Приветствую гитарных мастеров и неравнодушных! Некоторое время читаю этот замечательный форум, пытаясь перенять хоть малую толику знаний, но что знания без практики? Ничто. Оказался у меня по случаю в зоне досягаемости относительно прямых рук чудной инструмент, известный многим аксакалам, а именно - Орфей Многопластова Бас или, как его еще называют, "Матрац". Сказать, что весло неоднозначное, это не сказать ничего: корпус набран из огромного количества реек сосны, центральный блок - из той же сосны, а два соседних слоя - из ясеня. Все переклеено шпоном красного дерева.
Гриф из трех кусков со шпоном: ясень - красный шпон- ясень (дуб?) - красный шпон - ясень. Накладка - из красного дерева, не лучший выбор, должно быть, хотя многие заграничные инструменты той эпохи этим грешили.
За подзвучку отвечает забавный звукосниматель, отдаленно напоминающий P-bass Original, звук поэтому, аналогично, отдален от прототипа. Создается впечатление безбожного завала низких частот, но говорить об этом рано, поскольку механическое состояние инструмента не вызывает положительных эмоций.
Гриф, как водится, имеет некоторый прогиб, который с трудом, но устраняется родным анкером. Толи дело в том, что он неправильно установлен, толи в том, что толщину гриф имеет исполинскую. Вероятно, потому-то анкер работает туго, буквально со скрипом,
![7 :7:](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/7.gif)
насколько мне известно, у многих из этих гитар он рвется.
Еще одна серьезная неприятность с грифом - накладка, подвергшаяся, скажем так, не очень аккуратному извлечению ладов какое-то время назад (нет, таким он мне уже достался): дерево неплохо порвало и местами недостает очень внушительных фрагментов.
Ну, в дополнение, заводской косяк - профиль грифа у пятки имеет впадину, сомневаюсь, что это задумка для облегчения доступа наверх.
![Grin ;D](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/grin.gif)
Корпус, само собой, усох, причем, сделал это неравномерно из-за огромного количества брусочков и пошел мелкой волной, центральный блок имеет дефекты тоже: на фото видна трещина в верхней полоске ясеня (сучковатой), так же присутствует трещина в торце, со стороны антабки (которой нет). Центральный брусок сосны, само собой, усох тоже, что привело к плохому сопряжению грифа и деки.
Итак, вопросы по порядку...
1. То, что выщербины в накладке заделываются обычно супер-клеем с древесной пылью мне известно, но в данном случае ее буквально придется заново сделать "из опилок и клея", и участки эти не будут замаскированы ладовой проволокой никак. Следовательно, будут темнее на несколько тонов, верно? Можно ли этот эффект как-то минимизировать? Или накладку стоит заменить сразу? Если так, то где отыскать такую специфическую заготовку?
2. Кривой карман грифа по-хорошему, хорошо бы выровнять. Но тогда я потеряю в толщине, т.е. струны будут еще выше, чем сейчас (недалеко до контрабаса). Понадобится вклейка в карман деревяшки, но это это решение сомнительное. Возможно, можно как-то уменьшить высоту струн, задавая угол? Какой угол возможен (понятно, что он изначально не предусмотрен, но подкладываемые клины и даже куски шкурки прямиком на заводе на некоторым гитарах говорят, что можно) без чудовищного завала с растягиванием мензуры и сменой места установки бриджа?
3. Трещина в корпусе это самая безобидная проблема, конечно. Ее можно заполнить по традиции опилками и клеем, полагаю.
![:crazy:](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/crazy.gif)
В общем, цель сделать этот инструмент пригодным к эксплуатации, сохранив аутентичность насколько возможно, благо, что некоторый потенциал, несмотря на неоднозначный набор деревяшек, в нем чувствуется. Варианты эвтаназии не рассматриваются.
![Улыбаюсь :)](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/smiley.gif)
Прикладываю фото страдальца.