Решил запилить отдельную тему, т.к. есть чем поделиться.
Вводная часть:
в наличии китайский страт J&D Vintage IV, брал на мюзисктор_де за 8 тыс рублей (красивый, остальное неважно
По страту - достоинста - красивый, 22 лада, гриф канадский клен + какой то дешевый палисандр, приличная сборка, звучки керамика вилкинсон (норм). Колки держат (+ поставил латунные втулки). Звучит хорошо, сустейн есть, глухих нот, волчков нет, похож на страт по звуку.
Минусы - лады ну более-менее, царапали руку (вылезли торцы на новой), не особенно полированные. Тремоло 6 винтов, сухари штамповка, винты со срывающейся резьбой некачественные (заменил на литые стальные). Поставил тремсеттер Александра (отлично).
Короче очередной этап апгрейда - состояние ладов и вклейка. Лады мне не оч нравились по качеству отделки, и по-этому были обработаны торцы (треугольным напильником на капельку закатал как мог, обработал шкуркой и заполировал) - получилось клева, хотя сейчас думаю надо было чуть меньше снимать металла (но не мешает) и пользоваться налобными увеличительными стеклами для большего контроля качества (в лупу видно, то что кое что не доделал).
Но тактильно стало прекрасно, разница со стоком - огромная.
При этом, при попытке опускать ниже 2 мм струны появлялся не сильный, но раздражающий меня звон по всему грифу. Решил проверить, вклеить лады и шлифануть.
Сразу скажу что после шлифовки нужна нормальная закатка - но без хорошего закатника это гемор и долго, я прошелся бруском с радиусом с наклеенной шкуркой 1200-1500 (снял минимум), потом попробывал закатать как смог и заполировал. Эта тема требует раскрытия, инструментов, квалификации и опыта, не советую браться тем кто сомневается.
И самое главное что удалось и получилось - я проверил, выровнял и вклеил лады. До этого смотрел видео Михаила Тиунова и воспользовался его опытом:
- купил супержидкий с высокой степенью проникновения суперклей DoneDeal (в автозапчастях Би-Би, 600 рублей), шприц 2 куба, активатор суперклея АС-12 (в магазине моделистов), шкурку 2000.
С клеем надо работать очень осторожно (!!!), он очень жидкий, лучше на балконе, в очках и маске (есть маски для работы с ацетоном).
Первая часть - решил проверить состояние ладов, что оказалось очень верным решением. При осмотре грифа (с 1 по 22 как в прицел) криминала типа винта не выявлено, но общий ряд ладов не выглядел очень стройным. Далее была использована металлическая гитарная линейка с двумя ровными гранями (прямоугольник примерно 12*5 см). Ставим боковой гранью по центру на второй лад - и проверяем стучат ли края линейки по 3-му и 1-му ладу. Если стука нет - лады (три штуки подряд) стоят ровно (ну или средний из них - ниже
.
К каждом ладу прикладываем линейку в трех местах - в районе 5-й струны, 3-й и первой, т.к. лад может вылезти в разных частях накладки (или целиком).
Если стучит - он явно выше - красим черным маркером эту треть лада, обозначив вылезший лад...
Проходим по всему грифу - и видим какие лады вылезли в каких местах.... У меня были проблемы на 5-7 ладах (один у толстых струн выше, следующий - у тонких), 12 лад, 15-17 лад (короче десяток ладов имели разного вида проблемы, два лада вылезли по всей длине)
Гриф лежал на столе на сложенном в 4 раза махровом полотенце (колки снял).
После того как "карта" вылезших ладов готова - берем резиновый молоток и нежнейшими (!) ударами обрабатываем выделенные маркером места до пропадания "качелей", которые показывает линейка (подойдет только идеально ровная и короткая, чтобы лежала на трех ладах соседних максимум).
Так я прошел два раза по всему грифу и добился полностью отсутствия эффекта "качели" на всех ладах. Лады довольно мягкие, и аккуратные постукивания приводят к нужному эффекту. Если сильно стучать - могут вылезти в других местах.
Теперь вторая часть - вклеить эти лады, зафиксировать, чтобы они не вылезли снова:
Cтавим гитару (я снимал гриф, так удобнее) под 45% к стене (я на балконе - гриф торцом вниз на табуретке, башкой вверх к стене и малярным скотчем чуть прихватил чтоб не упал). Торцы накладки заклеил малярным скотчем, чтобы не заляпать суперклеем обратную сторону грифа. Поверхность накладки не закрывал, суперклей капля кристаллизируется, ее можно убрать наждачкой.
Набираем кубик клея в шприц, пробуем над газетой (от себя - т.к. может брызнуть!!!), легчайшим (!) давлением пальца на поршень - на краю иглы собирается микро-капля... как получилось контролировать извержение клея на газету (мальчики большинство в теме) - с 1 по 22 лад по всем ладам проводим концом иглы вдоль щели между ладом и накладкой с легким давлением на поршень - и видим мокрый тонкий след - как будто фломастером тонким красим (виден тонкий мокрый след). Так проводим по всем ладам с 1 до 22. Ждем 5 минут - клей затекает в микро-щель между ладом и накладкой... Потом переворачиваем гриф башкой вниз и также проклеиваем другую сторону лада.
Через 5 минут, для верности я опрыскал поверхность накладки (с ладами) активатором клея (сразу стали видны белые прожилки клея вдоль каждого лада и неаккуратные потеки клея на накладке, который моментально схватывался).
Далее - примерно через полчаса-час полностью испаряется активатор (вонючий) и лады уже схватились и готовы. После этого без фанатизма почистил накладку тонкой шкуркой (2000) - вдоль ладов чтобы убрать суперклей (идеальную тонкую линию клея вдоль лада научился вести с третьего лада примерно), промыл спиртом накладку с пылью и пропитал маслом для накладки.
Ну и потом заклеил малярным скотчем накладку между ладов, чуть-чуть прошел деревянным бруском (с 12-м радиусом) с самоклеющейся шкуркой (все с Али) по всем ладам, далее закатником из карандаша со шкуркой чуть потер лады и заполировал. Тема закатки оказалась геморройной, решил особенно не париться, т.к. снимал брусоком минимально и шкурка была тонкая.
А теперь самое главное - что это все дало -
Звон струн пропал (видимо сильно помогло выравнивание молотком вылезших ладов). После полировки и обработки накладка стала заметно более скользкой (для бендов отлично).
И самое главное - ТАДААААМ - из-за вклееных ладов гитара стала заметно лучше звучать!!! Добавися сустейн, обертона, бас, еще более выразился стратовский звон (а-ля Хендрикс, SRV, RHCP), и, интересно, появилась какая то щелкающая компрессия на каждую ноту извлеченную медиатором (у меня Гибсон ЛП Кастом имел такую плотную щелкающую атаку, я думал это из-за чернушной накладки).
Короче я очень доволен и всем рекомендую такую операцию!!! результат великолепный, уверен что прирост в звуке будет как на дешевых палках так и на дорогих (где лады не вклеены при установке на фабрике или замене мастером)
При последующей смене ладов - для извлечения лада его нужно будет нагреть - клей разрушится и замена ладов будет без повреждения накладки (нормальный мастер короче знает как менять вклеенные лады).
Материалы:
клей - Суперклей DONEDEAL затекающий 30 гр (501 руб)
https://bi-bi.ru/product/e0000032401021ac001 Активатор суперклея /микроспрей 50 мл (299 руб)
https://arma-models.ru/catalog/kley/021ac001_aktivator_superkleya_mikrosprey_50_ml/шприц любой (самый дешевый на 2 куба - 3 рубля в Ашане)
малярный скотч, наждачная бумага (в
https://bi-bi.ru есть до 2000 ед, хватит). Для полировки паста ГОИ 40 рублей в хозмаге или (не отравитесь, не бойтесь, а если заклеен гриф скотчем - ничего не испортите, руки лучше в х/б перчатках - чтобы не отмывать, но отмываются хорошо)
следующий этап апгрейда - перепаяю все кишки, сделаю экран медным скотчем и возможно рельсу в бридж поставлю.