Тема про перекраску неоднократно всплывала, но процесс от и до еще никто не разу не описывал.Поэтому привожу текст из книг Мартина Коха (в переводе Валерия Мананникова):
ФинализацияПришло время для своего рода «косметических операций» на вашей гитаре, которые позволят создать защитное покрытие, подчеркивающее красоту древесины. Если Вы были аккуратны и использовали качественную древесину, нет причин краской закрыть фактуру дерева. Древесина, в конце концов, красивый материал, привлекательность которого увеличивается с возрастом. Но о вкусах не спорят, и Вы можете конечно предпочесть окраску деки.
В теории, конечно, можно гитару ничем и не покрывать. Однако древесина рано или поздно станет серо-коричневой. На такую гитару буден неприятно смотреть. Особенно это касается грифа, который постоянно контактирует с руками гитариста. Поэтому и необходимо наносить защитное покрытие, кроме того оно подчеркивает естественную красоту древесины и облегчает содержание гитары в хорошем состоянии. Другой аргумент в пользу покрытия - замедление обмена влагой. С защитным покрытием древесина «менее активна».
Однако покрытие не должно быть толще чем необходимо для того, чтобы выполнять защитную функцию, поскольку чем толще слой, тем сильнее он ослабляет и подавляет колебания.
Восстановление вмятинВ случае вмятин - деревянные волокна просто сжаты и их можно выпрямить. Для этого намочите ткань, положите ее поверх вмятины и прижмите ткань горячим паяльником (2). Получившийся при этом пар расширит сжатые волокна и сделает вмятину почти невидимой.
Шлифовальная бумага для финализацииПеред покрытием гитару обязательно надо отшлифовать мелкозернистой бумагой. Шлифуйте всегда по волокнам, начиная с № 150 и заканчивая № 220. Конечно можно использовать еще более мелкую бумагу, но отличие будет практически незаметно. Шлифовку надо заканчивать когда исчезли все царапины, вмятины или другие неровности при осмотре древесины очень близко со всех направлений и против света. Это чрезвычайно важно, так что сделайте это очень тщательно: любые пропущенные дефекты при покрытии вылезут наружу. Поверхность должна быть гладкая и глянцевая. Поверхностные дефекты легче обнаружить, протирая древесину растворителем или политурой. Жидкость испарится и покажет любые дефекты, которые все еще остались.
Никогда не используйте для финализации железную прессованную стружку. Потому как от нее останутся крошечные частицы, которые начнут ржаветь и испортят поверхность.
МаскировкаВсе части, которые не должны подвергаться финализации, типа палисандровой накладки, показанной на рисунке справа, нужно тщательно закрыть. Стороны накладки могут также быть замаскированы как показано на рисунке.
ОкраскаКогда деревянная поверхность увлажнена ее перерезанные волокна приподнимаются, заставляя первоначально гладкую поверхность после высыхания стать шероховатой (ворсистой). Этого можно избежать или по крайней мере снизить этот эффект, сознательно увлажнив поверхность тканью или губкой, используя прохладную воду. Затем, после приблизительно получаса древесина полностью высыхает и ее снова шлифуют шлифовальной бумагой № 220. Это надо сделать однократно или дважды. Такая «протирка» или «вискеризация» перед окраской или финализацией важна при использовании водных покрытий, поскольку они в большей мере, чем другие покрытия, приподнимают волокна. После шлифовки удалите пыль мягкой щеткой или пылесосом. Самые мелкие частицы пыли можно удалить мягкой тканью. Такую спецткань можно купить в магазинах, торгующих краской.
Теперь можно наносить краску. Окраска специальными красителями подчеркивает структуру древесины и придает дереву специфический тон. Применение разных по тону красителей, в зависимости от типа древесины, может придать гитаре теплые тона: желтые, коричневые и немного красноватые, подчеркивая естественную красоту древесины. Красители одного типа могут смешиваться для получения специфических цветов. Так довольно блеклый клен светлого цвета, с прямыми волокнами можно сделать привлекательным при помощи красителей.
Анилиновые красители дают лучшие результаты и делают окраску древесины легкой. Они бывают растворимыми в спирту или в воде и продаются в виде порошков в широком ассортименте цветов. Так как только небольшое количество такого красителя дает очень интенсивный цвет, надо добавлять в растворитель немного порошка, лучше всего на кончике ножа.
Растворите в обычной или дистиллированной воде порошок. Я использую обычную, холодную воду из-под крана. Спиртовые красители растворяйте в денатурате или лаке. Всегда опробуйте краситель на ненужной деревяшке той же породы. Даже тип растворителя дает разные результаты.
На рисунке справа (1) я наношу янтарную окраску на кленовый гриф. Эта окраска должна заставить древесину казаться желтоватой и напоминать гриф из клена, которому несколько лет. Окраска наносится равномерно на всем протяжении древесины тканью или губкой и затем сушится. Не расстраивайтесь тусклым цветом высушенной окраски, она изменится как только будет покрыта о маслом или лаком. Все красители на основе воды и лаки поднимают волокна дерева. Это не такая большая проблема если поверхность покрывается прозрачным лаком. Просто прошлифуйте их мелкой шлифбумагой. Но если применяется краска, тон будет изменен волокнами древесины. Этот эффект можно устранить как описано выше. Красители на основе спирта и некоторые другие краски не поднимают волокна.
Красители сделанные из древесной корыВы можете сделать свои собственные «экологически чистые» красители из древесной коры. Такие красители особенно хорошо подходят для электрогитары, построенной «экологически чистым» способом, и включенной в усилитель, питаемый солнечной (или возможно даже космической) энергией. Для этих целей необходима кора деревьев спиленных с мая по октябрь, поскольку это то время, в которое деревья растут и под корой течет сок. Содержание сока в деревьях, как говорят, является наиболее высоким во время «роста» луны (то есть между новолунием и полной луной). Это время идеально для сбора коры. Положите кору в стеклянную банку с крышкой на две трети объема. Добавьте горячий 5-процентный раствор соды (1 часть соды и 19 частей воды), так, чтобы вся кора была покрыта раствором, закройте крышку и оставьте настаиваться на три дня. После этого настой с корой надо прокипятить в течение приблизительно часа. Используйте для этого эмалированную посуду, краситель не должен войти в контакт с металлом! После приблизительно часа отфильтруйте жидкость через ткань в стеклянную банку с крышкой и затем оставьте охлаждаться. Такие красители часто дают различные оттенки коричневого цвета, в зависимости от материала деки или грифа. (Короче, хотите сделать крутой краситель – летом, дождитесь новолуния и отправляйтесь в лес. Обязательно ночью, чтоб деревья не видели того, как будете с них драть кору! Можно попросить это сделать знакомого медведя или дятла, они больше понимают в коре! Кора должна быть свежей, и на ней должно бить обязательно четное число борозд – иначе красителя не получится )
Окраска SunburstОкраска Sunburst также дает очень привлекательную поверхность. Такая окраска получается техникой изменения оттенка цвета постепенно (от более темного на краях к более яркому в центре). Sunbursts легче сделать на немного влажной поверхности. Если Вы положили слишком много анилинового красителя, просто вытрите избыток. Анилиновые порошки также можно добавить и к лаку.
Заполнение порЗаполнение пор рыхлой древесины необходимо для получения гладкой, как стекло глянцевой поверхности. Такую поверхность делают на всех гитарах, для получения товарного вида. Некоторые типы древесины такие как клен, липа или ольха имеют мелкопористую структуру, которую можно финализировать без заполнения пор. Другие типы, например, дуб, махагонь, ясень, грецкий орех, палисандр и другие имеют крупнопористую структуру, то есть поры видно невооруженным глазом. Такие породы требуют заполнения пор перед финализацией.
Но имейте в виду, использовать порозаполнитель необязательно. Однако если Вы хотите получить плоскую зеркальную поверхность на крупнопористой древесине, другого пути нет.
Есть специальные порозаполнители, которые облегчают этот процесс. Если не использовать заполнитель масло или лак будут впитываться в дерево, по этому окончательное покрытие гитары должно быть сделано в несколько слоев. Всего этого можно избежать, используя заполнитель.
Заполнители выпускают в виде пасты, которая разводится с водой или уайт-спиритом до консистенции сметаны, и наносят на поверхность пластмассовым шпателем или грубой тканью типа мешковины. Наносить можно в любом направлении. После нанесения удалите избыток грубой тканью поперек волокон. После высыхания повторите нанесение до заполнения пор.
Заполнители на водной основе лучше заполняют поры и огнебезопастны. Поскольку заполнители на водной основе воды очень быстро заполняют поры, не наносите их в большом количестве и на большую область. Используйте заполнитель более темный по цвету чем дерево.
Если стало интересно продолжение в книге:
Martin Koch - Изготовление электрогитары (2001)
http://ifolder.ru/5484951 (rus)
http://ifolder.ru/5485183 (eng)От себя еще добавлю, что кто-то рекомендует красить акрилом, а кто-то Нитрокраской. Нитрокраска более предпочтительна т.к. не так сильно влияет на резонирующие свойства дерева, но она более ядовита, поэтому сейчас ее не используют на крупных заводах, а заливают всё пластиком
