Наткнулся на детальную статью по ламповому усилению Fender и его ФИРН. Для общего образования очень хорошо.
Машинный перевод. Катодин = ФИРН. Всё под кат.
Катодинная инверторная схема, в частности Fender, ее история, устройство и некоторые возможные модификации.
Этот сигнально-волновой циклический инвертор является самой простой из ламповых схем, используемых для управления парой двухтактных выходных ламп, использующих один триодный каскад. Он носит разные названия; инвертор с разделенной нагрузкой, SLPI, фазоделитель-гармошка, делитель PK, инвертор с катодной нагрузкой, фазоинвертор «кенгуру» или катодный PI. Он существует с середины 1930-х годов, претерпев лишь небольшие изменения, чтобы соответствовать используемой лампе и выбранному методу смещения и связи.
Поскольку компания Fender имела тенденцию использовать его, у нас есть пример наиболее распространенной версии катодина, самосмещения с связью по переменному току. Преимуществами этой схемы являются ее экономичность, простота и тот факт, что она очень хорошо выполняет свою работу — при правильной настройке.
Хотя Лео Фендер, скорее всего, знал о катодинном фазоинверторе, он решил использовать парафазный инвертор в своих первых двухтактных усилителях Woodie Professional, которые он построил в 1946 году. Он продолжал использовать его с небольшими изменениями, пока в 1953 году плавающий (самосмещающий) парафазный преобразователь не стал его первым выбором для усилителей серии 5D, затем в 1955 году почти вся серия 5E была заменена на катодинные ПИ, за исключением Tremolux 5E9A. . Большинство из них затем были заменены на ставшую теперь стандартной длиннохвостой парой в линейке модели 5F 1957/8 года или линейке 5G 1960/1 года, но не все.
В «Справочнике радиотронного конструктора» — Лэнгфорд-Смит. - 3-е издание - 1941 г., кроме трансформаторных фазоделителей, упоминаются только катодинные, парафазные и плавающие парафазные ламповые инверторы. Хотя схемы дифференциальных усилителей разрабатывались во второй половине 1930-х годов, что привело к появлению пары с длинным хвостом, фазоинвертора О. Шмитта с катодной связью, его лондонская статья 1937 года была расширена и напечатана в Америке в 1941 году, но ему пришлось подождать. до краткого упоминания в 4-м номере 1953 г. издание РДХ.
В журнале Radio Craft за июль 1948 года было хорошее общее освещение схем фазоинвертора Дж. У. Стрэде, включая усилитель с длинным хвостом с катодной связью, не требующий отрицательного питания, как оригинальный инвертор Шмитта. В мартовском номере журнала «Radio Electronics» за 1953 год Г. Ф. Купер дал подробное описание конструкции пары с длинным хвостом, как и Н. Кроухерст в «Audio Craft», май 1956 года, вместе они опубликовали в 1956 году «Проектирование высокоточных схем» в 1957 году. Фендер разработал свою собственную версию LTP, добавив в контур обратной связи контроль присутствия, и вместе с этим изменил и определил звучание рок-н-ролла и всего, что за этим последовало.
Глядя на последовательные схемы Twin, мы видим использование всех четырех упомянутых инверторов.
1952 - 5C8 - Парафаза
1954 - 5D8 - Плавающая парафаза
1955 - 5E8 - Катодин
1957 - 5F8 - Длиннохвостая пара
Но катодин не исчез из списка возможных странствующих альтернатив Фендера. Превратившись в двухтактный усилитель в 1961 году, именно в серии Princeton катодин нашел свое долговременное пристанище, помогая определить характер этого усилителя на следующие двадцать лет. Вот усилители Fender до 1985 года, в которых использовался катодин, с указанием года их выпуска и последующего года их замены.
Во всех этих усилителях использовалась одна и та же схема фазоинвертора, но с немного разными напряжениями и другой парой выходных ламп. Петля отрицательной обратной связи, охватывающая катин, также постоянно развивалась.
Гарвард...........5F10................1956 - 62........... .................................................. ...................250В..........6V6
Делюкс .............5E3.... .............1955 - 61............................. .................................................. ...250В..........6В6
Вибролюкс..........5Ф11..............1956 - 62.... .................................................. .................260В..........
Суперусилитель 6В6... ...5Э4, 5Э4А......1955.................................... .................................................. ........300В..........6V6
Pro Amp..........5E5, 5E5A......1955 - 60...... .................................................. ...................300В..........6L6
Твин...... ..........5Э8, 5Э8А......1955 - 57............................ .................................................. .........300В..........6L6.
Суперусилитель......5F4....1957 - 60............ .................................................. ...........332В..........6Л6
Дирижер.......5Е7.............. ....1955 - 60............................................. ..............................................332В..... .....6Л6
Басман..........5Е6, 5Е6А......1955 - 57........... .................................................. ..........335В..........6L6
После очередного обновления линейки Fender заменил все усилители на фазоинверторы с длинной парой, но было решено использовать катодин в новом 6G2 Princeton 1961 года, который превратился из одного двигателя 6V6 в двухтактный. усилитель с новой схемой тремоло. В это время Fender также решил изменить сопротивление катодинного резистора смещения с 1500 до 1000 Ом (хотя эталонные напряжения на схемах по-прежнему показывают неизменное смещение 1,5 В, что, вероятно, неверно) и снизить напряжение питания через последующие выпуски. пока AA1164 не установил стандарт на уровне около 250 В, где он оставался почти 20 лет.
Princeton.......6G2, AA964, AA1164, B1270, Реверберация с усилением,..1961 - 82....+ RI..........240 - 290В... ......6V6
В 1982 году, когда LTP использовался для фазоинвертора Princeton II, катод затем использовался в новых двухтактных усилителях Champ II и Super Champ 6V6, сохраняя ту же PI-схему, которая использовалась так долго. в Принстоне - с резистором 1 кОм, но повторно повышая напряжение питания до более высокого уровня, который использовался в усилителях 6L6 середины 50-х годов.
Чемпион II и Суперчемпион.....1982 – 86......................... ..............................................335В .........6V6
Хотя катодин все еще широко распространен во многих различных ламповых усилителях Hi-Fi во всем мире, где его использование никогда не было по-настоящему вытеснено, использование катодина в гитарных усилителях было довольно ограниченным. Вот несколько исключений:
Ampeg — AC12, B12-XY и XT, B15-N и ND, B18-X и N, B22-Y, B25, B42-X, G-12, 15 и 20, GU12, GV12, EJ12-A, V3 и мощный STV, все из которых связаны по переменному току, и J12 по постоянному току.
Epiphone — EA-8P
Gibson — GA-30RV, GA-25RTV, GA-88S, Hawk, Titan-Medalist,
Harmony — H-311, 322 и 415.
Kay — 720, 830.
Джим Келли — в его инновационных усилителях использовалось фиксированное смещение. , Катодин, связанный по переменному току.
Magnatone — 413, 415, 421, 422, 425, 431, 440, 441, 460, 260-A, 280-A, от M-2 до M15, MP-1, 2, 3 и 5 — все связаны по переменному току
, и 450 и 480 со связью по постоянному току.
Оранжевый — в усилителях 1970-х годов использовался катодин, связанный как по постоянному, так и по постоянному току.
Rickenbacker -B-16
Silvertone - Многие усилители, в основном связанные по переменному току, но иногда используют катодин, связанный по постоянному току.
Сунн : Помимо транзисторных усилителей, есть довольно много ламповых усилителей, большинство ПИ-усилителей которых связаны по постоянному току. - Твин 30 и 50
Ремарка.
Это все вопрос личного вкуса относительно того, звучит ли гитарный усилитель лучше со сбалансированным фазоинвертором, или же асимметрия сигнала, посылаемого на выходные лампы, улучшает тон усилителя за счет увеличения гармонических искажений четного порядка. Какой запас высоты вам нужен/нужен? В конце концов, возможно, это больше зависит от всех трубок вокруг фазоинвертора. Почему ? Потому что лампе, управляющей катодином, возможно, придется подавать в сеть размах напряжения 100 В, чтобы получить два инверсных выхода с немного меньшим размахом напряжения на другой стороне. Катодин с его очень высокой отрицательной обратной связью имеет очень низкие искажения, в отличие от лампы, возбуждающей его, которая будет искажать до довольно высоких уровней задолго до катодина. То же самое касается и силовых ламп, приводимых в действие фазоинвертором.
Насколько сильно человек хочет управлять выходными лампами и принимаются ли адекватные меры по ограничению тока для удовлетворения этих требований. Считается, что это то, что считается проклятием того, что звук воспринимается как Хороший , Плохой или Уродливый . Но, как сказал человек без имени: «Каждое оружие делает свою мелодию».