Немного инфы по Фендерам конца 70-х - начала 80-х - период Джэнса и Ривера-эра. Эта инфа для крафтеров конечно неинтересна. Я просто скопировал ее с ТьюбТона, как договаривались, в том виде, в каком размещал ее там. Но постараюсь дополнить ее технической составляющей.
К началу 80-х качество и престиж (и наверное прибыльность) Фендера столь упали, что хозяева стали искать пути выхода из кризиса за счет привлечения талантливых конструкторов-электронщиков. Ставилась задача разработки серии усилителей, которые бы удовлетворяли потребностям "толпы" конца 70-х - начала 80-х. В частности - успешно конкурировали с начинающей мощный взлет Месой.
Вначале пригласили Эда Джэнса (Ed Jahns), старого инженера, работавшего еще при дедушке Лео. Эд Джэнс был известен тем, что в 75 году он разработал Супер Твин и Супер Твин Реверб, 180-ваттные комбо-монстры, производившиеся всего год.
Это был не просто умощненный Твин Реверб на шестерке 6L6. Это был образец абсолютного клина на той громкости, на которой старый Твин уже изрядно кранчил. Этот аппарат весьма полюбился педал-стил- и кантри-гитаристам (этим парням вечно не хватает запаса хэдрума ). Но не только: харизматичный Тэд Ньюджент тоже "полюблял" пользоваться горой Супер Твинов на своих знаменитых "диких" лайвах. Вот они:
Ted Nugent - Cat Scratch Fever ('78) В Супер Твине стоИт удачный, "музыкальный" графический эквалайзер, а также самый глубокий из встроенных реверов Фендера. Глубже и сочнее только Реверб Юнит, а конкурировать может лишь ревер от кастомшопного Фендера ВиброКинг разработки Брюса Зинки (поздней редакции). Ну и - включаемый перегруз является как-бы продолжением клина, более жирным и искаженным его вариантом, что нужно понимать при пользовании. Т.е. это не "чужеродный" довесок, а по сути родной для Фендеров вариант перегруза, вроде Бассмена. Аппарат оказался довольно дорогим, адски тяжелым и, не смотря на действительно классный звук, продавался плохо, поэтому его быстро сняли с производства.
Такой есть в Краснодаре, в одной студии звукозаписи. Не знаю, есть ли еще эти монстры в стране...
По новому ТЗ Джэнс разработал линейку усилков "30", "75", "140", "300PS" и "400PS". Первые три - гитарные головы и комбики:
Последние два монстра - басовые головы мощностью 300 и 400Вт, самые мощные усилки в истории Фендера.
Старик Джэнс фактически "задачи не понял")))))))). Вместо модерновости, он наоборот взял и вернулся к лучшим образцам классики Блэкфейса и Силверфейса. Причем внешне он "нашпиговал" усилки модными переключалками, эквалайзерами, доп-гейнами и прочей ерундой. Типа - выполнял ТЗ))). Но внутренне и по звуку - в основе попытался вернуться к утерянным на тот момент старым добрым традициям Фендера. Это потянуло за собой дорогие компоненты и затратные операции: например, динамики Электровойс, трансформаторы высокого качества по спец-заказу у другого поставщика, масса ручной работы и пр. Руководство решилось на выпуск серии, но постаралось максимально удешевить производство. Джэнс спорить и ссориться не стал - просто ушел на пенсию. Тем не менее, аппараты, за счет таланта разработчика, оказались хорошо звучащими и вполне надежными (кроме капризной басовой четырехсотки). Но - популярности не получили: в моду начинал входит хай-гейн))). А усилки Джэнса выдавали добротный клин и кранч в нормальном режиме (традиционный для Фендера звук) и совсем незлобный овердрайв при включении перегруза (который конечно же недотягивал до Месовского Марка).
Один такой аппарат я покупал на Крэйглисте - 75. Это был комбик с 15-дюймовым ЕВМ. После общей реставрации и небольшой модификации (отключение ультралинейного режима выходного каскада, моды в режиме перегруза и пр.) комбик зазвучал очень достойно. Такой клин сейчас приобретается за деньги совсем другого порядка.
Аппараты серии Джэнса нередко путают с Ривера-эрой, потому что они производились непосредственно перед Риверой, около 2 лет, с 80-го по 82 годы, насколько я знаю. Причем Джэнс и Ривера даже немножко поработали вместе. Например, известно, что они вместе разрабатывали транзисторный Шоумэн Реверб. Вот его опытный образец с подписями Джэнса и Риверы:
Но усилки Джэнса абсолютно другого звука и дизайна.
И вот в 82-м руководство Фендера приглашает Пола Риверу (Paul Rivera). Задача - ровно та же, что и для Джэнса: разработать такой аппарат, чтобы хорошо продавался за счет "умодернения" в угоду модным тенденциям. Грубо говоря - дать народу гейна, мелкого сервиса в виде разрывов, режимов, переключалок, и при этом - за 3 копейки .
Пол Ривера подошел к задаче своеобразно. Была разработана очень обширная линейка. Тут и транзисторники, и чисто ламповые аппараты. Ривера вернулся в дизайне к эстетике Блэкфейс-эры (столь любимой музыкантами). Для ламповых аппаратов он даже не стал выдумывать новые названия моделей, а просто прибавил к ним либо "II", либо "Super". Грамотный маркетинговый ход)))). Типа - вот вам, господа лабухи, ваша любимая классика, но модерновая, обновленная .
В схемотехнике, компонентах, технологиях - а в итоге - в звуке - ему пришлось изворачиваться ужом. И Ривера справился, сколь мог. Он получил недорогие аппараты с модерновыми элементами в звуке и с сохранением классической фендеровской основы. При этом - "начинка" усилителей и общее качество работ невысокого уровня, но и не китайчатина низшего пошиба. Вполне надежны и ремпригодны. Максимально упрощенная конструкция корпусов, максимально технологичные шасси, новый поставщик трансформаторов, динамики - недорогие модели Эминенсов и прочие подобные меры позволили еще немного снизить себестоимость. При этом корпуса конечно стали менее прочными, более "трескучими" и иногда - гулкими. А вот трансы и динамики - Ривера выбрал вполне хорошие связки. И при этом - оставил (как опцию) возможность фабричной установки дорогих моделей ЖБЛ и ЕВ.
Однако...Например, Супер Чемп по звуку ничего близкого не имел с классическими Чемпами. Классика - это простые маломощные комбики, с мелкими динами, с маленьким хэдрумом, а потому - так любимые музыкантами за ранний и негромкий кранчик. Супер Чемп - это 18Вт, со всеми вытекающими. Концерт-2 (на самом деле он не имеет цифры 2 в названии) 1х12 или 2х10 просто не в состоянии сравниться с настоящим БФ Концертом, огромным 4х10. Транзисторный Харвард Реверб или транзисторный Шоумэн Реверб никогда не будут звучать так, как звучали старые ламповые Харвард и Шоумэн - это нереал. А уж про режим перегруза Фендеров Ривера-эры - столько написано, что повторяться не буду. Он неудачен. Что тогда, в 80-е, что сейчас, он остался невостребован. Конкуренции Месе не получилось.
Итого, в остатке, имеем вполне рабочие по клину аппараты (и превосходящие многие современные условно-клины), с посредственным перегрузом и кучкой ненужных (для работы с клином) функций. Поэтому - аппараты эти недороги и широко распространены (там, понятно).
Я ремонтировал несколько Фендеров Ривера-эры - Делюкс Реверб 2, Бассмен-20 и совсем неинтересный транзисторный Шоумэн. Ну что сказать вам за Дэлюкс-2...Очень непросто ремонтируется (внутри - черт ногу сломит)))). Но и ушатать его не так-то просто - надо внутри пройтись кирпичем,а потом паять кривыми руками (как было том случае, что попал ко мне). Т.е. если не курочить амп - работаь будет долго и надежно. Одна беда - даже простой рефреш делается непросто и соответственно дорого. По звуку - он неплох в клине, как все Риверы, непотребен в перегрузе и зувчит вовсе не так, как ожидается от ампа, внешне напоминающего великий классический БФ ДР.
Отдельно стоИт смешной аппаратец под названием Бассмен-20. Это тоже творение Риверы.
По сути - это Чемп-2 с 15-дюймовым дином))). Почему решили назвать это "художество" басовым комбиком - мне не понять никогда. Однако, при определенной грамотной работе мастера с этим аппаратом и установке хорошей пятнашки, мы получаем очень достойный гитарно-слайдо-харповый усилитель мощностью около 15Вт и со звуком, приближенным к БФ Принстону. За совсем смешные деньги. В Штатах эти Б-20 иногда продаются за 100-200 баков (на Крэйглистах).
Кстати сказать, чисто транзисторные комбики Studio Lead и Stage Lead тоже имеют очень приличный клин, легко сравнимый с клином от Роланд Джаз Хоруса. Я ремонтировал несколько таких аппаратов. И всегда дивился вполне рабочему, неплоскому, управляемому клину, при родном динамике в родном кабе. Да, он не сравнится с лампой, но - он на голову выше того звука, что выдают современные транзисторные пукалки...А цена этих Лидов - копейки. Главное - забыть о возможности включения перегруза, как о страшном сне)))))))).