После того как я сделал свою первую гитару BN-1, я решил показать ее на форуме guitarplayer.ru. Отклики были в основном доброжелательные, но к сожалению я не смог показать ее на другом ресурсе, где собираются в основном мастера по изготовлению классических и акустических гитар - на MasterGuitar. Форум не доступен для общения по политическим соображениям. Хотя все, что было накоплено в нем, вполне доступно для прочтения. Через несколько дней мне ответил человек, который захотел купить мою гитару. Оказалось, что он большой почитатель творчества Ричи Блэкмора и мало того, он живет совсем недалеко от меня - буквально в десятке километров. Мы созвонились и он приехал ко мне, чтобы посмотреть инструмент. Мы разговаривали, а в моей мастерской звучал незабвенный "Minstrel Hall", только уже в исполнении моего гостя. Покупку-продажу моей BN-1 мы пока отложили, но он рассказал мне о весьма трагическом случае, который произошел с его гитарой - Ямахой 151с. Она нечаянно упала с какой-то совсем небольшой высоты и у нее совсем немного отошла верхняя дека. И он попросил меня ее отремонтировать. Я согласился и мы поехали к нему смотреть инструмент. То, что увидел я, вы можете увидеть на фото выше. Да, поломка была вполне заурядная, я бы сказал даже косметическая. Немного треснула и отошла от клеца верхняя дека, чуть треснула обечайка, а в основном все цело. Ну вы поняли уже, что я шучу. Я сказал моему новому другу, что пациент скорее мертв, чем жив. И этот пациент уже нуждается не в лечении, а во вскрытии. Максимум, что можно сделать - это взять у него несколько здоровых органов для будущей пересадки. Этими целыми органами оказались бридж и гриф. Нижняя дека тоже была разрушена в нижней части с поперечным разломом. Мне кажется, что гитара упала все же не откуда-нибудь с полки или стены, а как минимум с самолета. Мы решили, что гитару надо делать полностью новую. Теперь не знаю, куда мне отнести данную работу - к ремонту или к изготовлению нового инструмента. Все же решил, что это будет изготовление нового. В том числе и потому, что мой заказчик хочет чтобы гитара была с катавеем как у его любимого в прошлом "Эпифона".
Приступил к работе.
Но в начале вскрытие!
Очень интересно было узнать — что же внутри японского чуда, изготовленного, справедливости ради сказать, в Тайване. На что были готовы закрыть глаза японские перфекционисты ради удешевлении своей продукции. Что дороже — честь или лишняя йена в кармане?
Вскрытие показало, что верхняя дека сделана из массива ели с хорошим радиальным распилом. Толщина составляет 3,8 мм, из которых на лак приходится около 0,8 мм. Хороший, крепкий и надежный слой лака. Однако это не помешало при ударе разлететься деке в дребезги. Толщина древесины одинаковая по всей площади.
Обечайки и нижняя дека изготовлены из 3-х слойной фанеры толщиной 3мм. Тут-же можно полюбоваться на качество склейки. Клей явно не жалели, что говорит о еще не полностью израсходованных резервах для экономии и сокращении себестоимости изделия.
Какие напрашиваются выводы?
Гитара изготовлена из вполне качественных материалов. Все выявленные недостатки являются издержками массового фабричного производства. Но при желании, если отдать инструмент в хорошие руки гитарного мастера, то можно довести его до совершенства, ограниченного лишь используемыми материалами.
К грифу и бриджу претензий нет, кроме только толстенного слоя лака. Гриф ровный, накладка — натуральный палисандр, лады ровные, хорошо отполированные. Бридж тоже из палисандра. Верхний и нижний порожки — натуральная кость.
Теперь о самом строительстве. Для начала были куплены две доски мадагаскарского палисандра. Распустил их на ленточной пиле, хватит на два инструмента. По три штуки на нижние деки и по две на обечайки. Почему по три на низ? Потому что ширина досок была порядка 130 мм. На самом деле не вижу такой острой необходимости делать деки, а особенно нижние именно из двух половинок. Пересмотрев в интернете сотни мастеровых гитар, я находил достаточно много инструментов, с деками, собранными из трех половинок. Начиная от самого Торреса. Но две доски из мадагаскарского палисандра оказались значительно дешевле, чем два готовых комплекта из индийского. Мадагаскарский палисандр выглядит вполне благородно и сдержанно. Особенно красив под лаком. В отличие от яркого индийского. Но здесь дело вкуса, настаивать не буду.
Также прикупил кавказскую елочку. Заготовки без дефектов — распил радиальный, годовые кольца ровные по всей длине заготовки.
Теперь можно приступать.
Склеивание половинок еловых заготовок.
Склеивание палисандровых заготовок.
Гнутие (гнутье, изгибание) обечаек.
Гнулка самодельная.
Сделал солеру. Все-таки гитара классическая и собирать я ее планировал по испанской технологии. Правда забыл, что гриф уже есть и пятка его вклеена была в передний клец ласточкиным хвостом. Да и накладка тоже была на грифе.
Так что пришлось делать вайму. В результате получились обечайки, которые я склеил на клецах. Клецы сделал из кусочков миранти. При изгибании нижней обечайки, это которая с катавеем, испытывал страх, что в месте самого крутого изгиба заготовка треснет. Но мадагаскарский палисандр показал хорошую податливость при изгибании. Чего не скажешь о пламенном клене, который я гнул для своей первой гитары BN-1. В месте самого острого изгиба он немного треснул. Я конечно подклеил скол, так что выбрасывать заготовку не пришлось.
Верхнюю деку отстрогал до 3 мм. Розетку мне захотелось сделать самому. Поскольку опыта изготовления подобных изделий у меня не было, то пришлось изучать вопрос. Не скажу, что все получилось идеально, но я остался доволен, правда с ноткой некой неудовлетворенности. И с надеждой, что в следующий раз получится гораздо лучше. Дал посмотреть заказчику — ему понравилось.
Да, я приклеил бридж сразу. Согласен, это не совсем традиционный путь. Но для такого решения были причины. Я, конечно, не сам это придумал. Где-то прочитал, что с заранее приклееном бридже удобнее отстраивать деку. Можно до лакировки послушать гитару и сделать необходимые доработки с пружинами и с толщиной деки. А в солере я сделал вырез под бридж и никаких неудобств в дальнейшем не возникло.
Контробечайки решил делать цельными. То есть без пропилов, как это делают обычно другие мастера. Не уверен, что все, но большинство. Делают их с пропилами и на фабриках. На Алишке тоже продаются контробечайки с пропилами. Спрашивается, а зачем? Только для удобства и убыстрения процесса. На мой взгляд очевидно, что эти пропилы даже ведут к ухудшению и ослаблению звука. Поэтому я решил сделать цельными. Возможно я выбрал не самый подходящий материал, но гнуть цельное дерево которое в сечении составляет 15-20х4-5 мм. совершенно невозможно. Особенно в районе катавея. Решением стала 6мм фанера (точнее 2 слоя 3-х мм.). Чуть намочил и гнется идеально. Также считаю, что и жесткость всей конструкции с цельными контробечайками будет значительно выше.
Далее приклеивание пружин. В качестве фиксаторов использовал строительную арматуру из стеклопластика диаметром 6 мм. Но скажу вам, что это очень не правильный выбор. Арматура очень жесткая, создает слишком большое усилие даже при длине в 60 см. Это не вариант. Однозначно.
Нижняя дека с пружинами и с футерами в месте склеивания фрагментов. Купол деки составляет 3мм. То же относится и к верхней деке. В районе бриджа тоже есть небольшой купол.
Наконец-то закончил изготовление инструмента. Много сил и времени ушло на лакировку. Приходилось несколько раз все переделывать, поскольку лак не прощает и не скрывает никакие огрехи отделки дерева, а, напртив, многократно преувеличивает их. Вспомнился рассказ Джерома К. Джерома «Увлекающаяся натура». Цитата: «На следующий год Беглли совершенно забросил теннис и страстно увлекся фотографией. Где бы он ни был и что бы он ни увидел, он все фотографировал. Он делал снимки со своих друзей и этим превращал их в своих врагов. Но какой-то злой дух, казалось, вселился в аппарат Беглли. С непогрешимым инстинктом литературного критика он схватывал недостатки и преувеличивал их до такой степени, что они затмевали все достоинства. Человек с прыщом превращался в прыщ с человеком на заднем плане.»
В целом заказчик оказался весьма доволен моей работой. Мне тоже понравилось то, что я сделал. Когда я показывал на инструменте некоторые дефекты, о которых знаю только я, поскольку я их и сделал, но при первом рассмотрении они в глаза не бросаются, то мой клиент великодушно отвечал, — пустяки. Вам повезло, что мои требования к инструменту оказались сопоставимы с вашими возможностями. Да и цена оказалась весьма демократической.
https://kolevatov.ru/wp-content/uploads/2024/06/0-02-05-e49da2956a9162f7a351fd203b197079aec67465dd1053bee74cbc6292193321_129726939224aaf1.mp4«Список Шиндлера» Дж. Вильямс.
Исполняет Михаил Александрович Ежиков — прекрасный музыкант и по счастливой случайности мой сосед. Аплодисменты!!!
https://kolevatov.ru/wp-content/uploads/2024/06/0-02-05-f02bc771e9fd0866aa8029b305edd3fc16f8f13b56d543c9fc783adb0517b091_a6ccd52d52aeb5ab-1.mp4А. Жобим «Счастье»
Слышно как позвякивает о лады вторая струна. Перед тем как дать инструмент исполнителю, я занимался интонацией — подпиливал нижний порожек. Больше всего проблем создавала третья струна — она никак не хотела строить на 12-м ладу. В конце концов я добился почти идеального строя, но порожек стал немного ниже. Я не успел отследить последствия и отдал гитару Михаилу Александровичу. Вот во время записи и вылезло это бренчание струны о лады. Я все исправил, струны больше не звенят на ладах. Но переписать видео не получилось.
Материал взят с моего сайта:
https://kolevatov.ru/