Инструкция-памятка посетителю рок-концерта (в России)
Сразу хочу сказать, что нижеследующее читать музыкантам, звукорежам и глубоко погружённым в тему товарисчам нет нужды. Но, как мне кажется, подобную телегу давно следовало прогнать. Музыканту очень сложно понять, что есть на свете люди, не играющие на музыкальных инструментах и даже не различающие звучания оных при прослушивании записей. Но тем не менее - большинство слушает именно так, не разбирая где звучит бас, а где-клавиши. И большинство публики, приходящей на концерт, совершенно неосведомлено о технической стороне дела, народ просто колбасится от-души, а потом, придя домой, в сердцах ругает звукорежа, в очередной раз обосравшего (по мнению посетителя) весь звук. Некоторые, способные к различению нюансов, формулируют своё недовольство так: "Слов опять не было слышно, всё забивала гитара (барабаны, бас - вставить нужное)", звук был слишком резкий, уши болят, сплошная каша". Интересно, что другой недовольный назовёт в качестве инструмента, забившего всё, не гитару, а бас; а кто-то поделится радостью - "Такого классного звука никогда ещё не слышал!". Что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит на рок-концерте? Неужели наши звукорежиссеры действительно такие лохи, что не способны отстроить группе нормальное звучание? Куда регулярно пропадают слова, отчего болят уши, и почему, когда ты выходишь пописать - из туалета всё прекрасно слышно, особенно текст,а в зале -один грохот и вокалист как рыба безмолвно открывает рот ("сделайте вокал громче" - регулярно советуют звукорежу доброхоты)?
Тем, кто хочет понять происходящее, адресуются эти печальные строки. Итак:
Начать придется сначала. А для начала нам понадобится прорубить природу электроинструментов, в особенности - электрогитар. Обыкновенная акустическая гитара представляет собой коробку, верхняя доска которой (верхняя дека), возбуждаемая звучанием струн, колеблется , как мембрана динамика. Этот звук, попадая внутрь коробки, усиливается (колотясь о стенки коробки) и выталкивается наружу через дырку в верхней деке (розетку). При отсутствии верхней деки и усиливающей звук коробки мы бы почти ничего не услышали (дёрните тетиву лука - вот такая была бы картина). Электроинструмент представляет собой совершенно другой принцип. Дело в том, что акустическая гитара (скрипка, виолочлен) рассчитаны на то, что внутрь их резонирующей коробки будет попадать ТОЛЬКО звук струн собственно инструмента. И даже если на этот инструмент приляпан электоросъёмник - это ничего не меняет. В условиях же рок-концерта (если только мы не на стадионе с огромной сценой) внутрь коробки залетает сокрушающая всё вибрация от бас-гитары и барабанов - в результате акустический инструмент взвывает и буквально начинает выпрыгиватть из рук. С этим борются затыкая дырки в верхней деке - специальной резиновой пробкой, или тупо забивая "эфы"(косые дырки в деке) виолончели поролоном - всё равно выходит пакость. С этой проблемой столкнулись ещё джазмены много лет назад, и тогда же её решили, изобретя электроинструменты.
В электрогитаре верхняя дека и звукоусиливающая коробка разорваны и изолированы. Собственно гитара - лишь половина инструмента. Электрогитара - это доска (верхняя дека) на которую натянуты струны. Она, как и положено доске, вибрирует, окрашивая звучание струн. Усиливается звук в совершенно другом месте называемом "комбиком" или "стеком". Преобразованный в электросигнал звук отправляется в стоящую неподалёку от барабанщика квадратную дуру, состоящую из усилителя и колонки (принципиально ничем не отличающихся от тех, что стоят у вас дома). Это и есть то, что в электрогитаре выполняет функцию резонаторной коробки. От качества комбика напрямую зависит звук, если гитара великолепна, а комбик - бяка, то на выходе мы получим бяка. Крутые комбики и стеки звучат по-разному, поэтому при наличии разнообразных комбиков мы можем получить от одной гитары совершенно разный звук. Были изобретены электро-виолончели, состоящие из одной верхней деки, клавиши тоже заводят в специализированные комбики, окрашивая и уплотняя этим их звук.
МУЗЫКАНТЫ НА СЦЕНЕ слышат и слушают именно звук комбиков - это и есть их звук, они по нему ориентируются. Теперь вы поняли, что это за чёрные коробки стоят на сцене и мигают лампочками? Это усилители и колонки музыкантов, половинки их электроинструментов. "Раскачаны" они должны быть так, чтобы их звук был сопоставим с громкостью барабанов, по которым барабанщик колотит от души, то есть - громко. Каждый музыкант стоит неподалёку от своего комбика, чтобы не потерять себя. Других музыкантов он слышит благодаря МОНИТОРАМ.
Мониторы - это тоже колонки, которые располагаются в полулежачем положении на полу, и на которые гитаристы и вокалисты очень любят понтово ставить ноги. Видели такие? Видели. Замечательно. Перед концертом, отстроив звук комбиков, музыканты долго строят свои мониторы (теоретически их отстройкой должен заниматься отдельный звукореж с отдельным пультом, прячущийся сбоку от сцены, практически -это очень редко встречающееся явление, и эта обязанность валится на голову единственного звукопёра строящего общий звук). "Дайте больше бочки в переднюю линию мониторов!" -несутся крики. "Вокал в четвёртую линию! Барабанщик вокал не слышит!". "Уберите нафиг флейту из моего монитора! Она и так прет так, что ушам больно!".
Инструкция по выживанию на рок-концерте, часть вторая.
Схематически изображена сцена с расставленными на ней комбами и мониторами. "Линией" мониторов называется возможность организовать для музыканта уникальный необходимый ему баланс между звучанием тех или иных инструментов - кому-то нужно побольше вокала, кто-то просит добавить атаки от барабанов и т.п. В идеале этих линий должно быть столько же, сколько музыкантов стоит на сцене, но на практике, особенно на гастролях, их бывает всего ДВЕ. Тогда одну линию предоставляют барабанщику, а прочие музыканты вынуждены довольствоваться усреднённой второй линией, баланс которой никого в частности не устраивает.
Итак, музыкант на сцене слышит:
1) Собственный комбик;
2) Комбики коллег;
3) Акустический грохот барабанов;
4) Свои мониторы, в которые ему подмешивают звучание тех инструментов, которые он плохо слышит или на которые ему нужно обращать особое внимание.
Это в идеальных условиях, например - "Опен Эйр"а, то есть концерта на открытом воздухе. Но при концерте в замкнутом пространстве к звучанию этих источников добавляется ВОЗВРАТ ИЗ ЗАЛА - то есть идиотский гул и грохот, происходящий от того, что звуковые волны отражаются от стен помещения и обрушиваются на сцену, учиняя на ней хаос. Что же из этих источникое звука должен слышать зритель? Ответ - НИЧЕГО. В идеале -ничего. Эти источники касаются ТОЛЬКО музыкантов и предназначены исключительно для них. Зрителю же надлежит слушать ПОРТАЛЫ.
Обращали внимание на огромные чёрные гробы, стоящие справа и слева от сцены? Это ПОРТАЛЫ, гигантские колонки с усилителями, обращённые на зал.Опять-таки, приципиально эти колонки ничем не отличаются от стоящих у вас дома, просто они очень большие и мощные. Все звуки, издаваемые комбиками, снимаются микрофонами с динамиков или шнурами непосредственно с усилителей комбиков (в этом случае звук собственно комбика слышит только сам музыкант на сцене, так часто снимают бас), на каждом барабане тоже укреплён специальный микрофон, тарелки снимаются двумя расположенными над барабанной установкой ОВЕРХЕДАМИ (микрофонами), и вся эта прелесть отправляется в ПУЛЬТ, за которым сидит звукооператор. Пульт по-идее должен располагаться в середине зала (ведь оператор делает звук для публики, находящейся в зале, и должен слышать то, что слышит публика), но очень часто администрация клубов, озабоченная лишь продажей пива, на котором делаются основные деньги, обустраивает пульт по остаточному принципу - чтоб официантам не мешал. В результате в том же Б2 пульт долгие годы висел в углу справа под потолком, откуда вообще ничего слышно не было. Оператор был вынужден постоянно лазить вверх-вниз по лестнице после каждой корректировки звука, и всё равно ничего не получалось. Мы таскали с собой двух операторов с рациями, один из которых стоял внизу, в зале, и рассказывал второму на верхотуре, что ему делать. Пиздец. Слава Богу, до Б2 наконец что-то дошло и они спустили пульт в зал, где он сейчас и находится, а на пожарной каланче обустроили гнездо световику. Но верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб Ю-Ту. В нем место оператора находилось на втором этаже ЗА СПИНОЙ МУЗЫКАНТОВ, ЗА СЦЕНОЙ. Клянусь, так и было. Мы ставили в зал микрофон, и оператор слушая его и опять-таки скача по лестнице вверх вниз (а для этого обегать по коридорам нужно было весь клуб) пытался что-то отстраивать. Ладно. Допустим, всё хорошо, и пульт стоит в зале.
Оператор, получив на пульт сигналы комбиков и барабанов, пропускает их через ПРИБОРЫ ОБРАБОТКИ, то есть чистит, жмёт, вытягивает недостающее, убирает шум и т.п.Отстраивает все инструменты по громкости, отруливает на каждом инструменте необходимые частоты чтобы всех было слышно и никто никому не мешал. А потом раскидывает звук в ПОРТАЛЫ - именно этот откорректированный высветленный звук и должна слышать публика. Так и происходит - при условии, что мы присутствуем на Опен-Эйре где-нибудь под Лондоном, или, на худой конец, на концерте "Арии" в Луже. Но если мы с вами находимся в московском, или еще хлеще - усть-каменногорском рок -клубе, картина получается СААААВСЕМ другая. Настолько "савсем", что..... В общем, это всё была присказка, без которой смысл собственно сказки был бы непонятен непосвящённому. Итак, сказка начинается.....
Постскриптум к присказке, или Боль Прострелов.
"If it's possible – lumbago, please" - так мы чуть было не обозначили в тексте нашего англоязычного райдера необходимейшую на сцене вещь. Речь идет о ПРОСТРЕЛАХ. О, эти прострелы! Какая боль, какая боль! Как они нужны, и никогда их нет!
Прострелами называются стоящие на сцене, (публике их не видно), справа и слева от нее, колонки, направленные на музыкантов. В эти колонки подаётся тот же звук, что и в порталы, то есть общий, конечный зальный звук. Таким образом музыканты слышат, что же у них в целом получилось. Этот звук окутывает и приносит блаженство, от него у музыкантов происходит оргиазм, музыкантов прёт и плющит и играть они начинают ЗАЕБИСЬ. Без прострелов звук на сцене сухой и скучный, технологический, не приносящий радости, негармоничный. Ты тупо выполняешь свою функцию, без ощущения того, к чему в целом приводят твои усилия. Так вот - этих прострелов НИКОГДА НЕТ!!!! НИКОГДА!!!! Если ты не в Луже и твоя фамилия не Кипелов, разумеется. Настолько никогда, что я даже не обозначил их в источниках звука, которые слышит на сцене музыкант. Единственный клуб в Москве, оснащенный прострелами (супер -понты, аренда которых стоит 20 000 баксов за вечер не в счёт) - это Б2. И эти прострелы по-жизни не работают. Я ещё помню, как много лет назад работал один - левый, но он давно присоединился к правому, то есть сдох. И никто даже не порывается попробовать их починить. А нафига? Пиво продаётся, музыкантишки струны дёргают. Всё ништяк, ребза. Жизнь идёт.
Будет возможность - посмотрите концерт АC/ДС за 77й (!!!!!!!!) год. Много познавательного. Там у ребят вообще нет мониторов - им без нужды. Во всех четырех углах сцены стоит по гигантскому рупорному прострелу, и сбоку притулился специальный сценический оператор с отдельным пультом, отстраивающий на них звук. Ребята просто купаются в звуке, плавают и балдеют. Про то, какие стеки, в каком количестве и как закоммутированные у них стоят я вообще молчу. 77й год.... Беда.
Пять минут до конкретики. Старт.
Последнее, что нам с вами, друзья мои, нужно осознать до того, как мы перейдем к рекомендациям посетителю рок концерта - это ситуация с ЧАСТОТАМИ. Звуки, котроые мы с вами слышим грубо и условно делятся на звуки высокой частоты, средней и низкой. Если вы снимете декоративную панель с ваших домашних колонок, вы увидите круглые динамики - они передают СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ, это самая информационно-несущая часть спектра. В верхней части колонки обнаружится маленькая щель в виде рупора, или маленькие динамики -это ПИЩАЛКИ. Они передают высокие частоты. А если вы счастливый обладатель Серраунд-саунда -то в углу вашей комнаты стоит коробка под названием "сабвуфер" - это колонка, передающая низкие частоты. При отсутствии сабвуфера низкие частоты передают, захлебываясь, динамики средних частот. Ну вот. В ПОРТАЛАХ, направленных на зал -та же картина, мы помним, что порталы -те же колонки, только очень большие. Портальные сабвуферы находятся в нижней части порталов, или вообще где-нибудь под сценой - у низких частот такая огромная длина волны, что теоретически их можно расположить где угодно -они в любом случае охватят всё помещение. Именно поэтому вы у себя дома ставите саб в любой угол -он по-любому зальёт всю комнату.
Подобьём бабки. Итак, мы пришли на концерт. На сцене стоят музыканты, за спиной музыкантов - их комбики, на полу перед музыкантами - их мониторы, сбоку от музыкантов, невидимые нам (это же только буквы, пусть наши музыканты будут счастливы хоть на экране компьютера) - стоят прострелы, а по бокам сцены возвышаются предназначенные для слушателя ПОРТАЛЫ. В центре зала - пульт, за ним – вспотевший звукорежиссёр. Куда же устремимся мы, в предвкушении концерта? Правильно, к самой сцене, где будет слэм, где всё видно, где кайф.
А вот теперь вспомните, плиз, где у вас дома стоят колонки, и где сидите вы, вкушая альбом любимой группы. Колонки у вас стоят по бокам от музыкального центра (телевизора с ДВД), под небольшим углом, так, чтобы этот угол своей вершиной имел диван, на котором вы сидите слушая музыку. А теперь представьте, что вы зачем-то вскочили с дивана, и, подойдя вплотную к вашему музыкальному центру засунули башку МЕЖДУ колонок так, что колонки оказались у вас по бокам. Нормальный ход? Что вы услышите? Сигнал из колонок ударится о противоположную стену, разобьётся о бабушкин секретер, потеряет по-дороге высокие частоты и со-спины вернётся к вам, гулкий, глухой, кашеобразный и противный. Миленькие, это именно то, что вы слышите, слэмясь у сцены. Ведь порталы - те же колонки, сцена - тот же музыкальный центр, и когда вы подходите к сцене - порталы оказываются у вас по бокам!!! Вы их попросту не слышите, а слышите тот гул, который образуется при ударе звука порталов о стены, столики и барную стойку далеко за вашей спиной и который с запозданием возвращается к вам со спины. Порталы, так же как и ваши домашние колонки стоят под углом, и их сигналы сходятся в центре зала - там, где стоит пульт. Вот куда надо переться, чтобы услышать по крайней мере то, что отстроил звукореж.
Мощный возвратный гул порталов - это далеко не всё, что вы услышите. Вы стоите перед сценой, и автоматом получаете то, что по-хорошему слышать НИКАК не должны, а именно - звук музыкантских комбиков, направленных прямо вам в лоб, и мониторов (они лежат, направленные на музыкантов, и поэтому их звук долетает до вас в отражении от потолка сцены, задника, и любых находящихся на сцене твердых предметов, например -лба барабанщика. Шутка.). Еще вас заваливает акустическим, необработанным грохотом барабанов, от которых вы оказались в непосредственной близости. Публика в центре зала слышит сигналы барабанов, снятых микрофонами, обработанных звукорежиссером и отправленных в порталы. Вы же - непосредственно звуки ударов палками по кадушкам. Звук комбиков - очень мощный и направленный, поэтому, если вы стоите напротив комбика гитариста - весь концерт вам предстоит слушать одну гитару плюс пробившийся сквозь её рёв срач возвратного звука порталов. Напротив барабанщика - будете слушать бум-бум. Напротив басиста- ..... Лучше не надо. Удивительно, но до вас долетают обрывки слов. Как вы думаете, откуда? А из мониторов вокалиста. На возврат от порталов не рассчитывайте - там один гул и эхо. А если вокалист стоит в УШНЫХ МОНИТОРАХ (замечательное изобретение, наушники, вроде плейерных, только намного круче. В них подаётся такой же сигнал, как в монитор, музыкант отстраивает себе удобный баланс, ощущение - как в раю, никаких лишних призвуков, никакого гула, при этом можно очень громко раскачать, например, микрофон. Обычные мониторы при высокой громкости часто вступают с микрофоном в ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, в результате мы слышим противнейший свист, (а наушники позволяют сделать сигнал с микрофона в пять раз громче - и никакого свиста) - то мы вообще никаких слов не услышим. Неоткуда.
Нормальна ли такая ситуация? Нормально ли то, что самая важная часть публики, та, от которой музыканты получают непосредственную реакцию так им необходимую, что именно те, кто рубятся и слэмятся перед сценой повышая драйв и угар действа, фактически - соратники музыкантов в проведении концерта вынуждены обходиться БЕЗ ЗВУКА, слов, смысла - и слышать лишь безумный бардак и рев толкущихся хаотических звуковых волн, отраженных сигналов, не предназначенные публике сигналы комбиков - короче, всю эту цветочекню?
Это ненормально, друзья. В цивилизованных местах на публику, стоящую перед сценой направляют специальные колонки, вроде порталов, но поменьше. Обращали внимание, что на мега-концертах в зале стоят два пульта -один близко от сцены, второй -далеко? Ближний обеспечивает звуком партер, где слэм, а дальний -рулит гигантскими порталами бьющими на весь стадион. В зале "Россия" передние ряды обслуживал ряд колонок стоящих вдоль сцены, а порталы работали на центр зала. В клубах, где играем мы - такого нет. Поэтому ребята, кто хочет слушать - подбирайтесь поближе к пульту звукорежа. Кто слэмиться - к сцене, но помните - У СЦЕНЫ ЗВУКА НЕТ И НЕ БУДЕТ.
Также никому не посоветую садиться за дорогущие столики около боковых стен. Туда обычно садятся безобидные снобы, потягивают весь концерт текилу, а потом говорят - "Бля, опять один гул". Не, ну а как? Товарищ сидит сбоку от порталов, портал дует мимо него, поэтому коротких высокочастоных волн он не слышит. Да и средних тоже. Зато он великолепно слышит бас, который (как мы помним) - куда и как не поставь - всё равно затопит всё помещение. Вот товарищ и слушает бас и бухающую бочку (большой барабан, в который барабанщик колотит ногами) под текилу. Плюс гудящую стену, на которую, конечно же, никто не догадался укрепить звукопоглощающее покрытие. Но это - уже следующая и ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНАЯ тема.
Стены и тряпки.
Благословен Опен-Эйр (концерт на открытом воздухе)! Как любят его музыканты, как хорош он для зрителя! А знаете почему? Потому, что звук порталов , осчастливив публику, уносится в лазоревую даль, всё дальше...дальше..... То есть публика слышит ОДИН источник звука, и звук этот - правильный, он несёт именно ту информацию, которую хотят донести музыканты.
Совсем другая история - концерт в замкнутом пространстве, в помещении. В этом случае мы фактически оказываемся ВНУТРИ резонаторной коробки, как бы внутри виолончели или акустической гитары. Коробка зала ничем не отлична от любой другой коробки. Приходилось ставить будильник в кастрюлю? Попробуйте. Эффект гарантирован. Весь зал, возбуждаемый звучащей в нём музыкой, его стены, пол, потолок начинают вибрировать, РЕЗОНИРОВАТЬ, то есть усиливать звук. В случае концертного зала типа консерваторского - эти возможные резонансы так рассчитаны строителями, что мы великолепно слышим акустический звук скрипок, усиленный, окрашенный и окутанный красивейшим эхо (естественной реверберацией). Фактически такой зал представляет собой музыкальный инструмент (как и помещение нормальной студии звукозаписи, кстати).
На рок-концерте в клубе принцип происходящего тот же, а вот эффект, мягко говоря, другой. Никто не заботится при строительстве тем, что в этом зале будет звучать рок-музыка, строится попросту коробняк с непредсказуемыми возбуждениями и резонансами. В результате в одном зале при попытке взять ноту "фа" вдруг начинают ездить столы, в другом кошмар - вой и стенотрясение - случается на "си" и "ре" и так далее. С этими эффектами борются специальные приборы, которые далеко не всегда и везде есть, стоящие немалых денег и которыми, вдобавок, надо уметь пользоваться. В дешёвом клубе вам гарантированно весь концерт будет ездить по ушам такой резонанс, засирая музыку. Кроме того, никакого красивого эха не будет. Звук порталов, комбиков, мониторов (зал-то небольшой) будет смешиваться и биться о стены, потолок, стены, задник, снова стены -смерч, ураган, один удар барабана отразившись от всего, от чего можно и нельзя прилетит к вам с разных сторон в разное время испакощенный до неузнаваемости (при каждом отражении он преображается, теряя частоты, набирая паразитные обертона - цветочек чего, в общем).
Для того, чтобы так не получалось НЕОБХОДИМО обивать стены и потолок специальным звукопоглощающим материалом. Да хоть тряпками завесить, блин - и то дело будет! В этом случае летящий со сцены звук будет вязнуть в стенах и не возвращаться к публике. ПОЧТИ НИКТО И НИГДЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕТ! Напротив, особенно стильным считается обнажить каменные стены и разрисовать их мотоциклами. В дорогом питерском Ред-клабе стены-каменные. В Б2-тоже сплошные твёрдые поверхности, отражающие звук вместо того, чтобы ловить и гасить. В новой Орландине, слава Богу, чем-то завесили.
Перед началом концерта, на настройке, нередок такой диалог:
1 музыкант:
- Какой всё плохо!
2 музыкант:
- Ничего, ТРЯПКИ придут - полегче станет.
Тряпки - это вы, дорогая публика, простите нам наш не слишком почтительный сленг. Дело в том, что когда вы приходите - мягким своим мясом и одёжкой вы по-крайней мере заглушаете пол и часть стен, звук вязнет В ВАС и становится поразборчивее. Кстати, эффект эха ,который вы слышите во время концерта - это отнюдь не естественное эхо, от которого наоборот избавляются всеми возможными способами, ибо оно непредсказуемо - это работает специальный прибор, ревербератор.
И наконец - последнее и самое мрачное. А что за ПОРТАЛЫ мы с вами слушаем-то друзья? А?
Порталы Ужаса.
Музыканты помнят, какое воззвание в пользу дорогих качественных инструментов я вывесил ниже. Допустим, моим словам вняли. Ребята упаковали базу, научились играть - и вот, пришли в клуб, чтобы, так сказать, явить миру своё искусство. Я, помнится, писал страшную вещь: качество тракта (пути от дёрнутой струны до уха слушателя) определяется самым слабым звеном этого тракта. То есть, если всё у тебя прекрасно, но где-то затесался в тракт дешёвый приборчик, звучать ты будешь как этот сраный приборчик. Ну, или чуть получше - всё-таки твой крутой "Гибсон" как-то продерётся сквозь эту засаду (гитара подешевле бы тупо не справилась), но выйдет из неё искалеченным до неузнаваемости. А у нас, допустим, всё ништяк - гитары, комбы..... Вот комбы, скорее всего, придётся тащить на себе в клуб. Потому что там есть свои комбы, но такие, что их всё равно, что нет. Или есть, но их мало. И мониторы убиты, пожжены и растоптаны. И прострелы... Прострелов нет. И шнуры надо тащить свои -клубные все перебиты, джеки на них болтаются - хрип, скрип, звука нет. И микрофоны.... Их роняли минимум 700 раз да ещё, судя по-всему, давали грызть овчарке или вокалисту из эмо-группы. Так, что микрофоны - тоже тащи свои. Барабаны..... это вообще не поддаётся описанию. Короче - весь БЭК-ЛАЙН (то, что стоит на сцене) по-хорошему должно быть своим. Особенно в случае выезда на гастроли. Потому что на гастролях - вообще кошмар. В столицах, том же Б2, ситуация чуть лучше, есть пара неплохих комбов и терпимые барабаны, но всё равно - тащи своё по-максимуму.
Вот мы всё это привезли, расставили, подключили. Наши отличные, фирменные сигналы пошли в клубный...допустим, терпимый пульт (а нетерпимый случается чаще) а потом.... А потом в порталы. И вот тут, ребята, всё кончается. Потому что порталы - БЯКА. бяка это бывает трех типов, которые чаще всего существуют вместе. Во-первых, собственно порталы произведены неизвестно кем и неизвестно где (клуб сэкономил на инсталляции), поэтому звучат ОМЕРЗИТЕЛЬНО; во-вторых, они в УЖАСНОМ состоянии (клуб экономит на ремонте), а в третьих - категорически НЕ ХВАТАЕТ МОЩНОСТИ.
1) Омерзительное качество порталов, гнусный самопал - это в основном в провинции. Как не звучи ты сам - порталы всё обосрут .
2) Ужасное состояние -это бич всех клубов, даже относительно неплохих. На последнем нашем концерте в Б2 свист и вой стоял оглушительный, хотя я и был в УШНЫХ МОНИТОРАХ, то есть по-идее его быть не могло. А знаете, откуда он взялся? НА ОБОИХ ПОРТАЛАХ БЫЛИ СОЖЖЕНЫ ПИЩАЛКИ! Сожжены - то есть убиты, сломаны - их тупо не было! Поэтому нашему оператору пришлось немилосердно "растаращить" ВЫСОКУЮ СЕРЕДИНУ. В результате всё взвыло. А ведь высокие частоты необходимы прежде всего для того, чтобы слышать АТАКИ, начало звуков - особенно слов. Когда атаки смазаны -разобрать что-либо просто нереально. То, что не работала уже две недели лампа в проекторе, поэтому пришлось обойтись без видеоряда, что не работал шнур первой линии мониторов - джек отвалился - это всё фигня. Вот сожженные пищалки - это кирдык. Но концерт-то отменять нельзя! Сыграли, блин. Кому-то даже понравилось.
Понимаете, дело в том, что хозяева клубов, даже если и вложились раз по-крупному в звук (как в том же Б2 - там изначально очень неплохой аппарат установили) - так и забили на это дело. И 15 лет на этом аппарате ТОПЧУТСЯ поколения зверопанков, разбивают барабаны, убивают пластики, бьют об пол микрофоны, жгут мониторы, суют (для отчаянности, сам видел) включённыый микрофон в портальные пищалки, чтоб взвыло - пищалки горят на цветочек..... Всё горит, дымится, хрипит. И лишь на энтузиазме местного оператора, которому за это не платят, как-то чинится, сожженные дорогие динамики заменяются на те, которые смогли купить на выделенные для этого деньги.... Удивительно что хоть как-то это всё ещё пашет.
3) Малая мощность. Дело не в том, что этой мощности не хватает на кровь из ушей - с этим-то всё в порядке. Но этой мощности не хватает на ЗВУК. Объясню. Когда к нам приезжает Пинк Флойд, устраивает концерт на 20 000 человек и привозит с собой для этого аппарат ЧУДОВИЩНОЙ мощности - это делается с единственной целью: сделать чистый и красивый звук. НИКОГДА этот аппарат не включают на всю катушку - если бы они это сделали хоть на секунду, мы бы получили 20 000 трупов зрителей. Плюс трупы самого Пинк Флойда. Звук чист и красив, когда аппарат задействован на 10 -15 процентов своей действительной мощности. Помню, как мы с Лехой слушали великолепную портальную колонку НК. Её включили еле-еле, на два деления. Звучал тихий поп-джаз, так нежно и красиво, так хрустально, как будто я сидел в кресле, тихонько включив хай-эндовскую технику и балдел. "Здорово!" - сказал я, и понял, что стоящий рядом Лёха меня не слышит. То есть то, что субъективно воспринималось как тихий чистейший звук на деле было звуком огромной мощности, но он НЕ ТРАВМИРОВАЛ. Когда же аппарат, да еще невысокого качества растаращен на полную катушку - он орёт, глушит, режет уши, его НЕВОЗМОЖНО СЛУШАТЬ. Но приходится - тише нельзя делать. Сделай тише - и барабанщик чисто акустическим грохотом забьёт все помещение, все другие инструменты (зал-то НЕБОЛЬШОЙ, ещё раз напоминаю) и вообще -РОКА НЕ БУДЕТ. Но от такого рока уши слушателя сворачиваются в трубочку, он перестаёт воспринимать информацию. Давайте я подойду к вам вплотную и начну орать в ухо - вы разберёте хоть слово? Нет, конечно. А на концерте слушателю начинает казаться, что он не разбирает слова потому, что вокал тих и его забивают другие инструменты. На самом деле он не только не тих - ОН РАСТАРАЩЕН ГРОМЧЕ ВСЕХ!!!! Заткните на минуту пальцами уши, или выйдите в сортир, где вас отделят от зала стенки - и вы услышите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ соотношение вокала и инструментов по-громкости. Просто вы не можете воспринять это без затычек в ушах - звук вас травмирует, когда человеку больно, он неспособен воспринимать НИ ЧЕРТА. Это происходит ТОЛЬКО из-за некачественного, маломощного, орущего из последних сил аппарата, ТОЛЬКО. Тише делать нельзя, повторяю. Я бы рекомендовал всем маленькие ватные тампоны в уши - они отделят режущие, приносящие боль паразитные частоты, и вы услышите то, что собственно имеется в виду. А кишки вам по-любе протрясёт, драйв останется. Только не увлекайтесь и не забивайте их наглухо.
Отсюда и ответ на вопрос - отчего в совсем маленьких клубах звук лучше? Потому что в совсем маленьких нет нужды давать гитары и бас в порталы - комбики и так всё прокачивают. А комбики у нас не хуже, чем у Слипнот с Металликой - вы слышите настоящий породистый звук. А в порталы идёт фактически один вокал, плюс бочка и малый - для чёткости. Раскачивать порталы в этом случае нет нужды, поэтому вокал отлично слышно. Такие дела, ребята.
Эпилог
...Вот , кстати, помню я, в клубе "старый дом", который музыканты КиШа под себя ваяли, (пульт там всё равно, впрочем, висел на втором этаже слева, гы) - замечательная вещь была: отдельная выделенная вокальная линия.... Посередине, под потолком, висели специальные колонки, в которые шел ТОЛЬКО вокал. Это, ребята, был ништяк. И комбы там были нормальные.... Жаль клуб! Так, о чём я?
Что же нам, не ходить на концерты? Ходить, конечно. Подитожу.
1) Слэмиться -у сцены. Звука там нет.
2) Слушать - около пульта, вставив в уши ватнтые тампончики.
3) Пиво пить -в любом месте.
4) Любить музыкантов. Мы очень стараемся. Мы только пока не можем купить клуб и поставить там необходимый аппарат:). Дороговато выходит:) Всё остальное мы делаем, не покладая рук. Нет никакого чуда в том, что на концерте звук -как на пластинке. Но для этого концертный аппарат должен быть сопоставим по качеству с инструментами музыкантов. Такой аппарат есть, например, в Б1 - но там аренда абсолютно неподъёмная. На крупных опен эйрах это тоже возможно, там хорошую технику ставят, но там успеть отстроиться проблема.
5) Вот, собственно, и всё
PS Любить звукопёра.
Остыв, я понял, что о многом и многом не написал. О многом и не напишу - это уже настолько профессионально, что для понимания нюансов придётся читателю сменить специальность, а на это вряд ли кто сможет пойтить:). В комментах мне напомнили про стоячки - о, да! Это тема! Речь идёт о так называемых "Звуковых ямах", омутах, в которых водоворотом закручивается звуковая волна, поэтому её называют "стоячей". В неприспособленных помещениях (а клубы устраивают именно в таких. Впрочем, что клубы - во время реставрации зал Чайковского убили так, что по количеству звуковых ям он даст фору любому клубу) - так вот, в неприспособленных помещениях таких ям - пруд пруди. Для слушателя это выражается в том, что стоишь ты, слушаешь, - всё прекрасно. Сделал шаг в сторону - звук пропал, один гул. А это ты в яму угодил. И действительно, от этих ям не спастись, тупо приникая к звукорежиссёрскому пульту. Дай Бог, чтобы сам пульт не в яме оказался.
Звукореж же перед концертом вовсе не торчит за пультом - он носится по всему залу, потом прыгает за пульт, и снова мечется, пытаясь как-то гармонизовать происходящее, чтобы везде хоть что-то хоть как-то было слышно. Страдалец! Но подробнее об этом ниже.
Напомнили мне и о том, как готовят помещение к концерту фирмачи. Вот, например, в Одессе (мне рассказали, сам не был) есть замечательный концертный зал, переделанный из биржи, что ли. Так вот, этот зал фактически из одних звуковых ям и состоит, всё плохо в нём, в зале этом. Ну, не предполагали строители биржи, что в этом помещении большевики придумают концерты играть. А то бы постарались. Короче, приехали в этот зал выступать фирмачи. Во-первых, они ВСЕ ПОТРОХА, весь бэк лайн, все порталы, пульт - всё с собой припёрли. Во-вторых, перед началом отстройки в зал вышел довольный жизнью человек с ноутбуком и странной хуёвинкой, представлявшей собой ультразвуковой (что ли, могу наврать, может, инфразвуковой, а может, и то и другое) излучатель. Нажал на кнопку - и через минуту у него на экране ноутбука высветилась полная звуковая картина в зале, со всеми его звуковыми ямами, их точным месторасположением, отчётом о всех резонансах, местах, где происходит отражение звука - ПОЛНАЯ, говорю, картина. После этого они одну колонку поставили так, другую - этак, где-то тряпочку повесили - и, по отзывам публики, ТАКОГО ЗВУКА они никогда нигде не слышали, в любой точке зала было идеально всё слышно, никаких ям, никакого звона. А обычно в этом месте даже трио балалаечников слушать было нереально. Вот так, ребята.
Вообще, я это послесловие затеял для одного: воззвать к вам. Я уже сказал, что музыкантов надо любить. Это, в общем, понятно. Но есть куда более трудная тема: НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ ЗВУКОПЁРА! У них, звукопёров, есть грустная поговорка: "Если концерт удался, то музыканты - молодцы. А если нет, то звукопёр - чудак ".
Вы теперь знаете, с чем и в каких условиях ему приходится работать. Вот пришел он готовить концерт: зал - чудовищный, весь в звуковых ямах, стены не заглушены, звук летает и бьётся, порталы - бяка, орут и мешают звук в кашу (именно этим ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ портал или колонка отличаются от хороших - Разборчивостью), пищалки на них сожжены, мониторы на сцене убиты и строить их некому, местные ребята опять ни хуя не успели всё закоммутировать к началу настройки, и надо им помогать, музыканты свои комбы настроили только под себя, без учёта того, что их звук летит в зал - надо перенастраивать, чётко налаженный план саунд-чека (настройки) летит к чёрту, потому что третья линия мониторов просто не пашет, причина не ясна, линию пытаются восстановить - но безуспешно, необходима перекоммутация, а время идёт, плюс на ноте "Фа" возникает лютый резонанс, взрывающий мозг, прибора подавления нет, и даже эквалайзер, которым вручную можно было бы попытаться этот резонанс поймать и как-то придавить, толком не работает, музыканты психуют: "времени на отстройку не остаётся!"; вбегает директор: "через 20 минут запускаем публику в зал!"; общая паника; барабанщик орёт, что не слышит гитариста и что он уже сорок раз просил это исправить, но похоже - всем по-хую, дебил-вокалист наивно спрашивает: "А как там слова? Их слышно в зале?" - а там вообще НИ ХУЯ не слышно; какие, нафиг, слова......ПУБЛИКА! Пиздец, отстроились.
На протяжении первых трех песен звукопёр в изменившейся с приходом публики звуковой обстановке, стоя за пультом, пытается как-то отладить картину. И - о чудо! - что-то начинает налаживаться. Барабаны уже не грохочут, а хлёстко атакуют, потом из чудовищного гула прорисовавается бас, потом гитара перестает издавать невнятное жужжание и начинает качать риффы... К пятой песне внезапно, всем на удивление, прорезаются слова. В восьмой песне, правда, где-то что-то горит и звук опять превращается в полную парашу, но к завершающей концерт композиции звукореж с этим справляется. Ура. На музыкантах виснут поклонницы, автографы, все дела. А к звукорежу подходят "продвинутые" зрители и говорят: " Хуёвый звук сегодня был. Ни одного слова не разобрал - один бас играл всю дорогу. Трудно было вокал погромче сделать, что ли? Ладно, не переживай. Пива хочешь?". Пива он хочет. Он выпьет и даже вам улыбнётся. Но на душе у него в этот момент - вам лучше даже не представлять, что у него на душе. Любите звукопёра, друзья. Подойдите к нему после концерта. Похлопайте по плечу. И скажите ему: "Ты -молодец. Ты обалденный молодец. В таком говне ты умудрился добиться, что в пятой и последней песне мы даже расслышали слова! В смысле - в тихих куплетах! И гитары нарезали ништяк! И вообще был драйв, и это главное! А звук - цветочек с ним. Ну какой здесь может быть звук? Мы ведь всё понимаем! Так держать, старина! Пива хочешь?" Пива он хочет и выпьет. Он всё плохо как его хочет. Потому что ПОСЛЕ ТАКОГО его нельзя не хотеть. И на душе у него станет чуть легче. Любите звукопёра, друзья мои. Он - подлинный герой ! Причем герой охренительно невидимого фронта.
накомый играет на комбике roland cube 15w, всего то 15 вт, но он выделяется на фоне даже советских колонок s90
на репетиционной точке так же не заглашается ударной установкой.
как так получается ? небольшой комбик а не теряется в намного мощнее его системах ?