Кто-нить понимает, зачем в JCM 900 MK III напихано пикушечной мелочи
Та "мелочь", что включена между анодом и сеткой, превращается "не в мелочь" - их ёмкости умножаются в Кус раз. Подробности можно прочитать, нагуглив "эффект Миллера". Считайте, что эти "подросшие" конденсаторы включены "сетка-земля", если вам такое привычней. (10 пФ тоже включён А-С, только через [значительно бОльшие] С 22 нФ, 2,2 нФ, 220 пФ).
зачем все эти странные ООС
Собственно, ответил выше. Можно считать это и ООС.
зачем зенеры на входе
Тайна. ИМХО, вообще низачем.
Это же, блин, унылый двухкаскадник. Откуда там гейн с возбудами, странно все это.
это же все равно простые два каскада+диоды
После второго триода стоит диодный мост + 1 диод, которые ограничивают сигнал на сетке на уровне около 1,5...1,65 В (3...3,3 В пик-ту-пик). Поделите сигнал на аноде на сигнал на диодах. Вот в это кол-во раз (примерно на 33-36 дБ +/-) возрос гейн ("гейн" не в смысле Кус, а в смысле компрессии, т.е. слышимого эффекта). Это касается именно тех двух каскадов (+диоды), про которые вы спрашивали. Т.е., два каскада 900-го - совсем не унылый, в смысле гейна, двухкаскадник.
А что касается всего преампа, то эффект увеличения гейна в значительной мере сглаживается тем, что в обоих случаях - с диодами/без - сигнал после них всё равно усиливается до ограничения. Зато, сильно меняется АХ - сигнал то делится/ограничивается диодами, то снова усиливается (третьим триодом). Аналогия - схема ОУ+диоды на выходе (MXR D+ и т.п.). Если поставить диоды и в ООС, то уровень ограничения и гейн будут практически теми же, а динамика становится более зажатой.
2-я лампа не более чем повторитель/буфер,
Не понял, как это? Если считать баллонами, то "вторая лампа" - это усилитель энд повторитель (буфер). А если считать триодами, то 2-й триод - усилитель.
Просто пытаюсь понять логику разработчика
Я уже переболел этим, нет таких желаний - влазить в голову неизвестного мне разработчика.