https://youtu.be/qGi84zaB2zAhttps://youtu.be/60nQk7PjxAwПока только такие сэмплы
![rolleyes :rolleyes:](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/rolleyes.gif)
Ну и текст:
Постройка этой гитары - чистой воды эксперимент. Мысли по поводу гитары такого форм-фактора появились в октябре 2011 года. Хотелось сделать гибрид большинства известных акустических гитар: дредноута, арчтопа, Овэйшн и резонаторной. При этом с минимальным использованием дорогого дерева и корпусом из нетрадиционных материалов. От металлических обечаек решено было отказаться после начала работ ещё в моей мастерской. После моего трудоустройства проект с материалами и шаблонами был передан Саше Полякову в славный город Пермь, в первую очередь потому, что одна его акустика у меня уже есть, плюс человек знает, как работать со стеклопластиком (технология была отработана на выклейке туалетного бачка!!!). Да и вообще Саша не боится взяться за смелые проекты. Что из этого выйдет не мог предположить никто, но моя дурная голова чужие руки оставлять в покое не собиралась.
В первую очередь проверялось, можно ли построить гибрид, сочетая конструктивные особенности прототипов в разных пропорциях. Ответ - можно. Акустические гитары принципиально не отличаются и не сочетаемых вещей там очень немного.
Второе. Можно ли сделать баритон под строй До/До-диез со стандартной мензурой 648мм. Зачем? Так привычнее и можно использовать накладку с пропилами со Стью-мака для упрощения процесса. Ответ - можно, калибры струн для акустик позволяют строить гитару низко. Однако все вестерны лучше звучат в стандартном строе. Здесь мы попытались перебороть природу с помощью максимально большого корпуса - опять же, вписывая контур в Стью-маковскую заготовку для классической (!!!) гитары. Можете представить сколько дерева обычно уходит в обрезки. В результате этого ухищрения басы звучат полно и уверенно, без дефицита середины, как на дредноутах.
Третье. Можно ли сделать гитару с задником из композита, чтобы она звучала как деревянная. Ответ - нельзя. Чем более низко будет настроен задник - тем больше в звуке будет “резонаторности” или “ведёрности”. В нашем случае это даже “тазовость”, т.к. композит получился достаточно мягким. Конечно, в сравнении с углепластиком, литым АБС и бакелитом. Охота попробовать и их, но это пока что мечты. Т.е. получили гитару, которая не блещет обертонами и “палисандровым серебром” в звуке. Зато скруглили края, сделав инструмент эргономичнее, что особенно актуально, учитывая размер.
Четвёртое. Задник изначально задумывался равной глубины по всей площади - это уже заимствование у советских гитар. У вестернов глубина корпуса увеличивается от верхнего овала к нижнему. Как мне кажется, делать задник переменной глубины или жестоко скруглять по типу Овэйшн излишне - только усложнять технологию. Дополнительно к этому была уменьшена глубина корпуса со 105мм до 85мм - объём не сильно уменьшился, но удобства прибавилось. Гитара с неглубоким корпусом может выдавать низы при правильном расчёте.
Пятое. Долго выбирал место для резонаторных отверстий. В результате решено было не резать деку по центру, а сделать пару одинаковых круглых отверстий на линиях, соединяющих бридж и талию. Убил двух зайцев - скрестил арчтоповые эфы с кругляшами Овэйшн без тотальной потери яркости (как на джазовых банках), и невнятного (ИМХО) резонанса (как на Овэйшн). Дырки работают штатно, низы пукают.
Шестое. Крепление грифа болтами по типу Фендер. Изначально вообще планировался стратовский гриф. От этой идеи отказался, т.к. нужно было делать ширину 47мм на порожке для аппликатур аккордов с открытыми струнами (опять же, дарова совок). Поэтому пятка с болтами сохранилась по американскому стандарту с креплением на 16-ом ладу, но гриф был сделан “кастомно”. Моё мнение: крепление вклейкой ласточкина хвоста в голубиную клоаку ничего кроме как геморроя при серийном изготовлении и эксплуатации/ремонте не приносит. На бюджетных инструментах гриф должен крепится болтами - так легче отстроить гриф и избежать косяков с усадкой и горбами на накладке. Выдвинутый на 2 лада (по сравнению с вестернами) гриф позволил обойтись без вырезов в корпусе - первая заявка на право/леворукую гитару. Порожек в пазу без вклейки и прижимной бридж (которые можно перевернуть или заменить) дополняют замысел. Дошло до того, что маркеры были сделаны по обеим торцам накладки.
Седьмое. Армирование деки и система крепления струн - это ещё одно ноу-хау для проверки. Традиционный Х-образный брэйсинг перевернули задом наперёд (а потом ещё по недосмотру и отразили зеркально))), добавили рёбра от излишней гулкости, но делать тоньше пружины не стали, т.к. невозможно было угадать хватит ли заложенной жёсткости для прочности деки и сопротивлению натяжению. Это внесло некоторую кондовую винтажность в концепцию. Струны крепятся на вклеенном стоп-баре-пружине - это распределяет нагрузку на деку и даёт необходимый угол схода струн с бриджа, что необходимо при расстоянии от бриджа до задней кромки почти в 34 см - это уже из области виолончелей (думаю, рекорд для акустик). Опять же гибридизировали Овэйшн, арчтоп и Лес Пол. По динамике такая система ближе к арчтопу, но есть предположение, что кость на бридже может изменить баланс в сторону вестернов. Пока струнодержатель на месте, струны не рвутся - система крепления себя оправдывает. Леворукость брэйсинга не чувствуется. Также дека имеет небольшой заложенный “купол” - это фишка Саши Полякова из области джипси-джаз гитар.
Восьмое. Кленовая накладка с крупными ладами. Никогда не понимал приверженность к палисандру и дистрофичным ладам на акустиках. Да, звук возможно “деревяннее”, но удобство, загрязняемость и износ… Здесь же гриф залакирован полностью - минимизированы климатические перепады, лады дают электрогитарную эргономику, а менее канонический клён вполне себе звучит и выглядит.
В результате монстр еле влезает в чехол для акустического баса. Звучит по мнению мастеров “странновато”. Мне нравится мягкость и обилие основного тона по сравнению с вестернами. Это удобно для аккомпанемента - я привык слышать “голос” в аккордах (из-за недостатков слуха, в основном), в вестернах же вокальные частоты часто вырезаны, либо звучат слишком грубо. В минусы, наверное, стоит отнести бедность на обертона (опять же сложно предугадать звучание, если бы они были в полный рост) - это вполне соответствует конструкции (больше барабан - меньше ВЧ). В плюсы - уверенный низ, баланс громкости по струнам (в меньшей мере - по ладам - это уже характерно для мартиновского Х-брэйсинга), натуральный “металлически тёмный” ревер, который, вопреки опасениям, не перешёл в гулкость даже в пониженном строе - значит корпус имеет достаточную жёсткость. Интересно подзвучить гитару как пьезой (из-за почти полного отсутствия треска в звуке), так и магнитным датчиком - расстояние от деки до струн делалось и с прицелом на накладной хамб. Что точно - это не гитара для серии. “Дерево нужно”, и деревянный зад с большой вероятностью будет звучать “богаче” и привычнее для большинства. Однако опыта и ответов получено с избытком в той области, которая почти не развивалась на протяжении лет пятидесяти (большинство акустик - это, конструктивно, клоны гитар тридцатых годов прошлого столетия). Гитара обладает “киллер луком”, эргономикой лучше чем у дредноута и бас-балалайки, и таки не имеет аналогов))