История эта началась года полтора назад, когда проезжая мимо местной конторки, называющейся не много не мало как «Дерево мира», торгующей оптом и в розницу древесиной редких и не очень пород, (которые возят из Буманса) решил заглянуть туда – посмотреть нет ли чего новенького. Не то чтобы у меня были какие-то глобальные планы - а так, роились некоторые мыслишки по созданию ещё одного баса, хотелось попробовать сделать JB для комплекта, ну и просто было время и кое-какие свободные денежки. Послонявшись по ангару среди паллет с разной древесиной, заприметил в куче ясеня досочку, вроде как бы подходящую для моих целей по толщине, ширине и отсутствию явно выраженных дефектов в виде кривизны и наличия сучков. Но тут заминка – доска почти 3 метра, а отпиливать ребята категорически отказались… Поразмыслив над ситуацией (уж если я чего решил, то выпью обязательно (с)) решил взять, тем более, что по деньгам было не накладно… Весьма кстати нашлась ещё доска клёна (единственная) длиной около метра, шириной 120 и толщиной 50 мм, взял до кучи и её. Ясень кстати пришлось ещё на месте укорачивать на метр, чтобы доска влезла в машину… простой ножовкой… Сразу приступить к задуманным проектам не удалось, пару месяцев пролетело в разных хлопотах, но так как начиналась зима, а тёплого места для занятий у меня нет, то подготовленные “бланки” были “законсервированы” до весны…С первыми лучами весеннего солнышка начался зуд в руках и мыслительная деятельность работала в одном направлении: что и как сделать и с чего начать… Так как гриф для меня самая сложная и трудоёмкая часть проекта, то решено было начать именно с него. Тут меня ждало разочарование: в доске было два сучка, расположенные так, что нормального грифа не получалось… Покрутив так и сяк, путём несложных расчётов, сопровождаемых тирадами ненормативной лексики, сделал вывод что не всё потеряно и гриф всё же можно выкроить, но переклеем. Тут же похвалив себя за сообразительность поехал с доской к приятелю и на циркулярке распилил её на реечки разной толщины. В итоге получил заготовки аж для двух грифов. В наличии имелся шпон махагона (из этой же конторы), с которым я и решил сделать переклейку грифов, скорее для внешнего вида, чем для звука. Ну а так как грифов получается два, то и басов решено было делать два... JB и PB, классику, так сказать… Не спеша брусочки на самодельном рейсмусе были подготовлены к склейке, тем временем найдены и распечатаны чертежи, выпилены основные шаблоны. Ну сам процесс изготовления я особо не фоткал, не считал необходимым – все приёмы и тонкости работы подсмотрены в ветках мэтров гитаростроения, сам я ничего нового не изобрёл, есть только фотки с телефона, которыми делился с младшим, он очень интересовался из Питера как идут дела…
Немного об особенностях проектов: несмотря на классическость форм, это не совсем стандартные инструменты. Всё-таки использовал то, что смог найти и купить. Грифы пришлось делать чуть длиннее стандартных, так как купленные загодя анкеры длиной 620 мм не влезали под размер обычной двадцатиладовой накладки, ну а раз меняется длина грифа, (соответственно количество ладов) то решил изменить и форму дек ( под делюксовскую), тем более, что картинки любых модификаций сейчас доступны, а сделать пересчёт нетрудно.

Итак, заготовки для дек выпилены, бланки для грифов с некоторыми трудностями тоже приготовлены… Один гриф получилось нормально склеить только со второго раза – не учёл особенности клея, при сжатии составные части начали расползаться в разные стороны, а пока выправлял клей (Пурклейберит -501) уже начал схватываться и не получилось равномерно стянуть. Пришлось распиливать по шпону, снова ровнять на рейсмусе, и клеить второй раз. Теперь я был уже более подготовлен и получилось более-менее нормально.Правда внутренняя часть после вторичной обработки и подгонки под склейку стала почти на миллиметр тоньше, чем на втором грифе, но это думаю не критично, для паза под анкер места хватило, ну и пришлось доклеить уголок на пере…
Дальнейшая работа тормознулась, когда пришло время заниматься накладками. Купленные уже давненько заготовки (палисандр и клён) при детальном рассмотрении оказались не совсем подходящими для моих проектов. Палисандр с дырками червоточины, а клён со следами то ли сучка, то ли какого другого дефекта на самом видном месте. Вначале я думал удастся обойти эти дефекты, но как ни прикидывал по размерам не вписывалось… Пришлось заказать новые в раре-шопе…
Чтобы не терять зря время, из остатков ясеня решил сделать телек, тем более, что имелся гриф для него, (лежал на шкафу больше года, всё никак руки не доходили заняться) да и неспеша прикупленные комлект звукоснимателей со всей фурнитурой тоже ждали своего часа… Ну раз решено, значит делаем! Выпилить оказалось не так уж сложно, но вот с покраской дело пошло туго… Видимо я невнимательно читал про процедуру покраски ясеня, поэтому эпопея растянулась почти на 2 недели. Морилкой делать нужный “окрас” не решился, так как структура дерева очень неоднородная, и морилка впитывалась очень неравномерно, получались какие-то разводы вместо плавных переходов. Решено было подтонировать лак красителем. В результате экспериментов был выбран цвет “венге”, но и тут тоже не всё гладко прошло – рано начинал шкурить, лак проседал в порах уже после шлифовки. Два раза сошкуривал всё до дерева, потом красил по новой. Результат в конце концов получился конечно не идеальный, но близко к тому, что я хотел получить. Тут уж у меня терпёжка кончилась – хотелось услышать звук и понять стоит ли так упираться и доводить до идеальности… Я конечно не гитарист, и не так уж много держал в руках “фирменных” инструментов, к тому же и играть толком не умею, возможно в силу вышеназванных причин полученный результат меня вполне удовлетворил, даже скажу больше – звук мне очень понравился, да и младший, когда приехал и поиграл на нём, тоже остался доволен звуком. Это кстати вселило надежду на то, что басы тоже должны хоть как-то “зазвучать”. Правда я долго привыкал к кленовому грифу, чисто визуально было непривычно, и поэтому поначалу даже путался в ладах (все имеющиеся у меня гитары с тёмными накладками, с кленовой была когда-то только Мюзима Экшен Бас).

Тем временем приехали заготовки для накладок, но так как не хотелось испортить качественный материал, а из имеющегося под руками инструмента пропилить пазы под лады нужной толщины ничего не подошло, заказал фирменную пилку, вернее сын из Питера её привёз, но не сразу, (не было в наличии, пришлось ждать почти 3 недели) поэтому пока пришлось заняться другими делами.

Окрас JB на семейном совете решено было делать санбёрст, а с PB долго не мог определиться. Фактура дерева очень невыигрышная в плане покраски просто “под лак”, глухую покраску тоже не хотелось делать, сначала собирался для лицевой стороны использовать шпон ясеня, фактура у него вроде симпатичная, но уж больно тонок – местами просвечивает как бумага… побоялся, что клей проступит через него и испортит весь вид…потом, когда в очередной раз заехал в местную контору разведать что новенького у них появилось, мне предложили шпон кевазинго, и вопрос решился…

Толщина шпона около миллиметра, поэтому загнуть под уже сделанный скос не составило особого труда, его же позже я наклеил на лицевую часть “головы” грифа, так сказать для “завершённости композиции”.

Все работы я планировал провести в течении лета, так как занимаюсь этими делами в неотапливаемом гараже, во всяком случае до наступления холодов… Но по ряду причин, часть которых названа, а ещё прибавить к этому семейные и прочие дела, к концу лета было сделано едва ли больше половины намеченного. Если бы я вёл рассказ в хронологическом порядке, так сказать “онлайн”, то тут вообще пришлось бы прерваться почти на два месяца, так как во время работы над телекастером вспомнил о юбилее давнишнего приятеля Женьки - гитариста, с которым мы в своё время прошли “огни, воды и медные трубы”, и возникла бредовая идея подарить ему гитару… Не то, чтобы она ему нужна, (он сейчас всё больше на клавишах под минусовки в кабаке лабает) но другого подарка не придумалось… Тем более, что когда я показывал ему первый телек, сделанный 2 года назад для младшего, ему он очень понравился и Женька полушутя сделал “заявочку” на такую гитару, тогда я тоже полушутя поотнекивался, но как говорится “в каждой шутке…” Причём делать одинаковые гитары не хотелось, поэтому решил повыделываться и собрать для него “тинлайн”. Но это, как говорится, совсем другая история, (частично я упоминал о ней в теме про сапеле) может потом, если соберусь, расскажу отдельно…

Работу над своими проектами продолжил уже в конце октября, первоначально думал перебраться к приятелю в мастерскую или вообще завязать до следующей весны, но тащить весь скарб (фрезерный стол, ресивер, другие прибамбасы) было влом, к тому же погода в этом году дала отсрочку для продолжения. Пришлось правда несколько “утеплить” гараж – заделать щели в воротах, сделать дополнительный занавес на калитку, чтобы не выпускать тепло и завесу на ворота для лучшего сохранения микроклимата. За пару часов при нулевой температуре на улице удаётся нагреть до вполне комфортных, как мне кажется, 15-17 градусов тепла. Конечно электричества нажёг за пару месяцев как в квартире за полгода, но что поделаешь – красота требует жертв…
Ну вот, наконец-то накладки приклеены, пазы под лады пропилены, формы грифов выведены… Остаётся покраска. Без косяков конечно не обошлось – с пропилами лоханулся, не совсем корректно рассчитал глубину, надеялся, что при выведении радиуса всё нормализуется, но в итоге пришлось заделывать дырки под ладами, надеюсь не скажется на звуке… Пару раз клён скололся на краях при подгонке толщины “пера”, пришлось подклеивать, полчаса просеивал опилки, чтобы найти улетевшую из под фрезера щепочку. Лады удалось поставить вроде без изъянов, причём на палисандр убил 3 вечера, клён видимо не такой плотный – управился за вечер, или может опыта набрался… С покраской грифов особых проблем не было, если не считать шпонированных голов – сдались только с третьего захода. На одной башке шпон ясеня, со всеми вытекающими последствиями, кевазинго оказалось тоже не подарок – вроде плотнее ясеня, но в шпоне куча тонких глубоких “рисочек” (не знаю как назвать – трещинки или поры) лак в них “проваливается” в течение трёх дней, нормально залитая поверхность на третий-четвёртый день перестаёт быть таковой… С декой РВ та же история – пришлось тщательно грунтовать поверхность, чтобы финишный слой был более-менее ровным. Санбёрст на JB тоже дался не сразу – первый вариант пришлось сошкуривать почти до дерева, тут сказалось несовершенство покрасочного оборудования, да и 15 градусов для покраски видимо не очень подходящая температура… (вообще сделал вывод, что если думно заниматься в дальнейшем этим делом, то надо решать вопрос с нормальным компрессором, иначе одна нервотрёпка и вся проделанная работа портится некачественной покраской). Так или иначе, к Новому году вся трудоёмкая работа была закончена и на праздничные каникулы осталась только окончательная сборка и доводка инструментов. Ну с паяльником мы знакомы не понаслышке, так что с этой стороны сюрпризов ждать не приходилось, но неожиданным (опять-таки из-за недостатка опыта) оказалось то, что размеры купленных уже после начала работ звукоснимателей несколько отличались по размерам от тех, которые я использовал при изготовлении шаблонов. Пришлось вручную подтачивать пикгарды, а у бриджевого сингла на JB заменить крышку – с родной он никак не влезал в приготовленное “гнездо”, а перефрезеровывать уже готовую деку не было никакого желания, хорошо ещё, что удалось разобрать датчик не повредив обмотку… Не знаю правда ещё в чём причина – в дешёвых бриджах или бюджетных звучках, но местоположения магнитов ну никак не соответствуют расстоянию между струнами… И так и эдак прикидывал, но всё равно получилось слегка несимметрично, хотя звукосниматели установлены вроде бы в стандартных для этих моделей басов местах. Понятно, что на звук не должно сильно сказаться (магнитов то всё-таки по два на струну) но эстетика страдает…
Ну вот наконец в канун Рождества инструменты ожили… Сыграв на них первые ноты и отстроив мензуру вздохнул с облегчением – с ладами не накололся, инструменты, судя по показаниям тюнера, строят, анкеры работают! Ну насчёт звука пока рано судить, надо покрутить настройки, попробовать разные варианты.

Неподключенные звучат примерно одинаково, ну разве что РВ немного глуше. В усилке при одинаковых настройках звук РВ кажется мясистей, на бриджевых звучках гитары очень похожи, на нэковых саунд мягче и как бы “глубже”, и хотя JB тяжелей на полкило тем не менее кажется отзывчивей. Жена услышав первые извлечённые ноты сказала, что звук “рояльный”, хотя она наш сайт не читает и с термином этим, известным в кругу басистов, не знакома…