Афоня, ок, с удовольствием посмотрю)
... и добавил:
Немного о серьёзности экспериментов.
Сразу отмечу, что буду говорить о себе и о своих наблюдениях (дабы не возбуждать горячих парней от гитаростроения)
Чем больше я делаю гитар, тем больше вижу, насколько мало смыслю в этом деле))) С каждым новым инструментом приходит понимание, что факторов, влияющих на конечный результат, бесконечное множество. И сказать, что я способен учесть все возможные варианты и комбинации по конкретному заказу -- значит соврать.
Я лишь могу предположить, с учётом опыта, каков будет конечный результат.
Иногда приходится читать или слышать весьма забавные рассуждения по поводу того, что тот или иной мастер настолько крут, что запросто вам слепит гитару со звуком Сантаны, Блекмора, Сатриани и т.д и т.п. Чтобы понять насколько это голословно, достаточно ознакомиться с историей гитары Брайна Мэя. В фабричных условиях, имея исследовательскую базу, оригинальный образец и самого автора в качестве консультанта, так и не смогли создать точную копию. В чём честно признались.
Именно поэтому смешно утверждать, что в «кухонных» условиях возможно заниматься серьёзными исследованиями в области гитаростроения, а уж тем более звука.
Все мои «эксперименты» сводятся к практическому опыту «методом научного тыка». Я практик – и моё понимание того, что я делаю, приходит через количество проделанной работы. Теория важна, но: теория без практики мертва.
К примеру, можно глубокомысленно рассуждать об изменении структуры сплава струны на молекулярном уровне при долгосрочном пребывании её в скрученном состоянии и абсолютно не понимать сути этого явления. Звучит очень красиво и сильно приподнимает статус вещающего…если на задавать простые вопросы:
А в какой степени и каким образом это физическое явление в результате влияет на звуковые и эксплутационные качества струны?
В какой промежуток времени с момента изготовления струны являются «свежими» и когда начинаются эти волшебные изменения?
И главный вопрос – каким образом проверить свежесть струн при покупке в магазине, если не принимать в расчёт честное слово продавца?
Бесспорно, само по себе явление имеет место быть, но насколько оно существенно в прикладном смысле, если учитывать, что струны – расходный материал, и что в течение недели все их замечательные звуковые характеристики потеряются процентов на 30-50?
Поэтому для себя я сделал вывод – нужно искать компромисс между звуковыми качествами и эксплуатационными свойствами.
В струнах это – Эликсир нановеб.
Для профессионального гитариста гораздо важнее ровность звучания струн на протяжении всего срока их эксплуатации, чем кратковременная яркость, бриллиантовость, сытость и т.п.
Мои рассуждения были подтверждены подавляющим количеством студийных гитаристов.
Ещё один пример – лады.
Много копий обломалось на этой теме, но всё же позволю себе кратко высказать свою позицию.
В этом вопросе мне уже давно всё понятно и с точки зрения металлиста, и с точки зрения музыканта.
Работа с профессиональными музыкантами даёт гораздо больше информации, нежели просто прочтение каких-либо статей в Интернете или попытка докопаться до сути вопроса, опираясь лишь на свои взгляды и ощущения.
С ними легко, так как они практики и любой «загруз» проверят на собственных ушах. А так как в моём арсенале таких ушей не одна пара))), то, обобщив информацию из разных источников, можно сделать определённый вывод.
Что касается звуковых качеств ладов, то могу смело утверждать -- слухи об этом сильно преувеличены. Точнее будет сказать, влияние ладов на звук гитары в целом.
Я работаю с нормальными людьми, у которых нормальное строение уха, нормальная физиология и психика – 99% из них не замечают разницы в звучании своего инструмента после замены ладов (1% -- сомневающиеся). В принципе, на этом исследования в области призвуков от ладовых пластин можно закончить и переключиться на более важные составляющие звука.
Остаётся лишь вопрос от рабочего-металлиста:
Если мы сравниваем лады разных производителей, сделанных из одного и того же сплава – нейзильбер (сплав меди с 20% цинка и 13.5 -16.5% никеля), причём, именно одной твёрдости, а значит с одинаковым процентным составом никеля, какой же из оставшихся металлов и в каком процентном соотношении даёт в сплаве одного производителя «теплый благородный оттенок», а в сплаве другого «замыленность и пластмассовость»?
Какие должны быть условия – убитость инструмента, сверхчувствительная записывающая аппаратура, механическое извлечение звука и т.д., чтобы зафиксировать эти различия?
Свой супер серьёзный эксперимент провёл и я)))
Взял прутки толщиной 3 мм из нейзильбера и колокольной бронзы и проверил их звуковые качества методом обыкновенного простукивания. Следуя элементарной логике, разница в сплавах должна дать и разницу в звуке. Так, в общем-то, и есть. Могу отметить лишь смещение частотного диапазона – нейзильбер звучит ярко и звонко, бронза – глубже, со смещением в низ. Но это различие настолько не существенно, что рассматривать его как элемент, влияющий на общее звучание инструмента, не имеет смысла. Замечу, что из тестируемого прутка получается 5 ладов – соответственно, при раскрое разбежка в тоне будет ещё меньше. Теперь соотнесите массу лада к общей массе инструмента…
Бронза обладает бОльшей плотностью и упругостью в отличие от нейзильбера, что явно скажется на износостойкости этого типа ладов.
Лично для меня и моих заказчиков это качество гораздо важнее.
Эксперименты с древесиной тоже достаточно условны.
Здесь я опираюсь на исследования в области скрипичного мастерства, где эта составляющая наиболее важна. Начиная с 16-го века и заканчивая нашим временем, конструкция скрипки и материалы, используемые при её изготовлении, не претерпели никаких изменений. Сотни лет были у человечества для изучения и совершенствования этого замечательного инструмента. Однако, и по сей день не разгаданы многие тайны, влияющие на звук скрипки.
Фабрики располагают аппаратурой и методами для получения исчерпывающих данных об акустических свойствах того или иного сорта дерева. Таких возможностей мастер-одиночка, разумеется, не имеет, равно как и возможность селекции. Но, даже обладая такими знаниями, можно лишь сказать: вот эта заготовка лучше, а вот эта хуже. Тембральный же спектр мастер может определить исходя исключительно их своего опыта и вкуса.
А теперь вспомним, что у нас речь идёт об электрогитаре.
Здесь ещё всё более запутанно и сложно. Взгляните на обилие различных, форм, сочетаний древесины, различие мензур, разнообразие фурнитуры и конструкций.
Даже в условиях массового фабричного производства трудно говорить о какой-либо серьёзности экспериментов. Можно спорить, но факты – вещь упрямая: у моего знакомого два PRS одной серии при полной идентичности конструкции звучат ощутимо по-разному.
Исходя из вышесказанного, надо признать, что в моей работе основополагающим фактором является опыт и интуиция, а не строгие расчёты.
В отличие от желания скрипачей иметь инструмент, близкий по звучанию к классическим «итальянцам» 16-17 вв., гитаристы-«электрики» хотят иметь инструмент со своим характером, отличным от других. Я имею ввиду основную часть заказчиков.
В конструкции электрогитары определяющими факторами формирования звука являются: древесина и электроника.
Несколько странно слышать рассказы об уникальности и своеобразности гитары, которая сделана из ольхи или махагони с клёном, со стандартной мензурой и датчиками Seymour Duncan 59, JB,Jazz и т.д. Не буду далёк от истины, если скажу, что какой-нибудь Cort из ценового диапазона 600-700$ будет звучать практически так же.
Последнее время я стал больше обращаться к экзотическим сортам древесины и начал эксперименты с одной формой. Причина тому – сужение области исследования и, соответственно, более предсказуемый результат. То же касается и электроники. Найдена, по моему мнению, оптимальная электроника, которую я буду использую в своих наработках.
То есть, на основе конкретной модели, определённого типа древесины и электроники есть возможность отработать некую свою концепцию звука. Конечно, это не будет революцией в гитаростроении, это всего лишь робкая попытка найти/создать своё узнаваемое лицо)))
Самое полезное моё наблюдение – не стоит искать секреты звука в мелочах, не поняв до конца основ.
Кто-то пытается удивить окружающих технологиями изготовления и наличием оборудования, не замечая наличия фабрики Fender, кто-то намекает на секретные лаки, не помня о Страдивари, кто-то видит, слышит, думает лучше других, насмешив тем самым орлов, летучих мышей и Вассермана…
Лично меня качает конечный результат. А моим заказчикам совершенно по-барабану, каким способом я его достигаю. Это уже лично моя проблема.
Нужно адекватно оценивать свои возможности и побольше работать, достигая результатов упорным трудом и логическими выводами, а не эмпирическими исследованиями.
В противном случае может получиться как в народной мудрости – за деревьями леса не видно)))