Автор Тема: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика  (Прочитано 15510 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #15 : Июля 21, 2011, 14:17:00 »
Не буду делать новую тему для короткого отступления от темы.

Лет пять назад, я в целях приобщения шалопая к музыке приобрел Ibanez micro:



разновидность GRG с укороченной мензурой.

Надо было отдать должное гриф был очень даже ничего - удобный (и это 24 лада при сокращенной мензуре!) но все остальное...
Шалопай так и не проникся...

Засим было решено провести модернизацию: замену всего кроме грифа.

Снял старую деку:



Агатис, явно вилами разгружали...



И из ясеня сделал новый (фото процесса нет, дело было прошлой осенью). Ясень жутко плотный, я об него две фрезы сломал (по глупости конечно). Дека из трех кусков.





Дека почти на сантиметр (0,8) тоньше, но не смотря на это чувствительно тяжелее оригинала. Покрытие (если это можно назвать покрытием): просто мебельный воск, но так как деревяха ОООчень плотная она плохо пропитывалась и много воска осталось снаружи  - я его просто снял скребком. Так что просто проявился рисунок и заполнились поры.

Я тихо балдею от рисунка дерева:





Как будто два рисунка пересекаются один с другим замысловатой сетью...

Что еще... сделал по другому гнездо под джек, сильно утопив  его (это позволяет ставить гитару не заботясь о торчащем джеке)



Ну что еще... Результат:

Гриф: родной, полисандр на клене
Колки: родные, обычные
Дека: ясень, три куска
Бридж: родной, фиксированный, струны сквозь корпус.
Звучки: set Artec Jiowanny GWH2 зебра
Переключатель: на 5 положений (HB-SB-(SB+SN)-SN-HN)
Струны: десятка GHS.

Звук на сингловых режимах очень похож на ... Телекастер! На хамбакерных... немного менее звонко, и помясистее.
По любому гитара стала звонче, четче и вообще естественнее как то.

Если кому интересно - замерил акустические резонансы старой и новой дек:
Резонанс вдоль тела гитары:
агатис: два 1250 и 3940 Гц.
ясень: один 4160 Гц (убралась гнусавость 1250)

Резонанс в "бедрах":
агатис: 2380
ясень: 3330 (добавилось звонкости)

Резонанс в "рогах":
агатис: 3120
ясень: 3570 (оба в области звонкого)

Резонанс вглубь(сквозь толщину) деки:
агатис: два 833 и 1140
ясень: 2170 (из гнусавости ушло в яркость)

Резонанс в талии:
агатис: два 819 и 1500
ясень: 2900 (из гнусавости ушло в звонкость)

Наличие двух резонансов по некоторым направлением вызвано наличием карманов в деке. Это нормально.

Оффлайн Землячёк

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1283
  • В совершенстве владею 5-ю гитарами. Как владелец.
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #16 : Июля 21, 2011, 15:06:25 »
Серьёзный научный подход! :)

Оффлайн Андрей Школик

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1326
  • Svet guitars
    • Svet guitars - гитарная мастерская
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #17 : Июля 21, 2011, 16:02:29 »
Напрашивается вопрос - а как измерялись резонансы?

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #18 : Июля 21, 2011, 17:33:06 »
Андрей Школик, Элементарно Ватсон!

Использованный инструмент:
1. Звукосниматель "таблетка" от акустической гитары на двухстороннем скотче
2. Осцилограф с однократной разверткой и памятью
3. Небольшой молоточек

- Звукосниматель клеится с одной из сторон "объекта"
- Осциллограф подключается к звукоснимателю и переводится в режим ожидания
- Молоточком, слегка, бьем по противоположной стороне "объекта" (при этом срабатывает импульсная развертка осцилографа и он рисует затухающую кривую напоминающую синусоиду)

Естественно несколько раз, сначала приходится подправить чувствительность и скорость развертки так чтобы хорошо был виден период затухающего колебания.

Как легко догадаться, основной период этой кривой как раз и есть период резонанса. Использованный осциллограф (цифровая Веллемановская игрушка) удобен еще и тем что когда я устанавливаю два курсора на двух точках пересечения "синусоидой" нуля - он отображает частоту, избавляя меня от нудных расчетов :)
« Последнее редактирование: Июля 21, 2011, 17:35:25 от yury-botov »

Оффлайн Андрей Школик

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1326
  • Svet guitars
    • Svet guitars - гитарная мастерская
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #19 : Июля 21, 2011, 18:50:59 »
о как! Надо в выходные постучать по своим гитарам :)

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #20 : Июля 21, 2011, 18:56:45 »
Только без усердия ;)

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #21 : Августа 01, 2011, 12:33:44 »
Ну что-ж продолжим :)

Займемся конем:



подклеим кусок ясеня сверху и нарисуем лошадь



Обрезал по контуру электролобзиком и немного поколдовал дремелем



Видно что уже стоит порожек, вот они заготовленные порожки - душа не выдержала - из венге.
Единственный использованный при производстве порогов инструмент - ручная виброшлифовалка.



Теперь начинаем клеить деку. Пилил электролобзиком с запасом, потом напильник...



Клеил опять Тайтбондом. Просверлил резонаторные отверстия (сверло форстнера) - а то потом из кузова опилки не достанешь.



Вот что получилось:





И разумеется душа не выдержала: очень хотелось послушать что получилось... поэтому попробовал натянуть струны...



Струны это отдельная песня. Когда начинал об этом и не подумал. Гитарные струны в наборах имеют штатную длину 1.1 метра, а мне-то надо как минимум 1.3! (0.9 мензура, 0,2 снизу, 0.2 сверху). Плюнул, пока поставил леску от триммера 1.6 мм. Плывет, но для понимания вполне достаточно. Подумываю об использовании струн от виолончели или чего нибудь в этом духе.
Колки пока поставил гитарные  ;) локовые  :D (других под рукой не было)



Ну и пару шурупов в задницу



В общем вот такая штука получилась:



Если обратили внимание - она немного пожелтела - это грунт - разбавленный спиртом шеллак.



Впечатления:
- звучит похоже на домбру, с характерным подвыванием при игре медиатром
- как гитаристу мне пользоваться ей не очень удобно: толстоват и узковат гриф, велико расстояние между ладами (как у баса) но простые вещи вполне получаются. Самое непривычное то что левая рука должна быть обычно значительно выше головы - кровь отливает и она быстро устает.
- звучит достаточно громко, не смотря на малые размеры деки и использование ясеня вместо ёлки
- тяжелая гадина  ;D
- на натяжение струн гриф не отреагировал вообще никак - абсолютно прямой

Что еще буду делать:
- Сделаю деревянные колки, по типу контрабасно-виолончельных
- выкручу сзади два шурупа, сделаю вместо них туда бобышки из венге
Короче следующий этап эпопеи - токарный.

Еще не уверен, но возможно сделаю завал грифа вниз (сострогаю сверху сняв лады) это позволит понизить струны, заодно приподнять подставку (увеличить ее давление на деку) а это сделает ее еще немного погромче. Может вообще сделаю гриф потоньше, прочности явно хватает.

Оффлайн PavelR94

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Калмыцкая домбрА - нужна информация
« Ответ #22 : Августа 01, 2011, 19:34:20 »
Эх...хорошо получается :good:

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #23 : Августа 20, 2011, 19:59:47 »
Купил себе любимому на день рождения простой токарный станочек (корвет-71). Сделал пробные колки из венге - вроде получилось, обтер канифолью и попробовал в деле-работает! На днях сделаю фото и заодно сделаю бобышки для крепления струн сзади. Эксплуатация показала что струны продавливают деку на перегибе ( дека то радиального распила), надо будет там сделать небольшую вставку из венге для прочности.

Зреет следующий эксперимент: кабардинский шичапшин. Это типа скрипки но играют на ней поставив  на колени. Пока изучаю тему, к счастью есть много фотографий и удалось увидеть в музее в натуральную величину. Прикидываю что следующим будет осетинский дала-фандыр (кабардинцы его зовут апапшин). Это что то типа балалайки.

Оффлайн Vilmour

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1962
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #24 : Августа 21, 2011, 01:04:04 »
а я вот укулельку мечтаю собрать, чтобы положил в чумадан - уехал на учебу и было подо что песни поорать :)

Оффлайн Андрей Школик

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1326
  • Svet guitars
    • Svet guitars - гитарная мастерская
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #25 : Августа 24, 2011, 11:41:38 »
Vilmour, ух, мне на днях на ремонт укулеле приносили - очень задорная вещица :) Тоже хочу собрать! Поделишься потом чертежом, я думаю ты быстрее решишься.

Оффлайн Vilmour

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1962
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #26 : Августа 24, 2011, 11:45:19 »
да я бы уже начал - мне в лом сборочный шаблон делать и ладов жалко :pozor:

готовыми чертежами из тырнета не буду пользоваться, нарисуем все сами :)

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #27 : Августа 24, 2011, 13:56:22 »
Андрей Школик, Вот тут у мужика есть план укулельки

http://www.grellier.fr/plans.php?lang=fr

Оффлайн Андрей Школик

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1326
  • Svet guitars
    • Svet guitars - гитарная мастерская
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #28 : Августа 24, 2011, 17:07:01 »
yury-botov, огроменное спасибо!

Оффлайн yury-botov Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • selfbanned
Re: Калмыцкая домбрА (сделано) и прочая экзотика
« Ответ #29 : Августа 29, 2011, 14:32:31 »
Итак следующий проектик: шичепшин.

Это подобие скрипки у адыгов.
Название переводится как "из хвоста коня музыкальный инструмент", поскольку как смычок так и струны делались из конского волоса.

Выглядит это добро примерно так:



Он тут справа вверху. Слева две дудки по имени "камыль" (камыш) а справа внизу пастуший рожок (фиг знает как называется). Адыгские шичепшины бывают разных форм, я буду делать кабардинскую версию которая выглядит примерно так:



У шичепшина бывают 1, 2 или 3 струны. Чаще всего 2. Но я буду делать три, поскольку удалось добыть книжку нот, в которой для исполнения нужны именно три струны.
Строй шичепшина квинтовый, общепринятого строя "первая струна-такая то" нет, но обычно где то в районе до 2-й октавы. Важно только что между струнами квинта.

Корпус долбленый из единого куска. Материал корпуса бывает разным. Я пока выбрал для себя ольху.
Дека тоже бывает разной. У меня будет из ясеня, миллиметра 2-2,5.
Ладов разумеется нет.
Ручка... да, именно ручка а не гриф! Предназначена только чтобы за нее держаться. Играя на шичепшине ставят его вертикально на колени, а смычком водят в гризонтальной плоскости.
Еще одна особенность техники игры на нем: для перехода от струны к струне не меняют угол наклона смычка, а поворачивают сам инструмент по оси.
Так вот, на счет ручки: на ручке устанавливается кольцо которое прижимает струны к ручке и может перемещаться по ручке вверх-вниз для "подстройки тона инструмента". Функцию "грифа" выполняет сама дека, к которой струны и прижимают.
Дека имеет достаточно небольшие размеры (ширину), это делается специально, чтобы сделать инструмент немного потише, поскольку исполнитель, как правило еще и поет. Инструмент не должен его перекрикивать.
В деке "для выхода воздуха" насверлено большое количество мелких отверстий. Логика их размещения  мне пока не понятна.

Вот пока и все. Кусок ольхи выбрал, разметил. Ясень на деку тоже. Скоро начну.