Вместо пролога
Как-то раз, бороздя просторы World Wide Web, я наткнулся на один сайт, автор которого очень интересно описывает процесс создания DIY усилителя виде Marshall JCM800. И тут мне пришла в голову идея, а почему бы не поделиться этими знаниями на форуме Guitarplayer.ru? Но тупо кидать ссылку мне не хотелось... Вот, что получилось. (По сути – это не что иное, как авторский перевод).
Начну с того, что долгое время я хотел построить
DIY amp. Как раз недавно я закончил читать книгу
The Guitar Amp Handbook Дэвида Хантера, которая не только побудила меня к постройке усилителя, но и дала мне понимание основных принципов усилителе-строения. Довольно таки продолжительное время я работал техником на студии, поэтому, со чтением схем и паянием особых проблем не было. Тогда мне уже было 41, и я решил: либо сейчас, либо – никогда. Плюс ко всему я играю в группе, и я подумал, что, если я смогу построить amp, – то я смогу его сам проверить в реальном деле.
Какую модель усилителя построить? Существует всякое множество Fender-Kit’ов, но я никогда не был Fender’истом(астом). Начиная с 1989 у меня всегда была
Mesa Boogie в разных его проявлениях: с 1989 по 1997 и меня был
Mark III, потом я опустился до
Boogie DC-3, а последнее время играл через старый
.50 calilber+. Все эти годы, что я выступал со своими группами «Joe Popp» и «Dogs on ice» – и могу сказать, нам постоянно приходилась выступать на том оборудовании, что предоставлялось организатором, которое, как правило, было в виде
Marshall JCM800. После выступлений люди непременно говорили: «Чувак, твоя гитара сегодня вечером звучала просто великолепно». Я всегда любил Marshall’овский звук, но он мне казался каким-то однобоким, что ли, – собственно это одна из причин почему я выбрал Boogie, который мог выдавать более разноплановый звук. Что я осознал в прошествии всех этих лет, так это то, что тебе на самом-то деле нужен только один звук – разумеется, если он по-настоящему хорош! Ну, если почесноку, то звук-то не один, при условии, что вы благополучно разобрались, как работает «volume knob» на вашей гитаре. Вы без труда получите довольно таки большую палитру звучания. Я не думал, что мне удастся где-нибудь достать
JCM800-kit, так как в основном народ строит
JCM45-тые и
Plexi, поэтому я решил собирать Plexi и делать
master volume.
Проведя небольшое интернет исследование, я нашел одну компанию в Малайзии под названием
Ceriatone, которая предлагала
Marshall JCM800-kit! Я был в диком восторге и связался с
Nik Azam – владельцем компании. Nik был очень дружелюбен и великодушно потратил уйму времени на обсуждение со мной характеристик гейна и тона различных видов amp-kit’ов, которые он продает. Я остановился на
JCM800 2204 HW Package 2, который включал в себя все необходимое для того, что бы построить усилитель, за исключением только ламп. Nik предложил мне хорошую цену на уже готовый аппарат, но я сказал ему, что хотел бы сам собрать усилитель. Я отправил ему деньги и вскоре коробка с комплектующими, упакованными в термоусадочную плёнку, лежала у меня на рабочем столе.
Признаюсь, я выглядел немного испуганным, но я просмотрел много вэбсайтов различных людей, которые уже построили свои усилители, и это давало мне основание полагать, что я справлюсь. Как я уже говорил, по профессии я техник. Я хорошо паяю и без проблем читаю схемы. Я, конечно, не такой «чародей-паяльник» как мой брат, но я очень дотошный и имею склонность ко всяким там техническим делам.
Примечание: Ceriatone kits не содержат пошаговой инструкции по сборке; вам придется скачать схему с их сайта.
Примечание: Нутрянка этого
JCM смонтирована в корпусе
JCM45, который, вообще то я люблю больше чем оригинальный JCM.
Вот как выглядит оригинальный JCM800 (reissue).
Все комплектующие очень высокого качества, но вот некоторые монтажные приблуды (опорные винты), выглядят немного сопливо - как на мой взгляд. Я весьма компульсивен по отношению всего того, что касается «железа». Все должно быть из нержавейки и большим!
Примечание: Вы будите видеть различные детали (комплектующие), которые - то появляются, то - исчезают. Это связано с тем, что я пропустил что-то, и мне пришлось вернуться назад, что б переделать. По ходу пьесы, я буду указывать, где я сделал ошибки.
Итак, вот мое путешествие в водоворот ампостроения:
03.23.07Первое, что я сделал – установил силовой трансформатор. Мне пришлось использовать стоковое крепление потому, что я не нашел ни одного из нержавейки, которые бы подошли. Это ничего страшного.
*ОШИБКА: Забыл прикрепить «ушки» для заземления. Ну вот, первый шаг и я облажался.
Как вы помните я начал с того, что я ненавижу сопли, поэтому я решил все опорные винты #4 размера заменить на опорные винты #6 во всех местах, где это только возможно. Я использовал сверло 9/64" для того, что б увеличить размер отверстий в шасси до #6.
*ОШИБКА: Если вы хотите сделать это мод, то делайте это до того как вы установили трансформатор, иначе - вам придется сверлить сквозь него.
Я использовал то же самое сверло для того, что бы расширить отверстия в плате.
Вот на что должен походить опорный винт. Нержавейка 6-32
Я использовал гайки
Nylok #6 размера везде, где только мог. Они имеют нейлоновую вкладку, которая предотвращает раскручивание из-за вибрации усилителя. Поверьте, я играю громко!!! Когда я закончу с этим усилителем – он будет вибрировать.
Вот как выглядят установленные опорные винты.
03.26.07У меня закончились гайки Nylok. Пришлось использовать обыкновенные. Поэтому я промазываю их клеем
Loctite дабы избежать раскручивания. Заметили, слева я прикрепил «ушки» для заземления.
Здесь я расширяю отверстия в шасси для крепления выходного трансформатора и дроссельной катушки.
А здесь, я а опять использую гайки Nylok 1/4" размера для прикручивания выходного трансформатора.
Отверстие крепления дроссельной катушки требует небольшой подгонки.
Трансформаторы и дроссельная катушка прикручены к шасси.
*ОШИБКА: Набор включает в себя резиновые кольца-втулки, которые вставляются в отверстия в шасси через которые проходят провода дабы последние не повредились от вибрации. Я их не поставил. Ничего страшного - поставлю позже.
Теперь я начинаю прокладку.
03.27.07Следуя схеме, я проложил провода к гнездам ламп.
03.29.07Следующим этапом я проложил провода от выходного трансформатора и дроссельной катушки
03.30.07Поставил 2 цоколя для ламп (на предыдущей фотографии вы можете видеть две дыры ниже трансформатора)
Справа внизу припаял два черных сопротивления
1K 5W к выводам #4, #6;
5.6K 2W к выводу #5. Поставил переключатели и предохранитель.
Установил выходы на динамики
Монтажная плата была предварительно собрана Nik’ом в Ceriatone. Вот как она выглядит.
Я прикрутил потенциометры и продолжил паять дальше. Я поставил
1uF конденсатор и
4.7K резистор на пот пресенса
Установил
input jack и на кторый поставил
500pF конденсатор,
470K и
1M резисторы.
Лампы поставлены.
V1 получил
Tung Sol 12AX7,
V2 и
V3 Electro Harmonix 12AX7,
лампа мощника -
JJ KT77 Пробный запуск. Подключаем усилитель к динамику от своего Mesa Boogie .50 Caliber +. Щелкаем по выключателю
«On», в то время как
«Standby» остается не тронутым. Моей радости не было предела, -
предохранитель не сгорел! Я дал усилителю прогреется и щелкнул «Standby». Усилитель заработал!
Ну, что ж, теперь настал момент истины.JCM работает, остается только подключить гитару. Я втыкнулся своим
Washburn N2. Звук непередоваемый. Я в кайфе. До сих пор не верится, что все работает!
04.09.07Я решил двигаться дальше и облачить мой усилитель в
Marshall Style head cabinet, который я приобрел вот у этих ребят
Mojo.
Между тем, мне нужно было проверить мой усилитель, так сказать, в условиях, максимально приближенных к боевым. Я взял свой новоиспеченный усилитель, Boogie, педаль буста (кстати, я ее тоже сделал сам) и отправился на репетиционную базу. Звук был великолепный! Что касается тона, то моя 16-ти летняя Boogie была просто вчистую уничтожена новоделкой. Проблема, которая всегда стояла предо мной, используя Boogie –
«clean channel» был всегда
«слишком чистым», а
«lead channel» был слишком
«хайгейнистым». И это все притом, что я в плане тона предпочитаю
Angus Young style crunch. JCM дал мне все! Я был сильно удивлен: стоит «прибрать»
Volume и я получал тот самый, долгожданный, чуть подгруженный чистый.
Но не все было так хорошо, как хотелось в моем ламповом раю. Я заметил довольно таки сильный шум, который нарастал все сильнее и сильнее с увеличением громкости. Boogie был намного тиши. Намного. Я знал две вещи: первое – я смогу это исправить; второе – я не могу использовать мой усилитель как основной гир, до тех пор, пока с ним происходит вся эта конетель. Меня переполняли двойственные чувства: с одной стороны я был довольным достигнутыми результатами, с другой – где то чуть-чуть подавленным. Я пришел домой, вынул свой усилитель из кабинета, положив его на рабочий стол. Amp, с видом творения доктора Франкенштейна, восседал на столе…
04.10.07После туевой хучи разбирательств и написаний нескольких дюжин писем Nik’у в Ceriatone, у меня появилось несколько идей как можно все исправить – одна из которых – переложить заново все провода, предварительно укоротив их максимально. После нескольких часов работы я опять включил свой Amp – шум уменьшился но не значительно. Что ж работа продолжается….
04.16.07Копаясь в проблеме, оказалось, что мне нужно было скрутить намного больше проводов, чем я скрутил ранее. Также выяснилось, что не желательно скручивать вместе провода идущие от «мощника» и «выходника» Итак, мне пришлось почти все полностью разобрать и начать практически с начала. Пришлось еще больше укоротить провода, и, по рекомендации Nik’а, кое где добавить «экрана». Фотография со снятой платой.
Вот фото того, как все получилось после переделки. Ну, что ж, монтаж, как причина шума - ликвидирована. Я так считал…
Я снова поместил амп в кабинет и вернулся на репетиционную базу, в уверенности что шума не будет. Я подключился в старый
Bassman 70 2X15 Cabinet и опа –
ШУММММ!
Ёптить! И так, опять за работу – сказал я себе.
04.17.07Я еще раз прокрутил в голове все причины, которые могли бы вызывать шум, и единственное стоящее, что приходило мне в голову, так это то, что я поставил бракованные лампы. Когда-то, я читал на
18Watt.com.com, что причиной всех проблем могут быть некачественные лампы в
преде. Я решил попробовать заменить
Tung Sol в
V1 на
Electro Harmonix 12AX7. Вы не поверите!!! Тихо!!! То есть не то, что шума стало меньше. Его вообще не было!!! Я прыгал от радости. А делов то было – всего заменить одну паршивую лампу. Я опять поместил амп в кабинет. Меня переполняло чувство самоудовлетворения.
04.19.07Несколько дней подряд я игрался со своим ампом, втыкая его в различные кабинеты, которые только попадались мне на пути, но понял, что это не дело и мне нужен мой собственный кабинет для моего JCM. Я опять засел за поиски, так как мои требования были весьма специфичны: мне нужен был кабинет, который вмещал бы 2x12”динамика, но имел бы классический
Marshall-style внешний вид, дабы соответствовать моей голове.
Опять на помощь пришел
Mojo.
Marshall Style 2x12 Slant был почти такой же как
Marshall 2061CX, но чуть-чуть шире.
04.24.07Купил на eBay лого «
Marshall»
Теперь он выглядит как
Marshall, а не как простая черная коробка.
Я знал, что моему кабинету понадобятся динамики. Самый офигенно звучащий кабинет, который я когда-либо слышал, - это был
70's Marshall с
4X12 Celestion Greenbacks. Решение относительно динамиков было принято очень быстро.
04.25.07Сегодня приехал мой кабинет. Я был немного расстроен так как на передней панели сбоку была вмятина.
<Вот, видите, не только у нас перевозчики «калечат» кабинеты во время транспортировки (примечание Doozer’a)> Я не стал замарачиваться с возвратом, а просто произвел некоторые восстановительные работы.
И приступил к установке динамиков
Celestion Greenback
04.26.07Я использовал провод
Belden 16 Gauge speaker wire для монтажа динамиков. Существует определенное количество идиотов, которые реально замарачиваются насчет проводов для динамиков (должно быть я отношусь к ним).
05.01.07Я достал шасси и решил немного поэкспериментировать с отдельными компонентами. Я заменил 2 оранжевых
Ceriatone’овских конденсатора на 2 черных конденсатора от
Sprague Atom. Они слева на плате. Я не заметил никаких изменений в плане тона, но скажу, что считается, что
именно в этом месте Atom’ы – Зэ Бэст. Черт! Кажется я полный придурок!
05.08.07На том же eBay заказал колеса для своего кабинета. Это настоящие
Marshall’овские колеса. Я отдал за них
60$. Вот установка.
05.10.07Решил заменить kit’овую «фурнитуру» на аутентичную.
05.11.07Наконец появилась возможность провести небольшую рекординговую сессию.
Я использовал
MacBook Pro с оригинальным
Digidesign Mbox (более не производится) через
ProTools 7.3.1.
Mbox channel 1 =>
Neumann U87 расположенный примерно в 18 дюймах от кабинета.
Mbox channel 2 => классический
Shure SM57.
Recording set up:
Гитара
Fender California Series Telecaster с синглом
Dimarzio Virtual Hot PAF DP214 F в бридже.
Volume push-pull типа переключен на
single coil. Струны
Elixir 10. Вы спросите, а где же нэковый датчик? Скажу: нэковыйдатчик нам не нужен.
Шнур – [/]Gepco GLC20[/i] 15 футов длинной.
Clip 1: Crunch - Shure SM57 Mono Clip 2: Bright Gain - Neumann U87 Left, Shure SM57 Right Clip 3: Darker Gain - Neumann U87 Left, Shure SM57 Right Clip 4A: Clean Humbucker - Neumann U87 Left, Shure SM57 Right Clip 4B: Clean Single Coil - Neumann U87 Left, Shure SM57 Right Clip 5: Joe's Sound - Neumann U87 Left, Shure SM57 Right Продолжение следует...