманная система In-Ear мониторинга, при грамотном подходе она способна стать хорошим помощником гастролирующему исполнителю или мониторному инженеру туровой компании.
Материал предоставлен компанией Slami
[дальше]
... и добавил:
© 1996—2009 «Издательство 625». Все права защищены.