Автор Тема: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.  (Прочитано 10062 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swin Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 54
Необходимое предуведомление.
1. Не воспринимайте написанное как руководство к действие. Все же, гитару СССР лучше восстановить до оригинала, чтобы потом, либо сразу реализовать коллекционерам. А на эти денежки что-то приобресть. Данная статья - вроде запоздалой работы над ошибками.
2. Гитара со встроенными эффектами, которые управляются теми же конечностями, что должны извлекать звук, по-моему, пригодна лишь для диванно-интернетовских гитаристов, вследствие сложности управления. Педали лучше.


С музыки я не живу. В смысле хлеба с маслом. Как и большинство, наверное, читателей этого опуса. А судя по сети, талантов у нас много , а гитаристов-виртуозов – еще больше. И инструмент каждый хвалит свой. Или делает вид – поди разберись все анонимно и виртуально. Любой нью-Блэкмор, солидно критикует всех и вся, или напротив, снисходительно пишет о каком-нибудь винтажном Фендере – да, есть у меня такая, играю знаете, а видал и не таких! Послушать их игру, как правило, негде – ни в сети, ни афиш по городу нет. А интересно было бы. Два отдельных полюса (а полюсов может быть много – а не только два, например у электродвигателя) составляют ностальгирующие коллекционеры и бескомпромиссные хулители т.н. советских электрогитар. Причем последние, судя по стилю высказываний, могли их и не видеть вовсе. Впрочем критика полезна, когда конструктивна. Я, тоже владелец подобного шестиструнного устройства, задавал себе извечный вопрос – кто виноват и что делать. Кто виноват – уже не важно, за давностью срока, ну а что делать, вернее, что я сделал – расскажу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Во время событий, описываемых в данной статье ни одна электрогитара не пострадала !

Итак, не секрет, что люди всегда во что-то верят. В начале девяностых годов прошлого века (а как их не упомянуть – никак без них) меньшая часть населения Этой Страны еще верила в Светлое будущее, значительная часть уже успела поверить в Высшие силы, в различных их воплощениях, многие бросали умиротворенные взгляды на портреты американских президентов, напечатанных на зеленой бумаги (в ней есть истина) и практически все верили в то, что всем скоро будет хорошо. Предчувствие этого хорошего заставляло конкретного человека совершать всяческие поступки, то нелепые, то рискованные, то смешные. Одни открывали ларьки, другие их поджигали, кто-то уходил в тайгу спасая, как им касалось, душу, кто-то пел «Харе Кришна» в подземном переходе. Я купил себе электрогитару. Белорусскую. Соло-2. Произошло это в 1991 году.



Вообще-то гитара у меня уже была. Акустическая, за 18 рублей, производства Бобровской фабрики музыкальных инструментов, то есть все как полагается. Наслушавшись подростком по «Голосу Америки» Kiss и Metallikи, где гитарные риффы невозможно было отличить от рева глушилок, я подключал ее к старому проигрывателю с помочью самодельных звучков, поражая результатом соседей и домашних. И мечтал заиметь свою электрогитару. В те годы гитары в магазинах не «покупали». Их «доставали», если речь шла о Музимах и Кремонах, либо ловили момент, когда в магазинах «выбрасывали» ленинградки. Доставшееся мне изделие советского музпрома было в магазине последним и мне продали витринный образец. Вскоре магазин закрылся вовсе. Гитара имела встроенный фуз (не работал) и файзер, разновидность квакушки (работал, сквозь щелчки и шум транзисторов, доносилось хрипловатое кваканье, напоминающее плохо настроенный КВ-приемник). Выход составлял, по паспорту, 15 мВ, так что подключиться можно было только к микрофонному входу усилителя. Поэтому первое что я сделал это имплантировал внутрь дополнительный усилитель на микросхеме К140УД6 и сделал жужжалку на транзисторе МП38 и двух диодах. Можно было рубить тяжеляк по полной!!! Гитара жутко фонила, и приходилось поворачиваться, ориентируясь по минимуму наводок и не всегда лицом к слушателям. Впрочем это можно было считать оригинальным сценическим имиджем. Бренчали мы с приятелем самопальные песенки в две гитары – его акустику и соответственно мою, дома, в гостях, в зале КСП для небольших тусовок. Попытка сыграть на ней в большом зале института потерпела фиаско – инструмент самовозбуждался от колонок и прорыв в большую аудиторию не состоялся. Песенки писались, их давали слушать знакомым и т.д и т.п. Время шло, появился интернет, творения стали сливать туда, но это уже совсем другая история...
Вот как пишет о гитаре Соло-2 в Интернет: «белорусские лады очень тоненькие, аккуратные, всегда хорошо отшлифованные, играть на таких одно удовольствие. Гриф намного удобнее большинства советских грифов. Гитара в игре довольно удобная, довольно легкая. Датчики слабоваты, требует радикальных модификаций электроники.»

Согласен с этим, за исключением последней фразы. Я против модификации, так как помню, что лет 20-25 назад наши правители модифицировали СССР, в результате чего он исчез вовсе. С другой стороны, к продуктам советского (и российского тоже) автопрома, музпрома, электропрома наш человек не будет относиться как изделиям, готовым к применению по назначению. Это набор деталей, не всегда комплектный, конструктор «сделай сам», логическая головоломка или как-то так. Людям постарше знаком истинный смысл слов «автолюбитель» или «радиолюбитель».  Я снял верхнюю крышку (по теперешнему пикгард) со всем напаянным добром.



И приобрел кусок белого пластика на ближайшем рынке, у безвестного поклонника Бахуса. А в музыкальном магазине два хамбейкера (мне хватит и двух) и комплект струн. Была выпилена новая крышка, на нее поставлены звучки и встал вопрос о начинке.



К слову сказать гриф, машинка и корпус (заэкранированный фольгой еще в том тысячелетии) остались прежние. Электроника, решил я, должна быть минимальна и функциональна. Что надо добавит компьютер или блок эффектов с педальным приводом. Усилитель внутри гитары должен раскачать сигнал от звучков, чтобы он не потерялся в кабеле, а минимум деталей – минимум искажений и шумов. Усилитель выполнен по схеме опубликованной в старом радиолюбительском журнале, я опробовал его, паяя на его основе самодельный микшер. Резистор R6 регулирует степень усиления, но не переборщите !!!



В сети куча схем на операционниках – можете попытать счастья с ними. Я не стал. Темброблок пассивный, как на родной схеме моей гитары (схема есть в сети)

– два конденсатора, резистор и переменник. Вариантов опять же - сотни и сотни по запросу в поиске «схема темброблока». Активный темброблок я паять не стал – батарейка будет садиться влет (лучше кстати купить аккумулятор такого же форм-фактора на 9 В). На этом можно остановиться, но я не удержался и впаял еще жужжалку. Схема элементарна, звук страшен и могуч.



Вообще звук зависит и очень сильно, от входных и выходных конденсаторов, поэтому в темброблоке у меня сдвоенный переменник - на чистый звук и на примочку, со своими конденсаторами. Их емкость ОБЯЗАТЕЛЬНО надо подбирать по желаемому звуку и глубине регулировки. Подбором деталей (в том числе подстроечника на схеме примочки) можно получить как мягкое звучание в духе шестидесятых, так и колючий кислотный саунд нового поколения металлургов. Схем жужжалок в сети тоже полным-полно. У меня получилось, что на чистом звуке лучше регулировать тембр сразу после звучков, до усилителя, а на перегрузе – звук со звучков идет на схему примочки, а с нее на темброблок. Схемы просты – на уровне школьного курса физики, поэтому подробное описание и чертеж платы (хотя можно и без нее – навесным монтажом) я позволю себе пропустить.



Что еще? Два переключателя звучков, третий - чистый звук/перегруз, регулятор громкости, джек ну и все. Итак, новая крышка заняла свое место, старая бережно уложена на антресоли и когда на «Сотби» советские гитары пойдут по цене Страдивари или хотя бы Гварнери, то легким движением руки брюки превращаются в элегантные... В смысле, что для возвращения гитаре аутентичности достаточно ослабить струны и переставить назад родной верх. И все. Сытая старость владельцу обеспечена.
Предвижу каверзный вопрос: «А зачем вообще все это нужно, если можно пойти в магазин и купить дешевого китайца, корейца, дорогого американца, японца и т.д.?». Скажу честно – дорогих инструментов (по российским, не столичным меркам) я не держал в руках, а дешевые гитары из Поднебесной меня не впечатлили – ламинат МДФ или ДВП. По ощущениям не очень-то и лучше, через год-другой будет ли эта красота строить? А может все дело в привычке, в конце концов имею право.
Конкретно и по сути – фон исчез, шипение тоже, играй не хочу. Звук...а что звук? Насколько ты умеешь играть, так и звучит - не более и не менее. Что хотел – получилось. “Ваш звук - в ваших руках, и только в них. Именно то, как вы держите медиатор, как вы бьете по струнам, как вы держите гитару - эти вещи в сотни раз важнее того, на какой гитаре или усилителе вы играете.” —Stevie Ray Vaughan. А реализация собственной мечты – это, то чего я всем желаю. Удачи.




Звучит это все так Электрогитара СОЛО-2. Модернизация гитары.


Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3517
  • I'm not Able, I'm just Cain
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #1 : Сентября 12, 2013, 18:53:46 »
Мое имхо, что на таких гитарах можно играть только серф, рока- и сайко-билли. Ну т.е. стили, не требовательные к качеству звука. Много середины (точнее одна середина) и легкий воксовский подгруз. Ни чистый, ни перегруз не нужны

... и добавил:

Новая гитара, кста. У меня аэлита валяется 84 г.в

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #2 : Сентября 12, 2013, 20:08:28 »
swin, а за "хамбакеры из музыкального магазина" почем платили? И фирма/модель у них имеется какая-нибудь?

Сам имею большой опыт апгрейда, правда не советского, а китайского гитарпрома. Так вот, по моим наблюдениям, 95 процентов их отвратительного звука - это звукосниматели. Даже довольно унылое полено, после смены звукоснимателей на правильные, начинают звучать вполне приемлемо и, вроде бы как, чем-то даже отдаленно похоже на оригинал, копией которого оно, типо, являются.



... и добавил:

У меня был урал, купленный так же в 90-е. Сгинул. Интересно было бы сейчас на него приличную электронику поставить и послушать, как это звучит.
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2013, 20:13:27 от Uncle_V »

Оффлайн swin Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 54
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #3 : Сентября 12, 2013, 20:27:09 »
Uncle_V, хамбы естественно не Дунканы и EMG (-: Дешевка безымянная. Сами понимаете. Звук довольно унылый. Разве не фонят... В определенном смысле не могу сказать что они лучше бывших синглов-гробиков.

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #4 : Сентября 12, 2013, 20:34:53 »
Uncle_V, хамбы естественно не Дунканы и EMG (-: Дешевка безымянная. Сами понимаете. Звук довольно унылый. Разве не фонят... В определенном смысле не могу сказать что они лучше бывших синглов-гробиков.

Ясное дело, что нет слов. Интересно было бы попробовать недорогие алниковые хамбакеры типа Artec/Entwistle (о-очень приличные!) или на худой конец duncan designed. Стоит все это недорого, в пределах 500/700 рублей за звучок новый/б.у. Только магниты алнико, не керамика. Керамика только для детх-металл.

И послушать все это сначала по феншую напрямую без активной электроники в ламповый комбик.


... и добавил:

Ну и еще для сохранения стёбовой аутентичности можно было бы новый пикгард изнутри белым покрасить, как в оригинале. А то у него оттенок получился как у обрата - снятого молока.
« Последнее редактирование: Сентября 13, 2013, 07:28:56 от Uncle_V »

Оффлайн Blues Brother

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3074
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #5 : Сентября 13, 2013, 07:15:08 »
Очень понравился обзор.
Вообще модераторам уже стоит задуматсфя об отдельном отделе типа "литературного" штоли.. или "исторического". В нашем свами случае, это конечно будет "исторический" по отношению к СССР.
У автора прямо уже глава такой исорической книги готовая.
И уже не первая тема такая появляется - по мотивам исторических событий гитаромании 20-30летней давности..
Я считаю - очень нужное и полезное дело. Пора осмысливать.
А то многие подрастающие так на всю жизнь и останутся в уверенности, что без американческой гитары рог не возможен, ибо воспитаны при сытости.
На что у автора есть пректрасная цитата из просмлавленного именно американского гитариста:

Цитировать
“Ваш звук - в ваших руках, и только в них. Именно то, как вы держите медиатор, как вы бьете по струнам, как вы держите гитару - эти вещи в сотни раз важнее того, на какой гитаре или усилителе вы играете.” —Stevie Ray Vaughan.

Огромный плюсище. За отличный литературный стиль (безо всяких имхо и прочая..) и за бережное отношение к истории.



Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #6 : Сентября 13, 2013, 07:34:39 »
Blues Brother, категорически присоединяюсь к идее выносить подобные темы куда-то в отдельный раздел!

Здесь на ГП есть встречаются очень талантливые и образованные люди, обладающие серьезными знаниями, любящие музыку, бережно относящиеся к истории и обладающие несомненным литературным талантом. Читать их посты доставляет сплошное удовольствие!

Только модерировать такие темы надо очень жестко. Тут не модератор будет нужен, а товарищ Сталин, т.к. хамов, флудильщиков и троллей, увы, у нас тоже предостаточно - загадят и запаскудят все, как кусты возле ж/д станции.

Плюсищще автору!

Оффлайн Blues Brother

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3074
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #7 : Сентября 13, 2013, 09:15:44 »
Blues Brother, категорически присоединяюсь к идее выносить подобные темы куда-то в отдельный раздел!

Здесь на ГП есть встречаются очень талантливые и образованные люди, обладающие серьезными знаниями, любящие музыку, бережно относящиеся к истории и обладающие несомненным литературным талантом. Читать их посты доставляет сплошное удовольствие!

Только модерировать такие темы надо очень жестко. Тут не модератор будет нужен, а товарищ Сталин, т.к. хамов, флудильщиков и троллей, увы, у нас тоже предостаточно - загадят и запаскудят все, как кусты возле ж/д станции.

Плюсищще автору!


согласен.  :i_am_so_happy:

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #8 : Сентября 16, 2013, 12:36:16 »
swin, послушал на выходных пример звука - на работе все закрыто. ИМХО, не так все плохо. Стерильно несколько, но, думаю, если подобрать нормальные алниковые датчики, то звук станет поинтереснее. Я ожидал, что будет гораздо хуже.

Оффлайн Levoruchko

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5043
  • Царь-Плотник с острова Св. Елены
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #9 : Сентября 21, 2013, 19:16:24 »
Чистый звук вполне на уровне а с перегрузом что-то не то!  :hmmm:...или это впендюренна схема такой зуд создает или внешне навешана какая нибудь грелка в линию или проц самый голимый или я чего-то не понимаю!... :hmmm:  не стоит наверно демонстрировать такое зудение после нормального ''клина'' это сразу обламывает  и дает повод брендоманам и тролльлям нагадить кучу! хочу услышать эту гитару напрямую от датчиков в комбо или в педаль и комбо минуя встроенный электронный бред автора! кстати Swin, из какого дерева корпус?...

Оффлайн swin Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 54
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #10 : Сентября 22, 2013, 17:59:47 »
Авторов схем назвать не могу. Чистый звук -  предусилитель из старого "Радио", кажется, а там его взяли из журнала ГДР. Жужжалка - на каком-то гитарно-радиолюбительском сайте подобрана. Там по ссылке в статье можно узнать авторство. (-:  Подобных схем достаточно в сети. Отношусь к ним сдержанно-критически. Так кто-то отписал мне в почту,  и просил именно подробности этой конструкции примочки - звук ему глянулся. Лично я сам вообще не сторонник помещения схем эффектов на борт гитары. Данную статью прошу рассматривать скорее с исторической перспективы, нежели с практической (типа как здорово вышло, делай как я!). Сам пользуюсь чаще плагинами, встроенными в WaveLab и т.д. Из какого дерева корпус? Не могу сказать. В паспорте написано, что из древесины ценных пород, на деле советский мебельный сэндвич - сосна, бук по центру, березовая фанера по краям. И полиэфир чОрный.
Вы пишите "...такое зудение после нормального ''клина' , что называете "клином"? Прошу пояснить. Удачи.

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3517
  • I'm not Able, I'm just Cain
Re: Переделка электрогитары СОЛО-2. Беларусь. 1991г.в.
« Ответ #11 : Сентября 22, 2013, 18:23:07 »
Клин=clean=чистый звук