Это сага о инструменте, который не каждый день увидишь.
Началось всё осенью/зимой прошлого, 2010, года, когда я в своих звуковых изысканиях наткнулся на замечательного музыканта, дизайнера, типографа, фотографа и, по совместительству, гитарного мастера Ганса Райхеля (Hans Reichel). Живёт этот человек в Германии и в дни своей молодости - 60-е годы 20-го века - он очень удачно застал расцвет новой импровизационной музыки: фри-джаз, импров et cetera. Времени он даром не терял и со ставшего ему скучным рок-н-ролла переключается на импров, благо, академическая база у него присутствует. Параллельно он, в отличие от большинства гитаристов того времени, усиленно изучал "физику" гитары: принципы образования обертонов, "препарирование" инструмента с целью получения необычных звуков и процессы, влияющие на образование этих звуков, так называемый третий бридж (third bridge) и прочая. Заметьте, всё это происходило до экспериментов no-wave музыкантов Нью-Йорка. Уже с конца шестидесятых Ганс начинает изготовлять свои инструменты сам, так как, конечно же, в магазинах желаемого не купить. Он много выступает сольно, играет вместе с Дереком Бэйли (Derek Bailey), Фредом Фритом (Fred Frith), Томом Кора (Tom Cora) и другими видными авангардными музыкантами. Вместе с тем его стиль игры заметно отличается от обезжиренного и сухого стиля Бэйли или лихого и шумного стиля Фрита - Райхель играет на удивление мелодично, в его музыке очень много от фольклора.
Конечно, инструменты его меня поразили сразу. Третий бридж - самое безобидное, что можно было придумать. На сайте
http://daxo.de/ (бесспорно, заслуживающем отдельного внимания) можно найти историю эволюции инструментов Ганса Райхеля непосредственно из рук автора. Вот некоторые из них:
Благодаря этим изображениям можно оценить талант Ганса в качестве гитарного мастера и изобретателя.
А вот и видео:
Hans Reichel, Ulrichsberg 6.12.09.... и добавил:Я долго думал, прежде чем решился на подобный заказ. Всё же надо было тщательно взвесить все "за" и "против". За основу была взята двухгрифовая гитара Ганса, которую можно увидеть на видео в посте выше, на сайте или тут:
Для выяснения подробностей об инструменте - мензуры, древесина, электроника - я даже написал Гансу на адрес, указанный на его сайте. Но он, конечно же, не ответил. Задача усложнялась.
В итоге я достаточно долго искал мастера, который согласился бы взяться за такое непростое дело - фактически, разработка инструмента с нуля. Но мне удивительно повезло. Примерно в то же самое время мой знакомый обзавёлся одним, а через некоторое время и вторым мастеровым бас-гитаром. Звучали они изумительно, да и выглядели обалденно. В итоге я, уже совсем отчаявшись, решил попытать удачу и обратился к этому человеку, который практически сразу же, к моему удивлению, согласился взяться за работу. Без него не было бы этого проекта, не было бы воплощения этой идеи и я ему благодарен так сильно, как только вообще могу быть благодарен.
Ещё примерно пару месяцев мы штудировали сайт Ганса, вытаскивали по клочкам из интернета фотографии и информацию, переводили редкие интервью и обсуждали, обсуждали, обсуждали.
Так родился следующий эскиз:
Далее, надеюсь, дополнит сам мастер. Хочу лишь добавить, что это, судя по всему, второй в мире подобный инструмент - первый находится непосредственно у изобретателя.