Отрывок из моего интервью для журнала "Живое железо и рок-н-ролл" (ссылка есть в соц сетях)

"Историй связанных с производством очень много. И каждый этап работы - это результат, какой-либо "истории" в прошлом.
На эту тему уместней написать советы начинающим мастерам:
- Чтобы твоё имя ассоциировалось с какими-либо дизайном и было возможно создание бренда,
разработай действительно оригинальный дизайн. Не можешь разработать сам, доверься специалистам.
К слову, разработкой моделей занимается Дарья. Как и всем графическим материалом и подачей.
- Гитара или бас делаются прежде всего чтобы звучать. И в определенных пределах звук можно запрограммировать
на этапе согласования. Однако если твой клиент описывает в сочинении на 300 слов звук, который ему необходим,
то это тяжелый случай. На звук влияет комплекс факторов, и 100% попадание в представление клиента о звуке возможно далеко не всегда.
- Чтобы точно выставить стоимость какой либо услуги, сделай это на пробном экземпляре. Не экспериментируй на дорогом материале.
Если испортишь дерево стоимостью как твоя услуга "изготовление", то в лучшем случае изготовишь инструмент бесплатно,
в худшем, потратишь больше, чем получишь. Если выставишь стоимость какой-либо услуги не опробовав её,
то скорее всего потратишь больше времени, денег и сил чем ты ожидал.
- Разрабатывая полностью индивидуальный инструмент указывай на чертеже максимальное количество характеристик.
Это относится и к длине инструмента и к размеру корпуса, и к профилю грифа, и к разметке на грифе.
Всё что не оговорено в спецификациях и не указано в письменном или графическом виде - заведомо пространство для неточностей.
- Будь готов что клиент может уйти в любой момент. Оговариваешь и чертишь инструмент несколько дней - клиент ушел.
Заказал на гитару фурнитуру и дерево - у клиента сложности и инструмент уже не нужен. Начал изготовление,
сделал заготовки - клиент отказывается от изготовления. Завершил изготовление - клиент не выходит на связь.
Отправил инструмент - от клиента ни слова. Всегда будь готов, при дистанционной работе, что клиент может уйти в любой момент.
Имей сценарий действий на этот случай. Всегда работай по предоплате. Много в интернете рассказов
про недобропорядочность мастеров, но и мастера могут не меньше рассказать о поступках клиентов.
- Репутация всегда дороже денег. Необходимо идти на встречу клиенту и решать непредвиденные сложности,
переписываться столько, сколько требуется. Стараться понять сторону клиента и уметь объяснить свою позицию.
Это важно. Гитара может быть повреждена при доставке, комплектующие могут быть с браком, дерево
в процессе изготовление может повести себя непредсказуемо. Будь честен с клиентом, говори как есть и делите риски.
Они обоюдные. Если ты не закладываешь никакие риски в стоимость изготовления, то очень рискуешь.
- Оборудование ломается. Оно может сломаться в самый неподходящий момент. И даже самый современный чпу станок,
может испортить заготовку. Обслуживание станков, их отладка, замена комплектующих, заточка пил -
всё это тоже часть изготовления. А на случай испорченной заготовки полезно иметь под рукой аналогичный комплект дерева.
- Все участники процесса создания инструмента: поставщики дерева и комплектующих, транспортные компании,
почтовые операторы, продавцы местных музыкальных магазинов, коллеги, - партнеры и помощники.
Они очень сильно могут упростить процесс создания инструмента, но могут и усложнить.
От своевременной поставки комплектующих зависит почти вся работа. Процент от стоимости инструментов,
который компенсирует транспортировку всех комплектующих к мастеру, и готового инструмента к клиенту, очень велик.
Особенно если требуется оформление таможенных деклараций и прочих документов. Но даже по территории
России транспортировка это риск. Однажды гитара оказалась в заложниках на терминале транспортной компании,
потому что администрация ТК не оплатила аренду склада. Пришлось приложить много усилий чтобы вызволить инструмент.
А в этом году почта EMS решила оставить один из моих инструментов себе - припрятали на терминале аэропорта.
Опять беготня, бумажки, звонки. В итоге нашли.
- Инструменты падают. На любом этапе производства. И после получения гитары клиентом кстати тоже.
От этого никто не застрахован. Поэтому инструменты с масляным покрытием и с "релик" финишем не самая плохая идея
Очень важен пол в мастерской, особенно в зонах повышенной опасности: покраска, полировка, сборка.
Поэтому когда сторонний человек смотрит на фото готового инструмента с идеальным бликом, он видит, что всё как надо,
и не более. Когда другой мастер смотрит на сотню "вылизанных" инструментов он понимает, какая колоссальная работа за этим стоит.
- Не советую фрезеровать корпус, а лучше вообще не начинать изготовление инструмента пока вся фурнитура не будет
у вас в наличии. Каждый миллиметр важен. Иногда у одного и того же производителя экземпляр конкретного изделия
может отличаться от того что ты устанавливал в прошлый раз. Обновляются чертежи, производители вносят изменения в свои изделия.
- Цвет согласовывать можно, но осторожно. Настройки моего монитора могут отличаются от настроек цвета на мониторе клиента.
Красители с деревом тоже по разному реагируют. Всегда предупреждаю, что цвет будет отличаться от эскиза или примера.
Тем не менее перекраски постоянно происходят. Иногда меня не устраивает результат, иногда пылинка попадет,
иногда с лаком какая-нибудь проблема, иногда слишком жарко/ слишком холодно чтобы красить.
Если добавить к этому изменчивое настроение заказчика в подборе цвета, то так можно на покрасках зависнуть
на долгий срок и выпускать ещё меньше инструментов. Так что теперь у меня в прайсе есть опция "перекраска инструмента по желанию заказчика".
- Выставляя сроки производства учитывайте риски. Все беды на один инструмент не обрушатся, но что-то может пойти не так, имейте это ввиду.
- Производство любого предмета, техники, одежды по индивидуальным предпочтениям на заказ, это всегда дорого.
Будьте честны с клиентами. Строить гитару быстро и дешево - это всегда плохо. Исключение - это начинающие мастера,
которые работают на портфолио. Если производство становится не индивидуальным: наёмный труд, большой поток,
- то стоимость товара падает, а качество продукта зависит уже не от одного мастера.
Советов можно давать много, и рассказывать долго. Но главное то, что все эти сложности и нюансы, к счастью, преодолимы.
Хотя и делают эту профессию одной из самых сложных. Но удовлетворение, которое получает клиент,
от работы с мастером/ мастерской, в которой весь процесс отлажен, стоит затраченного времени, усилий и средств.
Удовлетворение, которое получает мастер, от результата работы, стоит этих рисков."
Коллеги, что бы вы могли дополнить к этим советам?