мои извинения за возможно сумбурное изложение или может эта информация всем известна и не особо нужна.
Очень полезная инфа для тех, кто хочет поглубже "окунуться" в Фендеры.
боюсь соврать, вроде до сих пор компания Fender не занимается изготовлением динамиков. они покупают готовые и монтируют в свои комбики. при этом "типичная" маркировка - "Fender Special Design Speaker". на эдаком весёленьком голубеньком фоне. абзац.
Ну наклеечка далеко не всегда была голубенькая. Такая - в основном на Эминах, Оксфордах, Ютах.
Однако, на тех же Эминах встречается т.н. Голд Лэйбл:
На Ютах - часто Оринж Лэйбл:
Все эти ЦТС-ки, Эминенсы, Юты, Дженсены, Оксфорды - это стандартная фабричная поставка. А наибольший интерес по звуку представляют т.н. хай-пауэр спикеры, устанавливавшиеся опционально, по заказу дистров. Большинство из них легко узнать без всяких наклеек (хотя лейба Фендер почти всегда присутствует).
Fender Gauss PS-12:
Узнается по черному радиально-ребристому радиатору и оранжевой корзине с широкими частыми "лапами". Живьем не встречал, про звук ничего не скажу.
Fender Cerwin-Vega PS-12 (в комбо с пятнашками ставился PS-15):
Отдаленно похож на Гауссы - черный радиатор магнита, оранжевая корзина. Но - корзина с четырьмя лапами, а радиатор - с концентричческими ребрами. Звук - JBL-стайл, густой, немного резковатый, но плотный. Шквал звука - такая чувствительность мне встречалась только у старых Алтеков.
Fender Electro-Voice 12F (в комбо с десятками ставились также 10F):
Легендарный EVM-12L, просто с наклейкой для Фендера. Звук - это колокол, ревущий, огромный, мягкий и ударный одновременно. Электро-Войс, "что я могу еще сказать" (С)
Altec-Lancing OEM:
Это - Алтек-414. Традиционная алтековская светло-серая корзина о четырех лапах, керамический магнит, без наклеек. Бывает окрашен синей или темно-серой краской с торца. Вообще, Алтеки на фабрике Фендер ставились очень-очень редко. И только 414. Но зато - очень часто ставились музыкантами, райдерщиками, магазинами, после ушатывания фабричных Ют, Эминов и пр. (особо в Твинах, Квадревербах и пр. монстрах). Часто ставились 417 (B,C (алнико),H (керамика)):
Это 417С (алнико). Но это уже не заводской вариант (зато очень хорошо вучащий). Звук - у меня были 417Н и 417С (этот есть до сих пор). Оба звучат потрясно. Бешеная передача нюансов, немного гундосый (по-хорошему, по-правильному) тембр, бархатный рык на кранче, без малейшего серева (которое так режет уши на многих других динах).
... и добавил:Ну и - конечно же Holy Grail для Твинов, Делюксов и Вибровербов - JBL. Основная модель - двенашка JBL D120F (а была еще пятнашка D130F).
Сначала, еще при дедушке Лео, в ранние Блэкфейсы ставились т.н. Грэйфрейм Елоу Лэйбл:
Гладкая серая корзина, серый "молотковый" колпак на алнико-магните, желтая наклейка. Крайне редко сейчас можно встретить в хорошем оригинальном состоянии: они были маломощными, менее 50Вт, и быстро убивались зверюгами-Твинами. Живьем не встречал.
Чуть позже стали ставиться Грэйфрейм Оринж Лэйбл:
Они стали мощнее (пишут, что от 60Вт и более, у ЖБЛ была своеобразная, практически условная система указания мощности). Но тоже - мало найдется доживших до наших дней без рекона. И, что самое паршивое, рекон-китов на ИМЕННО модель 120 уже давно не существует в природе. Мастера пользуются китами от других моделей ЖБЛ, а это - уже совсем другой звук. Тоже живьем не встречал.
И позднее пошли Оринжфреймы, одни из самых известных ЖБЛок в Фендерах:
Пишут, что, по сравнению с Серыми, эти дины более визгливые, более грубые...Возможно. Сравнить мне не удалось. Но такие были у меня живьем. Звук - весьма яркий, сочный, упругий, с густой и плотной середкой. Ну низа конечно - море, но он не бубнящий. Какой же тогда должен быть Грэйфрейм, если якобы более худший Оринж звучит ТАК?..
Также для Фендера ЖБЛ адаптировали модель Е120 - Е120F:
Сколь я понимаю, это уже керамика. Внешне прилично отличаются от D120F. Живьем не встречал.
Очень редко, в Твины устанавливались двенашки D131F Grayframe Yellow Label:
Чем отличаются по звуку от D120F - не знаю. Живьем слушать\щупать не довелось. Ценятся очень высоко, наверное, потому, что Хендрикс часто использовал именно такой Твин (в американский период и на гастролях\записях там).
... и добавил:Вообще, в Штатах есть такая давняя тенденция - менять в не-амеровских кабах дины на свои, родные и посконные, Алтеки, ЕВ и прочие Пайлы с ЖБЛками
. Открываешь каб с гордым лого Маршалл - а там - четверка резвых ЕВМ-12Л. Потому что родные Селешны приходят в хлам очень быстро. Да и изначально - звучат так себе...А классические американские трудяги затем пашут десятками лет. Удивляя несведущий народ: "Эка как здорово звучит каб Маршалл"
.