для начала давайте разделим понятия слои и волокна. слои в доске могут быть абсолютно параллельны краям доски, а вот волокна в ней же в большинстве случаев всё таки окажутся под наклоном.
в результате разности высыхания слоёв возникают трещины, а вот крутка связана с направлением волокон внутри бруска.
посмотрим на строение ствола. каждый год на ствол прирастает новый слой, поэтому все слои более менее параллельны оси ствола. но вот волокна, из которых эти слои состоят, в подавляющем большинстве случаев не параллельны направлению оси ствола, а имеют изначально небольшую крутку. присмотритесь к брёвнам и трещинам на них. они практически всегда идут по винтовой , и повторяют направление волокон в стволе. и вот мы берём наше бревно, и тащим его на пилораму. естественно наше желание получить как можно больше хороших досок, и поэтому мы пилим его так, как пилим. то есть строго параллельно. что же нас ждёт в результате - направление волокон в доске окажется под наклоном. причём если взять чистую радиалку с сердцевинкой внутри, то по одному краю её волокна будут косить в одну сторону, а по другому - в противополжную . поэтому при высыхании досок , если их не сушить сложенными в штабель и под грузом, практически всегда возникает винт. и происходит он не от разной скорости высыхания, а от того, что пока бревно было целым , в нем были свои внутренние напряжения, обусловленные совокупностью связей между волокнами. и вот когда мы выпиливаем из него доску, то тем самым перерезаем эти связи.
наверное многим из вас знакома ситуация, когда берёшь ровную сухую доску, пилишь её на циркулярке вдоль, и вдруг вместо 2 ровных брусков получаешь 2 коромысла? вот это как раз и есть эффект перерезания внутренних связей. и ничего с этим поделать нельзя.
если говорить о композите из твёрдых и мягких слоёв, то это скорее относится к хвойникам, чем к лиственным, из которых в основном и делают грифья. у лиственных разность твёрдости меду слоями не так сильно выражена.
почитайте у мастеров , делающих акустики, и вы заметите такое понятие - колотые пружины. они делаются из брусочков полученных не пилением на доски, а расколкой чурбака топором. при таком способе получения заготовок получается очень много отходов, но зато и волокна и слои внутри бруска получаются параллельны его сторонам. в результате - большая прочность на изгиб и на слом. у скрипичных мастеров в ходу колотые заготовки на деки. вот там винт полностью исключён.
для наглядности прикладываю фото. доска лиственница радиалка. откол произошёл не по слоям, а по волокнам. ну и брёвны. и до кучи кадрик о том, как добыть прямослойную заготовку.