Заранее извините за орфографию, грамматику, стилистику... это перевод и компиляция, в дальнейшем она пройдет через редактора). Чтобы правильно понимали это пока "рыба", которая будет расти в ширь (больше примеров устройств их особенностей), так и в длину больше подробностей и историй из жизни, пока формирую её костях.
Пожалуйста, отписываетесь и комментируйте её в теме!
1. ==================
Практически с самого появления рок- музыки, рука об руку с ней идет «перегруженный» звук гитары. Но что конкретно мы подразумеваем под «перегрузом» и чем отличается overdrive и fuzz? Если быстренько «погуглить», то найдутся сотни педалек этих классов. Скажем только на одном из сайтов, предлагается более 50 различных моделей, в названии которых есть слово “distortion”, только фирма BOSS выпускает пять педалей этого типа. Название же других никоим образом не проясняет, к какому именно классу они относятся - “overdrive”, “boost”, “distortion” или “fuzz” (Way Huge Fat Sandwich, что это?) Еще больше путаницы с определениями возникает, когда появляется усилитель (в который подключается педаль ) со своим, встроенным «перегрузом». Как определить, что именно делает педаль - “boost”, “overdrive”, “distortion”или это эффект “fuzz”, к тому же если производителем заявлено, что эта модель, может выполнять сразу несколько этих функций? Чтобы разобраться в этом, для начала нам потребуется немного погрузиться в теорию!
2. ==================
Скорей всего вы уже слышали термин «звуковые волны». Его название отражает тот факт, что перемещение звука в воздухе, в определенной степени похоже на волны, на поверхности воды. Если вы пропустите «чистый» гитарный сигнал через осциллограф, на экране увидите сглаженную кривую, без резких и прямых перепадов. «Перегрузом» (так же используют термин clipping) называют искажения вносимые усилителем в сигнал, по достижению им предельного уровня, дальнейшее усиление без искажений просто невозможно. На экране осциллографа «перегруженный» сигнал будет уже выглядеть как кривая со «сплюснутыми» пиками. Также это относится и к педалям, которые содержат в своих схемах усилительные каскады. «Перегруженный» сигнал, обогащается гармониками или обертонами, которых не было в исходном сигнале. Эти обертона присутствуют везде, от пения птиц до флейты (да-да distortion существовал еще до появления rock&roll’a), именно они (их количество и сила) создают то характерное звучание, которое мы так ценим в электрогитарном звуке.
То, насколько сильно «сплющивается» волна, создает разницу в звучании между “overdrive”, “distortion” и“fuzz”. Работа “clean boost”’ера заключается в том, чтобы поднять уровень сигнала, ровно настолько, сколько потребуется, чтобы «перегрузить» усилитель. Сам по себе “boost”ер, не приносит дополнительных «искажений» в звук. Педаль “overdrive”добавляет чуть перегруза, не так много, как делает это педаль “distortion“, “fuzz” же «сплющивает» волну сильнее всех.
Помимо появления дополнительных гармоник, «сплющивание» сигнала из-за перегрузки усилителя приводит к появлению эффекта компрессии. Уменьшается «атака», сужается «динамический диапазон» и увеличивается «сустейн», то есть на сигнал оказывается воздействие подобное педалям «компрессорам» MXR Dyna Comp, BOSS CS-3 и д.р.
Теперь, когда мы понимаем разницу между педалями“boost”, “overdrive”, “distortion”и “fuzz”, давайте посмотрим, какое применение эти эффекты находят в мире гитарного звука. Для тех же, кому интересно именно устройство педалей, более подробное и научное объяснение их работы или тем кто, возможно, сам хочет конструировать подобные устройства, в конце статьи будут приведены ссылки на авторитетные источники информации на эту тему.
3. ==================
(тут будет картинка схематическое устройство гитарного усилителя и комментарии)
Возможно, вы знакомы с философией «все, что нужно это гитара и усилитель», в том смысле, что ничего не может сравниться со звуком гитары, подключенной в классный усилитель и безо всяких там педалей между ними. Найдите хорошего гитариста, дайте ему в руки хороший инструмент, подключите его в «правильный» стек или комбо, создайте ему условия для выступления… и эта теория полностью подтвердится, по-настоящему трудно переспорить звук раскаченного лампового усилителя мощности! И хотя эффекта «перегруза» можно добиться еще в предусилителе , то есть до усилителя мощности и без его «раскачки» до запредельных громкостей (усилители прошли длинный путь со времен Fender Twin), для воплощения в жизнь философии «гитара +усилитель» требуется именно хорошо раскаченный мощник, чем больше, тем лучше. В случае самых первых ламповых усилителей для получения «того самого» звука приходилось использовать их в гораздо более жестких условиях, чем предполагали их производители. Раскочегарьте по максимуму, Fender Deluxe, VOX AC30, Marshall Plexi или клон этих винтажных усилителей и вы получите великолепный перегруженный звук, очень чувствительный к звукоизвлечению и ручке громкости на гитаре. Существует только одна проблема: подобное звучание от этих усилителей можно получить, только на определенных уровнях громкости… другими словами, это будет ОЧЕНЬ громко!
Если вы играете только на репбазах и в студийных условиях, где нет домочадцев и назойливых соседей, которые жалуются по любому поводу – проблема решена! Вы можете использовать усилитель на той громкости, которая будет мила вашему сердцу. Однако в клубах, на небольших площадках и даже на открытом воздухе, вы в скорости обнаружите, что «оптимальная» громкость слишком велика (особенно в квартире многоэтажного дома), а в случае маломощных усилителей, наоборот недостаточна для выступления. В случае, если будет слишком громко, скорей всего вас попросят ее убавить и вашему любимому «перегрузу» придет конец, вы начнете крутить настройки и ваш певучий, открытый, потрясающий звук превратится в колючий, перекомпрессированный, бзззз.
4. ==================
Подобного рода проблемы с избытком громкости имеют несколько решений:
• Аттенюаторы. Они устанавливаются между усилителем и кабинетом, снижая мощность, подаваемую на динамики, без необходимости крутить ручку Volume на усилителе. Безусловно, звук несколько потеряет, динамики не будут «раскачены», но результат стоит того, чтобы попробовать данный тип оборудования.
• Специальная панель из оргстекла, которую устанавливают напротив кабинета. Уровень громкости снизится, это удовлетворит звукорежиссера, первые ряды зрителей и остальных участников группы, но общая звуковая картина на сцене значительно изменится.
• Многие усилители продолжат работать, даже если вы вытащите половину выходных ламп, но будет делать это на пониженной в два раза мощности. Что позволит достигать «перегруженного» звучания гораздо раньше. Перед чем, как пробовать данный метод, проконсультируйтесь у производителя, возможно ли это для вашей модели усилителя и какие именно лампы, можно вынуть.
• Обратите внимания на усилители 50/18 вт мощности, их громкости вполне достаточно для работы на сцене, а их «перегруза» добиться гораздо проще
• Попробуйте подобрать динамики с меньшей чувствительностью, так же на рынке появились динамики чувствительность которых, можно менять простым вращением регулировочного механизма. Чувствительность это то, насколько громко будет звучать ваш усилитель, через данную модель динамика, именно она, а не максимальная мощность (которую по обыкновению указывают первой в спецификации, и означает она лишь максимальную мощность, которую может переварить ваш динамик и нечего про то как громко при этом будет). Разница в чувствительности динамика легко может нивелировать разницу в громкости 40 и 100 вт усилителей.
• Можно попробовать подключить усилитель к кабинету с большим сопротивлением, чем рекомендует производитель. Например, усилитель на 8 Ом, подключаем к 16Ом кабинету. Эффект будет аналогичный аттенюатору, снижение громкости.
• Используйте специальные закрытые и изолированные кабинеты, так называемые изо-боксы. В них динамик (один или несколько) и микрофоны для съема сигнала установлены в акустически изолированной коробке. Есть даже такие модели, которые позволяют поместить внутрь целый гитарный кабинет от 1*12 до 4*12 . Этот вариант все чаще используют мировые звезды в своих турне. Данный вариант полностью решает проблемы с громкостью и обладает еще несколькими преимуществами, но потребует организации качественного мониторинга на сцене.
5. ==================
На ряде гитар установлены звукосниматели (в основном это «винтажные» синглы), которые из-за конструктивных особенностей (в общем, это не недостаток, а их «фишка») имеют сравнительно слабый «выхлоп». Если ваша гитара оборудована такими звукоснимателями, чтобы перегрузить ими усилитель и получить больший уровень «искажений», вам потребуется педаль «бустер»! Этот класс педалей характеризуется тем, что не вносит в него своего тона, не «окрашивает» звучание инструмента, а лишь подымает уровень сигнала. Так же «бустеры» используют, чтобы получить дополнительный «перегруз» одним нажатием кнопки, это может быть полезно для перехода от аккомпанемента в песне к солирующей партии, и обратно!
Бустер в чистом виде, это педаль без ручки «tone» и «drive», хотя существуют устройства не только с этими функциями, но и многими другими, которые призваны расширить круг применения. К примеру, Kelly Katana обеспечивает «чистое» усиление сигнала, если потащить ручку «volume» на себя, то дополнительно получите небольшой «перегруз».
Хотя у Xotic EP Booster, есть только ручка «volume», помимо усиления сигнала, он так же тонально «окрашивает» его, так как это делали старые tape-delay Echoplex используемые Eric Johnson и Jimmy Page. Внутри у него есть переключатели для выбора усиления басов или высоких частот.
Достаточно много «бустеров» предлагают помимо усиления сигнала, так же его «искажение», тем самым они пересекаются по функционалу с педалями, которые называют «overdrive».
Существует класс «бустеров» окрашивающих сигнал, в которых применяются так называемые germanium транзисторы. С этими педалями связаны определенные легенды и споры. Germanium транзисторы появились в самых первых «бустерах» и «фузах», которые использовали ставшие сейчас классикой Британские гитаристы в 60-x. Одной из самых известных подобных педалей, был Dallas Rangemaster Treble Booster. Даже сейчас продолжаются дискуссии, какую именно педаль использовал Eric Clapton на записях, но определенно можно сказать, если вам нужен именно «тот» звук, приблизится к «легендарному» Британскому звучанию 60-х поможет бустер на germanium транзисторах. Если вы решили использовать именно такую педаль, помните:
• Это бустеры без искажения сигнала. Вы не получите звучание «перегруза» на низкой громкости, подключив подобную педаль в «чистый» канал усилителя. Они не «перегружают» сигнал, а лишь усиливают его для последующей раскачки усилителя и сигнал на выходе педали будет значительно сильнее, чем когда педаль в bypass’e.
• Они будут звучать по Британски, даже в Американские усилители. Если вы ищете звучание Robben Ford’а, dumble-подобный звук, такие бустеры вам не подойдут.
• Как и все бустеры, эти педали звучат лучшим образом, когда при выкрученной на максимум ручке громкости на гитаре усилитель уже чуть «перегружен».
• Характерная окраска сигнала происходит всегда, даже если вы прибрали громкость на гитаре до чистого звука
6. ==================
Следующая ступень в насыщении звука гармониками - «сатурации», это педали «овердрайв». Как было замечено выше, они пересекаются по назначении с педалями «буста». Педаль «овердрайва» может быть использована как «бустер», для тональной коррекции сигнала и его «перегруза».
Эталоном в этом классе устройств, с которым сравнивают, клонируют, модифицируют, используют как отправную точку в разработке новых схем, это конечно Ibanez TS9 Tube Screamer и Ibanez TS808 Tube Screamer. Примочки на основе TS9 на том же уровне сигнала, что идет с датчиков гитары, могут дать «гейн» достаточный для соло партии, но не реже их используют как «бустеры» корректирующие тон сигнала и добавляющие в него чуточку «грязи». Регулируя уровень выходного сигнала «Level» и уровень перегруза «Gain» на примочке, вы можете добиться любой пропорции между перегрузом примочки и усилителя. Level высокий, Gain низкий – мы слышим «перегруз» усилителя и примочка лишь «разгоняет его», подготавливает сигнал с гитары, примочка работает как «бустер» («грелка»).В обратном положении ручек – «перегруз» формируется примочкой и его можно получить на любой громкости усилителя.
Выделяются две группы пользователей «оверов», одни хотят чтобы «примочка» была максимально «прозрачна» и её «перегруз» по характеру был максимально близок к родному «перегрузу» усилителя, в который подключается устройство. Klon Centaur (сейчас не выпускается, предлагается различные переиздания и его клоны) и Menatone Red Snapper образцы устройств исповедующих подобный подход. Есть и те, кто предпочитает, когда звук формируется педалью, Tube Screamer и Hermida Zendrive имеют своё, индивидуальное звучание.
Как определить с чем вы имеете дело с педалью «овердрайвом» или «дисторшеном»? Когда включена педаль «овердрайва», можно легко «очистить» звук поворотом ручки громкости на гитаре, когда в цепи работает «дисторшен» это будет затруднительно или даже невозможно.
Уровень гейна «овердрайва» даже на максимуме, рядом не будет с тем, что необходим, чтобы играть метал через чистый канал усилителя. Педаль «Овердрайв» больше ориентирована на то, чтобы давать звук перегруженных ламп усилителя на чистом канале, когда на самом деле «перегруза» усилителя нет, а значит и громкость можно установить достаточно низкую. В то время как педаль «дисторшен» сама по себе звучит как «грязный» канал усилителя.
Некоторые педали «овердрайв» имеют в своей схеме настоящие лампы, как например классический BK Butler Tube Drive, ее использует Eric Johnson. Использовать лампы для эмуляции перегруза лампы, может показаться несколько странным, особенно если учесть хрупкость ламп и напольную конструкцию устройств. Большинство гитаристов находят звучание более компактных, полупроводниковых педалей, достаточным для эмуляции звука перегруженного усилителя.
Если ваши музыкальны пристрастия лежат в поп, блюз, фанк, джаз, фьюжен то есть в достаточно «легких» стилей с точки зрения «перегруза», педали «овердрайв» это то, что вам подходит. Гитаристам в более «тяжелых» жанрах, «овердрайв» подходит только в роли «бустера» или «грелки» для их хай-гейн монстров. Практически не одна запись хай-гейн усилителя (в котором казалось бы гейна и так предостаточно) не проходит без использования «овердрайва» в роли «грелки», сигнал гитары не столько усиливается, сколько происходит тональную коррекцию, предварительную эквализацию. Таким образом, в звучание гитары, добавляют необходимую остроту, придают ему четкость, подрезают «ухающие» басы и т.п. Обязательно попробуйте «овердрайв» и в этой роли!
Представители:
Ibanez Tube Screamer, Boss OD-1, Boss SD-1, Ibanez Tube Driver
7. ==================
Разница между «овердрайвом» и «дисторшеном» может оказаться еще меньше, чем между «бустом» и «овердрайвом». В конце концов, оба типа педалей являются эффектов «перегруза», усиливают сигнал и имеют регуляторы тембра. Некоторые из них, как классика Pro Co Rat работают в диапазоне «гейна» от легкого «овердрайва» до практически «фуза», но в основном «дисторшен» сплющивает сигнал гораздо сильнее «овердрайва». Как было отмечено ранее искажение сигнала из-за перегрузки, так же называют clipping. Так вот если «овердрайв» реализует «мягкий» clipping, то про эффект «дисторшен» говорят «жесткий» clipping.
Самым популярным вопросом, конечно является: «Какая самая лучшая педаль distortion?», но ответить на него невозможно (как на подобный вопрос о любом другом эффекте). То количество предлагаемых на рынке педалей отражает тот диапазон вкусов аналогично разнообразию специй в кулинарии. Что лучше, «черный перец» или «красный», а может быть «карри»? Каждая педаль «distortion» обладает определенным характером в звуке. Именно по этому, вам придется попробовать педаль, чтобы понять подходит она вам или нет, тем более что её название редко отражает характер звучания эффекта. Хотя конечно можно предположить, что Rocktron Zombie Rectified Distortion создан для современного метала, вы вряд ли догадаетесь, что Сoffin Case BDFX-1 Blood Drive Distortion это очень «теплый» distortion с классическим звучанием, которое прекрасно подойдет любому стилю начиная от блюза и до хард рока.
Педали «distortion» лучше всего использовать, с минимальным уровнем «гейна» на усилителе и в "чистый" канал, иначе звучание может стать перекомпрессированным и неконтролируемым жужжанием (хотя почему нет, если нужен именно такой звук?). Педали «distortion» в целом не столь динамичны и отзывчивы к звукоизвлечению/ручке громкости, как «overdrive», но зато их вполне можно ставить с цепи после педали «громкости» и получать «перегруз» из динамика, на любой «комфортабельной» для вас громкости, даже ночью в квартире многоэтажного дома.
Представители:
MXR Distortion +, DOD 250, Pro Co Rat, Boss DS-1
8. ==================
На первый взгляд «фузз» значительно отличается от «оверов» и «дистов» и действительно существует серьезная техническая разница в этих устройствах. Если «овердрайв» и «дисторшен» используют диоды и операционные усилители для получения «перегруза», то для «фузз» применяют транзисторы. Но порой на слух и по ощущениям эти эффекты звучат достаточно близко.
Транзисторы в педалях «фуз» могут быть germanium и silicon. Самые первые педали имели в основе germanium полупроводники, и некоторые гитаристы предпочитают именно их, ставшим применяться в более поздний период silicon транзисторам, говоря о них как о более «жестких». Ну а кто-то наоборот предпочитает для себя silicon, как более «острые» и с большим гейном. В любом случае, старые germanium транзисторы очень чувствительны к температуре, и это серьезно отражается на их звучании, вплоть до того что во время выступления из-за нагревания в лучах «софитов», может меняется звук эффекта. Так же они имеет очень большой разброс по параметрам и их приходится специально отбирать для каждой примочки, что и делают Jim Dunlop, Electro-Harmonix, Analog Man, ситуацию осложняет то, что подобные транзисторы больше не производятся. Данные особенности приводят к значительной цене на подобные, казалось бы, очень простые по конструкции устройства.
Эффект очень разнообразный по звучанию и своим свойствам, от имитации звучания старых игровых приставок и самоосцилляции, имеющих мало общего со звуком гитары, до «дисторшена» чувствительного к «медиатору», который можно превратить в чистый звук, вращением ручки громкости гитары.
Требования у «фуззов» тоже разные, скажем Dallas Arbiter Fuzz Face, чтобы раскрыться нужна педаль «овердрайва» после него или усилитель уже на грани «перегруза», плюс гитара обладающая хорошим сустейном и агрессивное звукоизвлечение. А вот EHX Big Muff, достаточно просто подключить в «чистый» канал усилителя. Так же многие «фуззы» не переваривает «активные» датчики и очень чувствительны к используемым кабелям и датчикам гитары, поэтому слушать перед покупкой их лучше, по возможности, на своей аппаратуре, так как «дома» результат может быть непредсказуемым. Хотя некоторые модели не обладают подобными «врожденными» недостатками. «Фузз» это целая вселенная разных звуков.
Представители:
Fuzz Face, Tone Bender, Big Muff, Mosrite Fuzzrite, Jordan Bosstone, Univox Super Fuzz, Foxx Tone Machine, Fender Blender, Roland Bee Baa
9. "Мифология" ========
Если педаль без батарейки пропускает через себя сигнал, то она true-bypass.
Возможно, этот миф родился, так как для популярных эффектов фирм BOSS и Ibanez, байпас у которых буферизированный, это действительно так. Если эта педаль обесточена (нет батарейки и не подключен БП), они не пропускают сигнал. Но подобная методика, работает только для педалей с электронным байпасом. Большинство «винтажных» эффектов MXR, Electro-Harmonix и старые wah педали используют для управления байпасом SPDT (single pole, double throw, 1P1T) кнопку, которая позволяет коммутировать с «выходом», либо «вход», либо схему эффекта. И подобная конструкция легко пойдет подобный тест, но это не значит, что у педали true- bypass. Сигнал с вашей гитары всегда имеет соединение со схемой эффекта, даже когда педаль выключена, что может вызвать потери в звуке высоких частот, и его «замыливание». Это особенно сильно проявляется в старых wah-педалях и «винтажных» Big Muff. На других педалях, к примеру, MXR, потери могут быть меньше и практически незаметными, но это не делает их true-bypass.
Цифровые эффекты полностью оцифровывают ваш звук.
Во множестве случаев это не так. В процессорах и цифровых эффектах, скажем BOSS Digital Delay, dry (чистый, необработанный) и wet (обработанный эффектом) сигналы идут отдельно, dry при этом полностью остается «аналоговым», а «цифровой» wet сигнал подмешивается к нему в пропорции, определяемой положением регулятора Mix.
Можно пользоваться педалью «громкости» с 25кОм сопротивлением, если установить её после буферизированного эффекта.
Нет! Сигнал после буферизированного эффекта будет «гитарного» уровня (но с низким импедансом), а не линейного и использование педели «громкости» с неправильным сопротивлением повредит вашему звуку. 25кОм педали используют для линейного сигнала, такой как у «клавиш» или в петеле эффектов усилителя. Для гитарного сигнала, необходимо использовать педаль с 250кОм потенциометром.
Педаль Ibanez TS9 может считаться «оригинальной», только если на её этикетке отсутствует отметка «CE».
Можно использовать блок питания от процессоров Line6 для питания 9V примочек.